Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:19, реферат
Современная биология при описании живого идет по пути перечисления основных свойств живых организмов. При этом подчеркивается, что только совокупность данных свойств может дать представление о специфике жизни. Первое. Живые организмы характеризуются сложной, упорядоченной структурой. Уровень их организации значительно выше, чем в неживых системах. Второе. Живые организмы получают энергию из окружающей среды, используя ее на поддержание своей высокой упорядоченности. Большая часть организмов прямо или косвенно использует солнечную энергию. Третье. Живые организмы активно реагируют на окружающую среду. Способность реагировать на внешние раздражители - универсальное свойство всех живых существ, как растений, так и животных. Четвертое.
I Структурные уровни организации живой материи.
1.Сущность живого, его основные признаки.
2.Клетка как элементарный структурный компонент живой материи.
3.Принципы биологической эволюции.
II Современная научная картина мира.
1.Понятие научной революции. Место научных революций в формировании научной
картины мира.
2.Понятие научной картины мира. Исторические типы научной картины мира.
3.Принцип глобального эволюционизма.
4.Синергетика.
III Геронтология и эволюционная биология.
IV Групповой естественный отбор на жажду познания.
Что ж, последнее положение этого вердикта (сменяемость поколений - фактор стабильности вида во времени) можно, пожалуй, принять. Однако позволим себе усомниться вот в чем: так ли уж очевидно, что для оптимальной сменяемости поколений необходима программа самоликвидации отдельно взятой особи?
Безусловно, на
данный вопрос природа
Проанализируем.
В первых двух случаях связь
размножения с программой
И что следует из предложенных примеров? А то, что налицо два разных подхода к проблеме выживания: так сказать, с позиции особи и с позиции вида. Конечно, с человеческой точки зрения (этической, а не биологической), не дать животному возможности питаться, лишив его рта, - более чем жестоко. Но если в качестве целого рассматривать не особь, а вид (что не слишком этично, зато биологично), то все становится на свои места: от особи требуется воспроизвести потомство, жизнеспособное и плодовитое, - и больше ничего; дальше - только не мешать. Значит, с позиции вида, старение (и как следствие - смерть) - только для того, чтобы не мешать? Да и вообще, где здесь, в наших примерах, старение? Ведь смерть приходит в молодом, а что до упомянутой выше агавы, в самом цветущем возрасте! А как же принцип рифмы: развитие - старение? Последнего, по сути, нет.
Действительно
- нет. В диких популяциях животн
И все-таки:
если старение заложено в
И что же это за несовершенство? Это - несовершенство, или, точнее, отсутствие абсолютной надежности генетически заданной защиты организма от действия самых различных повреждающих факторов - как внешнесредовых, так и внутренних. В какие бы тепличные условия организм ни поместить, повреждения возникают с роковой неизбежностью хотя бы потому, что процесс обмена веществ сам по себе содержит элементы агрессии против собственного организма. Это - побочные продукты метаболизма: к примеру, накапливающиеся в клетках шлаки; кислородсодержащие свободные радикалы - молекулы или их фрагменты, несущие неспаренные электроны и потому химически агрессивные (гипотеза старения американского ученого Д.Хармана). Кроме того, повреждающими факторами могут быть: аномальные белки, возникающие в клетке из-за ошибок считывания с основных матриц - ДНК или РНК; дефектные структуры клеточных мембран; разрывы в ДНК, которые накапливаются с возрастом, а это - повреждение генетической программы функционирования клетки; потеря участков ДНК из- за ее "недорепликации", то есть неполноценного удвоения (связь данного явления со старением - основа гипотезы А.М.Оловникова).
Короче говоря,
возможностей для
Зачем было
природе создавать две
Итак: специальной
программы старения нет - есть
программа развития и
IV Групповой естественный отбор на жажду познания.
К одной из особенностей человека следует отнести любопытство и жажду знаний, что обрекало многих людей на жертвы и лишения. Вспоминая проделки бесчисленных поколений школьников и студентов, увиливавших от занятий, можно счесть стремление к знанию противоестественным, тем более что овладение знаниями зачастую не помогало, а скорее мешало их владельцам выжить и, соответственно, оставить большее число детей. Потомство великих ученых, мыслителей, поэтов, провидцев обычно малочисленно: те, кто шел дальше общепринятого или думал о недозволенном, гибли во все века. Индивидуальный отбор, вероятно, всегда действовал против чрезмерно любознательных, против стремившихся к познанию. Но зато на генотип, устремленный к усвоению и пониманию, работал отбор групповой, иногда необычайной мощности.
Стоит сопоставить
судьбу стада полулюдей,
Итак, эмоции человечности, доброты, рыцарского отношения к женщинам, к старикам, охрана детей, стремление к знанию - это те свойства, которые неизбежно развивались под действием естественного отбора - по мере превращения человека в животное социальное из-за цефализации и удлинения срока беспомощности детей. Закон естественного отбора, самый могущественный из законов живой природы, самый безжалостный и аморальный среди них, постоянно обрекавший на гибель подавляющее большинство рождавшихся существ, закон уничтожения слабых, больных, - этот закон в определенных условиях, именно тех, в которых слагалось человечество, породил и закрепил инстинкты и эмоции величайшей нравственной силы.
Почему же
мы считаем порядочность, этичность,
готовность к подвигу
Литература.
Основная:
Гете И. Избранные сочинения по естествознанию. - М.: 1957.
Игнатова В.А. Основы современного естествознания. - Тюмень, 1997.
Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск, 1997.
Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.: 1997.
Горбачев В.В. Современное естествознание на пороге XXI века//Физика и механика на пороге XXI века. - М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 1998.
Бочкарев А.И. Концепции современного естествознания. - Тольятти, 1998.
Дополнительная:
Чуковский К.И. Живой как жизнь. –М., 1963.
Азимов А. Вселенная. - М.: Мир, 1969.
Владимиров Ю.С. Пространство-время: явные и скрытые параметры. - М.: Наука, 1989.
Ахиезер А.И., Рекало М.П. Современна физическая картина Мира. - М.: Знание, 1980.
Гамов Дж. Моя мировая линия. - М.: Наука, 1964.
Зельдович Я.Б., Новиков И.Д. Строение и эволюция Вселенной. - М. Наука, 1975.
Исаков Б.И. Лептонная концепция мироздания - синтез науки и религии? - Наука и религия, 1992.
Карери Дж. Порядок-беспорядок в структуре материи. - М.: Мир, 1980.