Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 14:07, реферат
Многочисленные задачи естествознания, техники и механики, биологии, медицины и других отраслей научных знаний сводятся к математическому моделированию процессов в виде формулы, т.е. в виде функциональной зависимости. Так, например, переходные процессы в радиотехнике, кинетика химических реакций, динамика биологических популяций, движение космических объектов, модели экономического развития исследуются с помощью дифференциальных уравнений. Всё это и явилось главной причиной выбора темы работы.
Введение………………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Решение задач по биологии………………………………………………...4
Задача 1………………………………………………………………………..5
Задача 2 ……………………………………………………………………….8
Задача 3……………………………………………………………………….12
Заключение …………………………………………………………………………....16
Список используемой литературы………………………………………………...…17
Мелитопольський государственный педагогический университет
им. Богдана Хмельницкого
Кафедра
информатики и
кибернетики
Индивидуальное-научно исследовательское задание
по дифференциальным уравнениям на тему :
«Решение биологических задач с помощью дифференциальных уравнений»
Мелітополь,
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Решение задач по биологии………………………………………………...4
Заключение …………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………..
Введение.
Многочисленные задачи естествознания, техники и механики, биологии, медицины и других отраслей научных знаний сводятся к математическому моделированию процессов в виде формулы, т.е. в виде функциональной зависимости. Так, например, переходные процессы в радиотехнике, кинетика химических реакций, динамика биологических популяций, движение космических объектов, модели экономического развития исследуются с помощью дифференциальных уравнений. Всё это и явилось главной причиной выбора темы работы.
Материалом для данной работы послужила теория дифференциальных уравнений и наиболее известные задачи естествознания, решаемые с помощью дифференциальных уравнений.
Целью настоящей работы является рассмотрение возможности применения дифференциальных уравнений для решения задач биологического цикла.
Методы
исследования опираются на принципы функционального,
сравнительного и сопоставительного изучения
математических явлений.
Раздел 1. Решение задач по биологии.
Обычно, модели, используемые в биологии, делят на три категории:
Математическое моделирование, как метод исследования обладает рядом несомненных достоинств.
Во-первых, сам метод изложения количественных закономерностей математическим языком точен и экономичен. Во-вторых, проверка гипотез, сформулированных на основе опытных данных, может быть осуществлена путём испытания математической модели, созданной на основе этой гипотезы. Наконец, математическая модель позволяет судить о поведении таких систем и в таких условиях, которые трудно создать в эксперименте или в клинике, изучать работу исследуемой системы целиком или работу её любой отдельной части.
Задача№1. Определить во сколько раз увеличится количество бактерий
за 9 часов, если в течение 3 часов их количество изменилось от 100 да 200.
Решение. Опытным путём установлено, что скорость размножения бактерий, если для них имеется достаточный запас пищи и созданы другие необходимые внешние условия (например, отсутствие подавления бактерий другими видами), пропорциональна их количеству.
Пусть х - количество
бактерий, имеющееся в данный момент, тогда
скорость изменения их количества:
Так как скорость
размножения бактерий пропорциональна
их количеству, то существует такая
k, что:
Разделяем в
дифференциальном уравнении переменные:
Интегрируя, получаем:
что после потенцирования даёт:
Для нахождения С используем начальное условие: при t = 0 х = 100. Имеем: Се˚ = 100, С = 100, и, значит, х = 100 еkt.
Коэффициент е k находим из условия: при t = 3 х = 200. Имеем:
Искомая функция:
При t = 9 х = 800.
Ответ.
Количество бактерий за 9 часов увеличится
в 8 раз.
Заметим, что закон, при котором скорость увеличения вещества пропорциональна наличному количеству вещества это, так называемый, закон "естественного роста".
Эта
математическая модель процесса изменения
количества микроорганизмов в колонии
в зависимости от времени получена
при очень больших
Ответ на вопрос, насколько закон "естественного роста" отвечает реальному процессу, даёт опытная проверка. Очевидно, что на каком-то подмножестве данные будут хорошо согласованы с моделью, а саму модель можно использовать для прогноза.
В
1845 году Ферхюлст - Перл получил уравнение,
учитывающее внутривидовую
b(х, Δх) = δ х2 Δt.
Тогда
Δх = ε х Δt - δ х2Δt.
Здесь ε - специфическая (врождённая) скорость размножения популяции, δ - коэффициент внутривидовой конкуренции. Разделим обе части последнего уравнения на Δt и переходя к пределу, получим
Это и есть уравнение Ферхюлста - Перла. Решением этого уравнения после математических преобразований и обозначения ε / δ = h при t0 = 0 и х(0)=х0.является:
Задача№2. Найти зависимость между площадью листа дерева, имеющего форму круга от времени, если в 6 часов утра эта площадь равнялась 1 600 см2, а в 18 часов того же дня - 2 500 см2.
Решение. Площадь листа имеет форму круга, т. е. пропорциональна длине окружности листа. Скорость увеличения площади листа пропорциональна , к тому же, количеству солнечного света, падающего на него.
Количество солнечного света, пропорционально, в свою очередь, площади листа и косинусу угла между направлением лучей и вертикально к листу.
Примем угол между направлением луча Солнца
и вертикалью в 6 часов утра и в 18 часов равен 90°,
а в полдень -
0°.
Пусть t - время, отсчитываемое от полуночи. Если S - переменная площадь листа, то скорость роста листа:
где 2πr - длина окружности листа, Q - количество солнечного света, k1 - коэффициент пропорциональности.
Площадь листа S = πr2, откуда:
Тогда:
По условию
Q = k2 S cos α,
где α - угол между направлением лучей и вертикалью, k2 - коэффициент пропорциональности.
Угол α - линейно возрастающая функция аргумента t:
α = k3 t + b.
Параметры k3 и b находим из дополнительных условий:
при t = 6 α = -π/2,
при t = 12 α = 0,
при t = 18 α = π/2.
Из двух последних условий имеем:
0 = 12k3+ b,
π/2 =18k3+ b.
Решая эту систему, получаем:
k3= π/12, b= - π.
Следовательно,
Подставляя значение α в (2), имеем:
Q = k2 S cos [π (t - 12) /12].
Из уравнения (1) получаем:
Обозначим k = k1k2. После разделения переменных, имеем:
Интегрируя, получаем:
Из начальных условий (при t = 6 S = 1600, при t = 18 S = 2500) имеем:
Решая эту систему, получим:
Подставляя эти значения в (3), получаем:
откуда:
Ответ.
Зависимость между площадью листа дерева,
имеющего форму круга от времени выражается
формулой (4).
Задача№3. Найти зависимость между высотой дерева и временем его роста.
Информация о работе Решение биологических задач с помощью дифференциальных уравнений