Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 18:48, курсовая работа
В школьном курсе биологии «рыбы» рассматривается в 7 классе (зоология) в разделе: царство животные; тип хордовые; надкласс рыбы; класс хрящевые рыбы; класс костные рыбы.
1. Введение (актуальность темы: место темы рыбы в школьном курсе, объяснение некоторых терминов встречающихся в тексте, водораздельное положение Смоленской области)
2. Описание хищных видов рыб Смоленской области
3. Место обитание хищных рыб Смоленской области
4. Питание хищных рыб Смоленской области
5. Разделение рыб по типу откладки икры
6. Заключение
7. Литература
План
Введение
Место
темы «Рыбы» в школьном
курсе биологии
В школьном курсе биологии «рыбы» рассматривается в 7 классе (зоология) в разделе: царство животные; тип хордовые; надкласс рыбы; класс хрящевые рыбы; класс костные рыбы.
Царство животные в школе преподается в среднем 38 академических часов из них на тип хордовые отводится один час, надкласс рыбы один час, класс хрящевые рыбы один час, класс костные рыбы один час, итоговая проверочная работа по теме один час. Итого на рассмотрение темы рыбы в школьном курсе биологии отводится 5 часов.
Рассмотрение «тип хордовые» в школьном курсе биологии: тема урока «общая характеристика типа хордовые» цель урока: рассмотреть особенности строения хордовых и принципы выделения подтипов (бесчерепные и позвоночные)
Рассмотрение «надкласс рыбы» в школьном курсе биологии: тема урока «общая характеристика рыб, их внешнее и внутренне строение» цель урока: рассмотреть общее строение рыб, их связи с водной средой, охарактеризовать их внешнее строение и системы органов.
Рассмотрение «класс хрящевые рыбы» в школьном курсе биологии: тема урока «класс хрящевые рыбы. Систематика надкласса рыбы, характеристика хрящевых рыб» цель урока рассмотреть систематическое положение, особенности строения и образа жизни хрящевых рыб. Продолжить формировать умения проводить сравнения.
Рассмотрение «класс костные рыбы в школьном курсе биологии: тема урока «класс костные рыбы. Разнообразие особенности строения, образа жизни и их промысловое значение. Цель урока рассмотреть систематику строение и значение костных рыб, связь и различие в строение и образе жизни с хрящевыми рыбами.
Итоговая
контрольная работа по теме «рыбы»
тема: характеристика, систематика, особенности
строения и образа жизни представителей
типа хордовые и надкласса рыбы. Цель контрольной
работы, закрепление и проверка знаний,
выполнение тестовых заданий характеризующие
тип хордовых, разнообразие, особенности
строения, образа жизни, природного и хозяйственного
значения рыб.
План-конспект
по теме "Надкласс
рыбы. Общая характеристика
рыб. Особенности
строения рыб в
связи с водной
средой обитания"
Цели урока.
Обучающие: сформировать
знания об общей характеристике рыб,
особенностях внешнего строения рыбы
в связи с водной средой обитания;
Развивающие: развивать
умения наблюдать, устанавливать причинно-
Воспитательные:
патриотическое воспитание на примере
рыб нашей области, воспитание трудолюбия,
самостоятельности и уважения при
работе в парах.
Методы. Словесные,
наглядные, практические, частично-поисковый.
Тип урока. Урок
изучения нового материала.
Оборудование. Живые
аквариумные рыбы, презентация, раздаточный
материал.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент | Готовность учителя | Готовность учащихся |
Мотивация | Игра «черный
ящик»
Выведены впервые в Китае, и надежно скрывались за стенами дворцов китайских императоров. В Европе впервые появились только в XVII в. В Россию впервые попали из Китае в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Царь велел посадить их в хрустальные чащи. В хороших условиях содержания может дожить до 50 лет. Телескоп, комета, львиная голова, жемчужина существует более 12 разновидностей Сказочный персонаж, исполняющий желания |
Ответ «золотая рыбка» |
Мостик-связка. Цель урока |
На этом уроке
мы начинаем изучение новой темы надкласс
Рыбы, в течении нескольких занятий Вы
познакомитесь с особенностями внутреннего
и внешнего строения, размножения и их
систематикой. Сегодня мы познакомимся с общей характеристикой рыб и особенностями внешнего строения рыб в связи со средой обитания. В ходе лабораторной работы мы будем развивать умения исследовательской работы, умения наблюдать за живыми объектами, устанавливать связь строения и функций. |
слушают |
Изучение нового материала | Первоначальные
представления о многообразии рыб
(рассказ учителя, демонстрация презентации). Рыбы
– исконные обитатели водной среды. Рыбы
населяют моря, океаны, пресные водоемы,
и даже пересыхающие и пещерные водоемы.
По обилию видов – около 20 тыс. –
самый многочисленный класс Хордовых
животных. Рыбы
отличаются друг от друга внешним обликом,
особенностями строения, физиологией,
экологией и поведением. Их размеры
зависят от возраста, количества и
качества корма, температуры воды. Самые
крупные живут в море. Рекорд здесь
принадлежит китовой акуле или
гигантской акуле. Их длинна более 20 м,
вес 14 – 15 тон. Среди речных
рыб нашего региона первенство держит
– сом, длинна 5 м, вес 300 кг) Самые маленькие на Земле бычки (бычок люционский мистихтис) и карликовая пандака обитатели Филиппинских островов. |
Смотрят презентацию |
Общая характеристика рыб (заполнение кроссворда, см. Приложение 1). Большинство особенностей рыб Вам известны, поэтому мы даем общую характеристику рыб в необычной форме разгадывая кроссворд. Рыбы – позвоночные животные, обитающие в воде и передвигающиеся при помощи плавников. Их тело состоит из головы, туловища и хвоста. Их кожу покрывает чешуя и слизь. Имеется особый орган чувств – боковая линия. Орган дыхания – жабры. Кровеносная система в виде одного замкнутого круга кровообращения, сердце двухкамерное. Известно свыше 20 000 видов. Наука изучающая рыб называется: ихтиология. | Заполняют кроссворд. | |
Внешнее строение
рыб в связи с водной средой
обитания (Самостоятельная лабораторная
работа). Многообразие
условий жизни в воде повлияло
на облик рыб и способствовало большому
разнообразию формы их тела, множеству
приспособлений к условиям обитания как
в строении, так и в биологических особенностях. Для того
чтобы выяснить как влияет водная
среда, на внешнее строение рыб мы
выполним лабораторную работу “Внешнее
строение и особенности передвижения
рыбы”. Лабораторную работу вы будете выполнять в парах самостоятельно. Внимательно читаете задания, отвечаете на вопросы и заполняете таблицу. Обратите внимание на 8 пункт лабораторной работы, это задание повышенной сложности, это задание выполняют те ребята, кто сможет. В конце работы обязательно сделайте вывод. На выполнение лабораторной работы 10 минут. |
||
Обсуждение
лабораторной работы (беседа, демонстрация
презентации). - Какова
форма тела рыбы и как она приспособлена
к среде обитания? Дополнение
учителя. Человек устраивает для
своего передвижения в воде, заостряя
носы своих лодок и кораблей, а
при постройке подводных лодок
придает им веретеновидную, обтекаемую
форму рыбьего тела). Форма тела
может быть различной шаровидной (рыба-еж),
плоской (скат, камбала), змеевидной (угри,
мурены). В чем
особенности покровов тела рыбы? Каково
значение слизистой пленки на поверхности
рыбы? Дополнение
учителя. Эта слизистая пленка способствует
уменьшению трения при плавании, и благодаря
своим бактерицидным свойствам, препятствует
проникновению в кожу бактерий, т.к. кожа
рыб проницаема для воды и некоторых растворенных
в ней веществ (гормон страха, половые
гормоны) Каковы
особенности окраски рыбы? Придонные
рыбы и рыбы травянистых и коралловых
зарослей часто имеют яркую пятнистую
окраску или полосатую (так называемую
“расчленяющую” расцветку маскирующую
контуры головы). Рыбы могут менять
свою окраску в зависимости от
цвета субстрата. Назовите
отделы тела рыб. Каковы
границы отделов? Почему
у рыб нет шеи? Органы
чувств. В чем
особенности зрения рыб? Есть ли веки
у рыбы почему? У живущих
в условиях плохой освещенности глаза
либо очень крупные (как телескопы),
либо наоборот, очень малы или вообще скрыты
под кожей. Положение глаз также изменчиво.
Цветное зрение у костных рыб. В чем
особенности обоняния рыб? Дополнение
учителя. Очень хорошо обоняние развито
у акул достаточно несколько капель
крови, что бы привлечь хищника за несколько
сот метров. Что такое
боковая линия и каково ее значение? Опыт
с закрытыми глазами. Помимо
вышеперечисленных органов Орган слуха
– внутреннее ухо. Звуковые волны
в воде рыба воспринимает всей поверхностью
тела, что вызывает раздражение слухового
нерва, возбуждение передается по слуховым
нервам к внутреннему уху. Рядом с внутренним
ухом находится орган равновесия, благодаря
которому рыба ощущает положение своего
тела. Как называются
органы движения рыб? (демонстрация логико-структурной
схемы) На какие
группы они делятся? Каково
значение. А теперь
посмотрим как связаны факторы
водной среды и особенности внешнего
строения тела. Поднимите
руки кто справился с этим заданием? Вывод. В чем выражается приспособленность внешнего строения рыб к жизни в воде? |
Предполагаемые
ответы. Рыба
плавает в воде быстро и проворно;
она легко разрезает воду благодаря
тому, что тело ее имеет обтекаемую
форму (в виде веретена), более или менее
сжатого с боков. Тело
рыб большей частью покрыто твердыми
и плотными чешуями, которые сидят
в складках кожи (как у нас ногти),
а свободными концами налегают друг
на друга, точно черепица на крыше. Чешуйки
разрастаются вместе с ростом рыбы,
и на просвете мы можем увидеть концентрические
линии, напоминающие годичные кольца на
срезах дерева. По наростам концентрических
полос можно определить возраст чешуи,
а вместе с тем и возраст самой рыбы. Дополнительно
чешуя покрыта слизью. Окраска
тела. У рыб спинка темная, а брюшко светлое.
Темная окраска спины делает их мало заметными
на фоне дна при рассматривании сверху,
блестящая серебристая окраска боков
и брюшка делает рыбу незаметной на фоне
светлого неба или солнечного блика при
рассмотрении снизу. Окраска
делает рыбу малозаметной на фоне места
обитания. Голова
у рыбы сразу переходит в туловище,
а за тем в хвост. Шеи у рыбы
нет. С гибкой вихляющей шеей тело
животного перестало бы быть цельным
и крепким клином, который должен
легко пробивать себе дорогу в толще
воды. Глаза.
Рыбы могут видеть только на расстоянии
до 1 м, хотя некоторые представители
могут видеть на расстоянии 10 – 12 м.
Зрение рыб зависит от освещенности
и от прозрачности воды. Век у
рыб нет. Зрение играет важную роль
при поисках пищи, уходе от опасности и
при внутривидовом общении (контакте в
стае, поиск партнера, поведение между
молодью и родителями). Ноздри
- органы обоняния. Каждая ноздря поделена
складочкой кожи на два отверстия: через
одно вода входит, через другое – выходит.
Рыба воспринимает запахи веществ, растворенных
в воде. Боковая
линия. С помощью нее рыбы ориентируются
в потоках воды, воспринимают приближение
и удаление добычи, хищника или
партнера по стае, избегают столкновений
с подводными препятствиями. Органы
движения – плавники Парные
(грудные, брюшные) непарные (спинной, анальный=подхвостовой,
хвостовой) Для продвижения
вперед рыба отталкивается от воды,
волнообразно изгибаясь всем телом
и одновременно работая плавниками,
которые являются регуляторами и стабилизаторами
необходимыми для управления движения
и балансировки. Большая
плотность воды – обеспечивает обтекаемую
форму тела. Прозрачность
- защитную окраску тела и возможность
зрения. Способность
растворять различные вещества - обоняние. Текучесть
– органы боковой линии. Приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в обтекаемой форме тела, покровительственной окраске, плавно переходящих органах тела, особенностях покровов (чешуя, слизь), органов чувств (органы боковой линии), органов передвижения (плавников). | |
Мировоззренческий вывод. | На этом уроке мы с вами рассмотрели одно из общебиологических понятий “связь строения и функций” на примере внешнего строения рыбы. | слушают |
Домашнее задание. | § 31, творческое
задание. Сделайте (в виде небольшого иллюстрированного журнал) подборку интересных сообщений о рыбах нашего региона. |
Записывают в дневник |
Закрепление. | Решение биологических
задач [1]. Почему
в реках рядом с полями и
фермами обитает мало рыб? Какие
меры надо применять для увеличения численности
рыб? Известны случаи вылова рыбаками крупных нормально упитанных щук, которые были совершенно слепыми. Почему отсутствие зрения не сказалось существенно на жизни рыб? |
Отвечают |
Поурочный вывод. | Оценки:
лабораторная работа; за работу на уроке |
Лабораторная
работа
Лабораторная
работа. “Внешнее строение и особенности
передвижения рыбы”
Цель. Изучить (на
примере костистой рыбы) особенности
внешнего строения и способы передвижения
рыбы.
Оборудование: банка
с рыбой в воде.
Ход работы.
1.Рассмотрите рыбу в банке с водой, определите форму ее тела. Объясните, какое значение она имеет для жизни рыбы в воде?
2.Рассмотрите расположение чешуи для жизни рыбы в воде? Какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни в воде?
3.Рассмотрите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните это различие.
4.Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установите их границы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов для жизни рыбы в воде.
5.Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? Определите, в чем особенность строения глаз.
6.Рассмотрите у рыбы плавники. Определите, какие из них парные, а какие непарные. Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде.
7.Исходя из собственных наблюдений и текста учебника (§ 31) заполните таблицу 1.
8.* Отметьте, как факторы водной среды влияют на внешнее строение рыб. Для этого стрелочками покажите взаимосвязь фактора среды (4 колонка) и внешнего строения рыбы.
9.Сделайте вывод
о приспособленности рыбы к жизни в воде.
Таблица 1.
Признаки | Характеристики | Значение | Факторы водной среды |
Формы тела | Обтекаемая, сжатая с боков. | Снижение трения воды | Большая плотность воды. |
покровы | Кожа, чешуя, слизь | Защита, снижение трения воды | |
окраска | Спинка темная (сливается с дном), брюшко светлое (незаметно на фоне светлого неба) | Защитная, маскировка. | Прозрачность. |
Отделы тела | Голова плавно переходит в туловище и хвост. | Снижение трения воды | |
Органы чувств | |||
зрение | глаза | Хорошо видят на близком расстоянии | Прозрачность |
Обоняние | ноздри | Восприятие запахов растворенных в воде | Способность растворять различные вещества. |
Боковая линия | Каналы лежащие под чешуей | Позволяет чувствовать потоки воды, различать предметы, воспринимать электромагнитные поля. | Текучесть. |
Слуха | Внутренне ухо | Восприятие звуковых волн | |
Равновесия | Ощущение положения своего тела. | ||
Органы передвижения | Не парные плавники: Спинной, анальный |
Устойчивость при движении | |
Хвостовой | Движение вперед | ||
Парные: Грудные |
Повороты в воде, движение вверх вниз и в стороны | ||
Брюшные | Удерживает в равновесии в вертикальном положении |
Актуальность
темы
Рыбный промысел в нашей стране имеет большое значение. Обладая огромными площадями пресных и морских водоемов, Россия выходит по вылову рыбы на первое место в Европе и на третье в мире после Китая и Японии. В России из года в год увеличивается удельный вес рыбной промышленности в питании населения.
Существенное значение в получении рыбной промышленности имеют внутренние водоемы нашей страны. Из общего вылова рыбы они дают примерно 20% рыбной продукции. В настоящее время ведется большая работа по развитию прудного хозяйства. Все в большей степени осваиваются естественные водоёмы-реки, озера, дающие населению свежую рыбу. Принимаются меры по обогащению водоёмов ценными видами местных промысловых рыб и путем аклиматизации новых видов, из других водоёмов России.
Этот интерес к развитию рыбного хозяйства в нашей стране вызывает необходимость всестороннего изучения ихтиофауны, знание видового состава рыб населяющих водоёмы Смоленской области, их биологии и экологических взаимосвязей. Изучение рыб имеет большёе познавательное значение. Они являются предками более высокоорганизованных позвоночных животных, покинувших воду и приспособленных к жизни в воздушной среде, на рыбах легко показать как влияет среда обитания на строение тела животного и дать общее представление о направлении эволюции в связи с переходом к наземному существованию. Рыбы, широко освоившие самые разнообразные условия водоемов, представляют также удобный объект для изучения единства организма и среды.
Данная работа поможет ближе
познакомится с ихтиофауной
Объяснения некоторых терминов, встречающихся в тексте.
Боковая линия- представлена в виде продольного ряда прободенных отверстиями чешуй. Полной она называется тогда, когда имеется на всем протяжении чешуйного покрова ( от головы до хвостового плавника) а не полной в том случае когда она не доходит до конца чешуйного покрова или прерывается.
Высота тела- наибольшая высота тела (чаще всего в средней части тела впереди спинного плавника)
Глоточные зубы- расположены на пятой видоизменённой жаберной дуге. У карповых они бывают расположены либо в один ряд (однорядные) либо в два ряда (двухрядные) либо в три ряда (трёхрядные)
Горло- пространство на брюшной стороне тала между местом прикрепления жаберных перепонок и основанием грудных плавников
Губы- мягкое мясистое образование вокруг рта
Длина тела- измеряется у разных видов рыб по разному. У карповых от начала рта до конца чешуйного покрова у осетровых, сомов, налимов- от конца рта до крайних лучей хвостового плавника.
Длина непарных плавников- расстояние между основаниями первого и последнего лучей плавника
Жаберная крышка- костная крышка закрывающая жаберную полость.
Жаберные тычинки- костные или хрящевые образования в виде палочек расположенные на передней внутренней стороне жаберных дуг тычинки подсчитываются на первой жаберной дуге.
Жаберные лепестки- пластинкообразные выросты на задней стороне жаберных дуг.
Жаберные перепонки- кожные выросты окаймляющие сзади жаберную крышку.
Жерновок- твердый роговой слой на верхней стенке глотки, поддерживаемый отростком затылочной кости.
Жировой плавник- расположен на спинном плавнике на хвостовом стебле, лишен плавниковых лучей.
Жучки- костные образования на теле рыбы(осетровых) расположены продольными рядами и имеют коническую форму
Киль- острый край брюшка. Он бывает покрыт чешуей или голый
Лоб- межглазничный промежуток.
Плавниковые лучи- различают простые, имеющие вид колючек и ветвистые(сложные) которые разветвляются на вершине в виде метелки, иногда разветвляются почти до основания луча.
Межжаберный промежуток- перегородка, ограничивающая жаберную полость снизу.
Плавники- различают парные(грудные и брюшные), непарные(спинной, анальный, хвостовой).
Рот- различают нижний конечный и верхний рты.
Сошник- непарная кость на переднем конце нёба, эта кость у различных рыб имеет разнообразную форму. У многих рыб на сошнике имеются зубы.
Чешуя- у высших рыб представлена тонкой костной пластинкой. Если на заднем конце имеются зубчики, то такая чешуя называется ктеноидной (окуневые)если же зубчиков нет циклоидная (Лещ, плотва, чехонь, сазан, карась и др.)
Челюстная кость- самая большая кость, входящая в состав верхней челюсти, расположена за предчелюстной костью, у некоторых представителей окуневых задний конец челюстной кости покрыт предглазничной.