Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:24, реферат
Эмоциональная устойчивость (ЭУ) – это такое свойство личности, которое обеспечивает стабильность стенических эмоций и эмоционального возбуждения при воздействии различных стрессоров. Эмоциональная устойчивость, которая дополнена высоким качеством управлений эмоциональным состоянием – одно из важнейших условий обеспечения здоровья, надежности деятельности, сохранения высокой психической и физической работоспособности в стрессовых условиях.
1.2. Эмоциональная устойчивость, её зависимость от совершенства управления деятельностью
Эмоциональная
устойчивость (ЭУ) – это такое
свойство личности, которое обеспечивает
стабильность стенических эмоций и
эмоционального возбуждения при
воздействии различных
Показателями ЭУ (самообладания, выдержки,
хладнокровия) являются: сохранение у
человека оптимистического настроения,
отсутствие чувства страха, растерянности,
подавленности и прочего при
возникновении какой-либо угрожающей
ситуации (или, во всяком случае, эти
эмоции сознательно подавляются, уменьшаются
до минимальных размеров). При наличии
ЭУ у человека не возникает излишнего
возбуждения или апатии, скованности,
приводящих к ухудшению мыслительных
способностей, нарушению координации
движений, упадку сил, ухудшению самочувствия.
Напротив, эмоциональная неустойчивость
характеризуется преобладанием
негативных эмоций, перевозбуждением,
апатией, истощением нервной системы
и т. п.
ЭУ должна сочетаться с гибким управлением
эмоциональным состоянием - способностью
человека создавать произвольно нужное
настроение, изменять уровень эмоционального
возбуждения. Это дает возможность, корректируя
эмоции, делать их адекватными (по виду
и силе) конкретной ситуации, что позволяет,
в частности, с одной стороны, экономить
нервную энергию, с другой – использовать
эмоциональную самостимуляцию (целенаправленное
повышение уровня эмоционального возбуждения
для увеличения работоспособности) для
более полного использования своих потенциальных
возможностей. Эмоциональная устойчивость
(ЭУ) – качество не врожденное, а вырабатывающееся
в ходе жизни, что с помощью сознательно
организованных действий ее можно повысить,
что она зависит в первую очередь от особенностей
личности, совершенства, вида и характера
протекания ее мыслительной и практической
деятельности, качества используемых
ею способов целенаправленного регулирования
своего эмоционального состояния.
Не нервная система определяет содержание и основные особенности поведения человека, а деятельность, зависящая от личностных качеств, влияет на состояние его нервной системы. Личностные же качества человека обусловлены приобретенными им в ходе жизни знаниями, умениями и свойствами психики. Любые воздействия на человека, способные изменять психическое состояние, вызывают с его стороны те или иные ответственные действия, благодаря которым эффект воздействий усиливается или ослабляется.
Нужно учитывать, что от совершенства
сознательного управления деятельностью
зависит не только производительность
труда, учебы и пр., но и психическое
состояние человека, величина испытываемой
им психической нагрузки. Уровень
управления деятельностью – наиболее
важный из психических компонентов
подготовленности человека к деятельности,
от которой, в частности, как известно,
зависит его чувство
Так же как при определении типов
нервной системы, нужно научиться
оценивать психическую
Перечислим некоторые
Отрицательно сказываются на результатах деятельности и чрезмерная общительность, словоохотливость, потребность в обильной текущей информации, увлеченность большим количеством различного рода «хобби» и т.п. В итоге не решаются главные задачи, что, естественно, приводит к переживаниям, к болезненной самокритике.
Отрицательный эффект воздействия
несовершенства управления деятельностью
проявляется в различных
Непроизводительные «утечки» нервной
энергии могут происходить
Психическое состояние человека зависит от характера его взаимоотношений с людьми, которые могут быть построены на взаимной симпатии, взаимопонимании или при наличии антипатии, нежелания понимать друг друга. Большую роль в этом, в частности, играет искусство общения. Отсутствие тактичности, умения и желания понимать людей, неадекватные по этой причине их действиям поступки приводят к нездоровым отношениям, к постоянным конфликтам, напряженности.
Говоря о психических факторах, отрицательно воздействующих на здоровье и приводящих к расстройству нервной системы, сердечно-сосудистым и прочим заболеваниям, обычно отмечают негативную роль, которую играет в этом неотреагированность отрицательных эмоций, состояние фрустрации, ведущее, в частности, к нарушению гормонального баланса организма (появлению избытка адреналина и норадреналина). Но немалый вред приносит и несдержанность эмоций. Помимо того что при таком поведении человек сам себя взвинчивает, нервируя окружающих, он понижает и плоды своих «трудов» в виде ответных реакций с их стороны. Таким образом, он сам создает себе нездоровую микросреду, приводящую к ослаблению ЭУ.
Эмоциональная неустойчивость – результат таких форм деятельности человека, которые приводят к хроническому недовосстановлению нервной системы (к той или иной степени ее истощения). Истощение нервной системы возникает в результате чрезмерно сильной или длительной (иногда постоянной) психической напряженности, не сбалансированной полноценным восстановлением сил. В то же время ЭУ снижается и при отсутствии достаточно больших эмоциональных переживаний, оказывающих тренирующее воздействие на психику. Ведь нервная система так же тренируема, как сила мышц или физическая выносливость. Ее можно поддерживать в хорошей спортивной форме, а можно, наоборот, систематически расшатывать.
В то же время большинство людей связывают ЭУ с врожденными особенностями нервной системы: крепкая нервная система «железные нервы» – человек устойчивый, мужественный, слабая – неустойчивый, робкий. Такой взгляд является ошибочным, поскольку сама сила нервной системы – показатель непостоянный, она зависит от целого ряда факторов.
Слабость нервной системы
Наблюдается следующая цепочка
взаимовлияний деятельности и нервной
системы. Содержание, характер и объём
деятельности, в первую очередь зависящие
от целей человека, являются причиной
возникновения
того или иного эмоционального состояния
(ЭС). ЭС приводит к определенному физическому
состоянию нервной системы, от которого,
в свою очередь, зависит характер протекания
ЭС, которые следуют далее, а также – итоговое
эмоциональное состояние.
Текущее состояние нервной системы зависит и от врожденных особенностей, влияющих на её чувствительность и выносливость к психическим воздействиям. Но пределы выносливости нервной системы ограничены, а объем психической нагрузки, которую неразумная организация деятельности может на нее взваливать, безграничен. Именно в силу этого личностные факторы и оказывают наибольшее влияние на ЭС и ЭУ.
Какое эмоциональное возбуждение является оптимальным для деятельности и состояния человека? В силу явления суммации высокий исходный уровень эмоционального возбуждения при попадании человека в стрессовую ситуацию часто приводит к его повышенной раздражительности, возникновению перевозбуждения, в результате чего быстро иссякает нервная энергия, нарушается координация движений, ухудшается качество мышления и пр.
В то же время в определенных ситуациях
требуется большой уровень
Низкий уровень возбуждения
необходим в предрабочий
Нужно учитывать также, что факторы, обусловливающие образ жизни человека, протекание его практической и умственной деятельности, могут быть как временными, так и постоянными. В последнем случае они становятся причиной того или иного обычного для человека психического состояния, в силу чего и воспринимаются как проявление врожденных особенностей его нервной системы. Ведь, несмотря на текучесть, изменчивость психических состояний у каждого человека, благодаря имеющимся у него стабильным, характерным для него формам (стилю) поведения, образу мыслей, привычным эмоциональным реакциям на определенные воздействия, возникают типичные для него эмоции, состояние нервной системы.