Содержание в домашних условиях пауков-птицеедов (семейство Theraphosidae)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Среди экзотических животных, которые содержатся в домашних условиях, в настоящее время все большую популярность приобретают пауки-птицееды (отряд Araneae, подотряд Orthognatha, семейство Theraphosidae).

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Наружное строение пауков-птицеедов…………………………… 5
1.1. Паутина……………………………………………………………… 12
ГЛАВА 2. Внутреннее строение пауков-птицеедов………………………… 14
2.1. Нервная система и органы чувств………………………………… 14
2.2. Пищеварительная система………………………………………... 14
2.3. Кровеносная и дыхательная системы……………………………. 15
2.4. Половая система…………………………………………………… 17
ГЛАВА 3. Содержание пауков-птицеедов в домашних условиях на примере родов Brachypelma и Acanthoscurria………………………………………… 19
3.1. Грунт…………………………………………………………………. 19
3.2. Террариум…………………………………………………………..... 20
3.3. Освещение……………………………………………………………. 20
3.4. Температура и влажность…………………………………………… 20
3.5. Корм………………………………………………………………….. 21
3.6 Линька…………………………………………………………………. 22
ГЛАВА 4 . Применение материала работы в школе……………………… 23
Заключение…………………………………………………………………... 25
Список использованных источников………………………………………. 26
Приложение 1 . Иллюстрированный каталог пауков-птицеедов…………. 27

Работа содержит 1 файл

курсовая 34.doc

— 1.53 Мб (Скачать)

     3.3. Освещенность

     Все пауки-птицееды обитают в норах  и укрытиях и ведут исключительно  сумеречно-ночной образ жизни, проявляя активность, как правило, при отсутствии освещения. Поэтому нет необходимости  в оборудовании террариумов для  птицеедов дополнительным освещением. Возможно использование низковольтной лампы, 15-25 ватт. Красный свет пауки не видят, и поэтому для наблюдения за их естественным поведением можно рекомендовать красную лампу. Если террариум оформлен растениями, то следует использовать флуоресцентную лампу, дающую полный спектр (лампа дневного света или биолампа).

       У видов Brachypelma albopilosum и Brachypelma vagans наблюдалась отрицательная реакция на яркий солнечный или искусственный свет, что выражалось в рытье нор или перемещении в темный угол террариума. У рода  Acanthoscurria отрицательной реакции на свет не обнаружено. 

                                         3.4. Температура и влажность

     По  литературным данным [5, 6, 12] при выборе температур для содержания необходимо учитывать особенности конкретных видов пауков-птицеедов. Большинство птицеедов не требуют дополнительного обогрева.

           Тропические виды предпочитают температуру  25-30 градусов, влажность 70-90%,  пауки умеренного пояса – 23-27 градусов, влажность -  50-70%, пауки пустынных мест обитания – 23-30 градусов , 35-70%. При исследовании нами было определено, что для пауков-птицеедов видов Brachypelma vagans и Brachypelma albopilosum оптимальными условиями являются: температура от 24 до 32 градусов, при этом наибольшая активность наблюдается при температуре 
 
 

26-28 градусов. Нагреватели: наиболее удобно использовать стеклянные ванночки с водным обогревателем. Так поддерживается и температура и влажность. Можно использовать нижний подогрев с помощью термоподушек, термопленок или термокабеля.

          Влажность должна составлять около 75%. Для пауков рода  Acanthoscurria температура должна составлять  24-30 градусов, при этом наибольшая активность наблюдается при температуре 26-28 градусов  и влажности 40-75%. В зимний период в связи с пониженной влажностью необходимо производить опрыскивание террариума и устанавливать «поилки» с водой для поддержания необходимых параметров влажности. Для измерения влажности можно использовать специальные гигрометры для террариумов. 

3.5.Корм

     Пауки-птицееды являются облигатными хищниками и питаются исключительно животной пищей. В природе едят только подвижную добычу, в неволе же отмечено употребление в пищу как молодыми пауками, так и взрослыми экземплярами обездвиженных кормовых объектов, а также отдельных их частей, кусочков мяса и рыбы. Основными кормами в домашних условиях являются различные виды сверчков (домовой, банановый, красноголовый, двупятнистый), тараканы (мраморный, мадагаскарский, колумбийский), мучной червь, саранча, лягушки, мелкие ящерицы, «голые» мышата и молодые мыши [11, 14]. Размеры корма не должны превышать размеров абдомена паука. Частота кормления и величина объектов питания зависят от возраста самих пауков-птицеедов. Кормить молодняк необходимо  каждый день, пауков средних размеров – раз в 4-5 дней, взрослых - 2-3 раза в месяц. Крупным экземплярам необходимо предоставление доступа к открытой воде для питья. Экспериментально нами был установлено, что виды Brachypelma vagans и Brachypelma albopilosum предпочитают в качестве корма живые объекты, но также возможно использование в пищу кусочков курицы или рыбы.

     Частота кормления - 2 раза в неделю для молодых, часто линяющих животных, и 1 раз  в 7-10 дней для взрослых. Более частое кормление необходимо перед размножением. Отказ от еды может происходить по следующим причинам: наступающий период линьки, низкая температура, переполнение желудка [6].

     Вода паукам-птицеедам жизненно необходима. При содержании птицеедов средних размеров желательно установить в террариум поилку с водой. Крупным экземплярам необходимо предоставление доступа к открытой воде для питья в обязательном порядке. При этом в среднем один раз в неделю требуется замена воды, поскольку многие наземные виды сбрасывают пережёванные останки кормового животного и экскременты непосредственно в поилку. Новорожденные и молодые пауки могут обходиться без специальной ёмкости с водой при наличии достаточного для выкапывания норы слоя влажного субстрата. 
 

3.6. Линька

            Линька, или замена старого экзоскелета, - критический период в жизни пауков. Научно этот процесс разделяется на 4 стадии, которые не имеют чёткого разграничения относительно друг друга, – proecdysis, ecdysis и postecdysis, а также, так называемую, межлиночную стадию. Полностью весь этот циклический процесс у взрослых пауков занимает около года, большую часть которого они находятся в межлиночной стадии, и в определённое время сочетание гормонов вызывает активизацию цикла. Наступление приближающейся линьки можно определить следующим образом: оголённый участок на брюшке начинает темнеть изнутри, потому что старый экзоскелет прозрачен и сквозь него видно зарождающийся новый, волоски которого темные. Обычно это происходит приблизительно за две недели до начала линьки.

     Примерно  в это же время между новым  и старым экзоскелетами выделяется экзувиальная жидкость, размягчающая нижний слой старого экзоскелета – эндокутикулы. Этот процесс называется apolysis.

     В конце стадии proecdysis птицеед переворачивается на спину и линяет в таком положении. Многие пауки, особенно только что отловленные из природы, плетут для этой цели специальную шаровидную паутину. Иногда линька птицеедов происходит в вертикальном положении (причина такой разницы поведения неизвестна).

     В процессе линьки старый экзоскелет ослабляется  по бокам и в центре, расходится в стороны, и птицеед в новом экзоскелете выходит из него. Этот процесс может продолжаться от двадцати минут до нескольких часов, особенно продолжительно у очень крупных экземпляров. По окончании линьки паук, выйдя из старого экзоскелета, некоторое время находится в прежнем положении. Новый экзоскелет, изначально имеющий складки, расправляется (видимо, за счёт давления гемолимфы), и составляющие его хитин и склеротин затвердевают. В это время птицеед не питается и абсолютно беспомощен: не может защитить себя, быстро передвигаться. Оставшийся после линьки экзоскелет называется exuvium (экзувий).

          Промежутки времени, проходящие между линьками паука-птицееда (instar), различны по продолжительности и зависят от его возраста, внешних условий (температура и влажность) и обилия корма и удлиняются по мере его взросления.

У новорожденных  пауков линька происходит приблизительно раз в месяц (иногда чаще – в  зависимости от температурно-влажностного режима содержания и режима кормления), у взрослых – до одного раза в три года (самки поздних возрастов) [13, 14, 15]. 
 
 
 
 

Глава 4. Применение материала работы в школе 

     Существуют  различные формы учебной работы: урок, экскурсии, связь уроков с домашними работами, летние задания, внеурочные работы. Программа 8 класса [8] включает вопрос о «Разнообразии паукообразных» (1ч.).

     Наиболее  полно учебно–воспитательные задачи разрешаются на основе тесной связи  классно–урочной системы обучения с внеклассной работой по данной теме. Хорошо поставленная внеклассная  работа позволит учащимся значительно раскрыть, осознать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Связано это, прежде всего с тем, что в процессе внеклассной работы используются наблюдение и эксперимент – основные методы биологической науки. Основное содержание внеклассной работы по теме «Разнообразие паукообразных»  - знакомство школьников с видовым составом класса Паукообразные, с возможностью содержания представителей семейства Theraphosidae в живом уголке.

     Проведенные, например, учащимися длительные наблюдения за влиянием различных условий (температура, освещенность, влажность) на развитие и поведение пауков, содержащихся в живом уголке, даст более яркое представление о классе паукообразные, об особенностях внешнего строения и  поведения.

     План-конспект урока на тему: «Класс Паукообразные»

Цель: Сформировать представление о классе Паукообразные.

         Задачи:

         Образовательные:

- изучить особенности внешнего и внутреннего строения класса Паукообразные на примере паука-птицееда;

- познакомиться с условиями обитания паукообразных;

- изучить  видовое разнообразие;

- определить  роль для человека и в природе;

         Воспитательные:

- формировать научное мировоззрение;

- формировать познавательный интерес к биологии;

- развивать  экологическую культуру;

- воспитывать у учащихся культуру общения путем работы в группах;

         Развивающие:

- развивать интеллектуальные способности и умения учащихся;

- развивать умения сравнивать представителей класса Паукообразные с ранее

изученными  классами.

- развивать  навыки планировать свою деятельность, работать в группах, рефлексировать. 
 
 

         Тип урока: урок изучения, осмысления и закрепления знаний, умений, навыков.

      Методы:

1.Словесные  (рассказ, беседа).

2. Наглядные  (таблицы).

      План  урока

1.Организационная часть.

2.Актуализация знаний.

3.Изучение нового материала.

4.Общее закрепление знаний.

5.Рефлексия. Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

  1. Семейство Пауки-Птицееды насчитывает около 900 видов, населяющих преимущественно зону лесов и степей Американского, Африканского, Азиатского континентов, а также Австралии и Южной Европы. Все птицееды ведут сумеречно-ночной образ жизни, проводя световой день в норах, которые обычно роют сами. Также дневными прибежищами для них являются стволы поваленных деревьев и иные наземные укрытия. Древесные виды укрываются в дуплах, листве, ветвях деревьев, сплетая себе "гнёзда" из паутины.
  2. Тело паука-птицееда условно можно разделить на две части – головогрудь и брюшко, соединённые между собой небольшой перемычкой – pedicel. Сверху тело птицееда покрыто экзоскелетом. Всё тело птицеедов покрыто волосками, выполняющими различные функции.
  3. Центральным органом нервной системы пауков-птицеедов является мозг, расположенный в нижней части на протяжении головогруди. Основную функцию восприятия птицеедов выполняет осязание. Зрение и обоняние развито слабо. Дыхательная система представлена двумя парами книжных легких. Кровеносная система представляет собой незамкнутую сеть сосудов, по которым циркулирует гемолимфа, заканчивающихся в тканях тела.  Птицееды обладают половым диморфизмом: мужские и женские особи отличаются размерами и формой брюшка.
  4. Особенности содержания пауков-птицеедов в домашних условиях определяются условиями их обитания в естественной среде и заключаются в использовании различных видов субстрата, освещенности, температурных режимов и влажности. В результате исследования было определено, что при содержании в домашних условиях пауков-птицеедов родов Brachypelma и Acanthoscurria предпочтительными видами субстрата будут являться кокосовый субстрат и смесь речного песка с гравием. Для пауков-птицеедов рода Brachypelma оптимальными условиями являются: температура от 24 до 32 градусов, при этом наибольшая активность наблюдается при температуре 26-28 градусов. Влажность должна составлять около 75%. Для пауков рода  Acanthoscurria температура должна составлять  24-30 градусов, при этом наибольшая активность наблюдается при температуре 26-28 градусов  и влажности 40-75%. Основными кормами в домашних условиях являются различные виды сверчков (домовой, банановый, красноголовый, двупятнистый), тараканы (мраморный, мадагаскарский, колумбийский), мучной червь, саранча, лягушки, мелкие ящерицы, «голые» мышата и молодые мыши. Частота кормления и величина объектов питания зависят от возраста самих пауков-птицеедов.

Информация о работе Содержание в домашних условиях пауков-птицеедов (семейство Theraphosidae)