Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:58, курсовая работа
Среди экзотических животных, которые содержатся в домашних условиях, в настоящее время все большую популярность приобретают пауки-птицееды (отряд Araneae, подотряд Orthognatha, семейство Theraphosidae).
Введение………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Наружное строение пауков-птицеедов…………………………… 5
1.1. Паутина……………………………………………………………… 12
ГЛАВА 2. Внутреннее строение пауков-птицеедов………………………… 14
2.1. Нервная система и органы чувств………………………………… 14
2.2. Пищеварительная система………………………………………... 14
2.3. Кровеносная и дыхательная системы……………………………. 15
2.4. Половая система…………………………………………………… 17
ГЛАВА 3. Содержание пауков-птицеедов в домашних условиях на примере родов Brachypelma и Acanthoscurria………………………………………… 19
3.1. Грунт…………………………………………………………………. 19
3.2. Террариум…………………………………………………………..... 20
3.3. Освещение……………………………………………………………. 20
3.4. Температура и влажность…………………………………………… 20
3.5. Корм………………………………………………………………….. 21
3.6 Линька…………………………………………………………………. 22
ГЛАВА 4 . Применение материала работы в школе……………………… 23
Заключение…………………………………………………………………... 25
Список использованных источников………………………………………. 26
Приложение 1 . Иллюстрированный каталог пауков-птицеедов…………. 27
3.3. Освещенность
Все пауки-птицееды обитают в норах и укрытиях и ведут исключительно сумеречно-ночной образ жизни, проявляя активность, как правило, при отсутствии освещения. Поэтому нет необходимости в оборудовании террариумов для птицеедов дополнительным освещением. Возможно использование низковольтной лампы, 15-25 ватт. Красный свет пауки не видят, и поэтому для наблюдения за их естественным поведением можно рекомендовать красную лампу. Если террариум оформлен растениями, то следует использовать флуоресцентную лампу, дающую полный спектр (лампа дневного света или биолампа).
У видов Brachypelma albopilosum и Brachypelma vagans наблюдалась
отрицательная реакция на яркий солнечный
или искусственный свет, что выражалось
в рытье нор или перемещении в темный угол
террариума. У рода Acanthoscurria отрицательной
реакции на свет не обнаружено.
По литературным данным [5, 6, 12] при выборе температур для содержания необходимо учитывать особенности конкретных видов пауков-птицеедов. Большинство птицеедов не требуют дополнительного обогрева.
Тропические виды предпочитают температуру
25-30 градусов, влажность 70-90%, пауки
умеренного пояса – 23-27 градусов, влажность
- 50-70%, пауки пустынных мест обитания
– 23-30 градусов , 35-70%. При исследовании
нами было определено, что для пауков-птицеедов
видов Brachypelma vagans и Brachypelma albopilosum оптимальными
условиями являются: температура от 24
до 32 градусов, при этом наибольшая активность
наблюдается при температуре
26-28 градусов. Нагреватели: наиболее удобно использовать стеклянные ванночки с водным обогревателем. Так поддерживается и температура и влажность. Можно использовать нижний подогрев с помощью термоподушек, термопленок или термокабеля.
Влажность должна составлять около 75%.
Для пауков рода Acanthoscurria температура
должна составлять 24-30 градусов, при
этом наибольшая активность наблюдается
при температуре 26-28 градусов и влажности
40-75%. В зимний период в связи с пониженной
влажностью необходимо производить опрыскивание
террариума и устанавливать «поилки»
с водой для поддержания необходимых
параметров влажности. Для измерения влажности
можно использовать специальные гигрометры
для террариумов.
3.5.Корм
Пауки-птицееды являются облигатными хищниками и питаются исключительно животной пищей. В природе едят только подвижную добычу, в неволе же отмечено употребление в пищу как молодыми пауками, так и взрослыми экземплярами обездвиженных кормовых объектов, а также отдельных их частей, кусочков мяса и рыбы. Основными кормами в домашних условиях являются различные виды сверчков (домовой, банановый, красноголовый, двупятнистый), тараканы (мраморный, мадагаскарский, колумбийский), мучной червь, саранча, лягушки, мелкие ящерицы, «голые» мышата и молодые мыши [11, 14]. Размеры корма не должны превышать размеров абдомена паука. Частота кормления и величина объектов питания зависят от возраста самих пауков-птицеедов. Кормить молодняк необходимо каждый день, пауков средних размеров – раз в 4-5 дней, взрослых - 2-3 раза в месяц. Крупным экземплярам необходимо предоставление доступа к открытой воде для питья. Экспериментально нами был установлено, что виды Brachypelma vagans и Brachypelma albopilosum предпочитают в качестве корма живые объекты, но также возможно использование в пищу кусочков курицы или рыбы.
Частота кормления - 2 раза в неделю для молодых, часто линяющих животных, и 1 раз в 7-10 дней для взрослых. Более частое кормление необходимо перед размножением. Отказ от еды может происходить по следующим причинам: наступающий период линьки, низкая температура, переполнение желудка [6].
Вода
паукам-птицеедам жизненно необходима.
При содержании птицеедов средних размеров
желательно установить в террариум поилку
с водой. Крупным экземплярам необходимо
предоставление доступа к открытой воде
для питья в обязательном порядке. При
этом в среднем один раз в неделю требуется
замена воды, поскольку многие наземные
виды сбрасывают пережёванные останки
кормового животного и экскременты непосредственно
в поилку. Новорожденные и молодые пауки
могут обходиться без специальной ёмкости
с водой при наличии достаточного для
выкапывания норы слоя влажного субстрата.
3.6. Линька
Линька, или замена старого экзоскелета, - критический период в жизни пауков. Научно этот процесс разделяется на 4 стадии, которые не имеют чёткого разграничения относительно друг друга, – proecdysis, ecdysis и postecdysis, а также, так называемую, межлиночную стадию. Полностью весь этот циклический процесс у взрослых пауков занимает около года, большую часть которого они находятся в межлиночной стадии, и в определённое время сочетание гормонов вызывает активизацию цикла. Наступление приближающейся линьки можно определить следующим образом: оголённый участок на брюшке начинает темнеть изнутри, потому что старый экзоскелет прозрачен и сквозь него видно зарождающийся новый, волоски которого темные. Обычно это происходит приблизительно за две недели до начала линьки.
Примерно в это же время между новым и старым экзоскелетами выделяется экзувиальная жидкость, размягчающая нижний слой старого экзоскелета – эндокутикулы. Этот процесс называется apolysis.
В конце стадии proecdysis птицеед переворачивается на спину и линяет в таком положении. Многие пауки, особенно только что отловленные из природы, плетут для этой цели специальную шаровидную паутину. Иногда линька птицеедов происходит в вертикальном положении (причина такой разницы поведения неизвестна).
В процессе линьки старый экзоскелет ослабляется по бокам и в центре, расходится в стороны, и птицеед в новом экзоскелете выходит из него. Этот процесс может продолжаться от двадцати минут до нескольких часов, особенно продолжительно у очень крупных экземпляров. По окончании линьки паук, выйдя из старого экзоскелета, некоторое время находится в прежнем положении. Новый экзоскелет, изначально имеющий складки, расправляется (видимо, за счёт давления гемолимфы), и составляющие его хитин и склеротин затвердевают. В это время птицеед не питается и абсолютно беспомощен: не может защитить себя, быстро передвигаться. Оставшийся после линьки экзоскелет называется exuvium (экзувий).
Промежутки времени, проходящие между линьками паука-птицееда (instar), различны по продолжительности и зависят от его возраста, внешних условий (температура и влажность) и обилия корма и удлиняются по мере его взросления.
У новорожденных
пауков линька происходит приблизительно
раз в месяц (иногда чаще – в
зависимости от температурно-влажностного
режима содержания и режима кормления),
у взрослых – до одного раза в три
года (самки поздних возрастов) [13, 14, 15].
Глава
4. Применение материала
работы в школе
Существуют
различные формы учебной
Наиболее
полно учебно–воспитательные
Проведенные, например, учащимися длительные наблюдения за влиянием различных условий (температура, освещенность, влажность) на развитие и поведение пауков, содержащихся в живом уголке, даст более яркое представление о классе паукообразные, об особенностях внешнего строения и поведения.
План-конспект урока на тему: «Класс Паукообразные»
Цель: Сформировать представление о классе Паукообразные.
Задачи:
Образовательные:
- изучить особенности внешнего и внутреннего строения класса Паукообразные на примере паука-птицееда;
- познакомиться с условиями обитания паукообразных;
- изучить видовое разнообразие;
- определить роль для человека и в природе;
Воспитательные:
- формировать научное мировоззрение;
- формировать познавательный интерес к биологии;
- развивать экологическую культуру;
- воспитывать у учащихся культуру общения путем работы в группах;
Развивающие:
- развивать интеллектуальные способности и умения учащихся;
- развивать умения сравнивать представителей класса Паукообразные с ранее
изученными классами.
- развивать
навыки планировать свою
Тип урока: урок изучения, осмысления и закрепления знаний, умений, навыков.
Методы:
1.Словесные (рассказ, беседа).
2. Наглядные (таблицы).
План урока
1.Организационная часть.
2.Актуализация знаний.
3.Изучение нового материала.
4.Общее закрепление знаний.
5.Рефлексия. Подведение итогов урока.
6.Домашнее задание.
Заключение
Информация о работе Содержание в домашних условиях пауков-птицеедов (семейство Theraphosidae)