Основные этапы развития психики у животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:05, реферат

Описание работы

Предмет зоопсихологии - психика животных - представляет собой результат некоторой предварительной обработки: некоторого предварительного расчленения и структурирования действительности. В зависимости от принципов (методов) структурирования, принятых в данное время, и определяется предмет науки. Предмет познания развивается вместе с развитием познавательной деятельности. Предмет зоопсихологии, как и предметы других наук, с течением времени претерпевал изменения.
Зоопсихология изучает психику животных.
Психика детерминируется (определяется) двояко: с одной стороны, психическое определяется органическим субстратом (мозгом у человека, нервной системой различных типов у животных), т.е. внутренним фактором, с другой стороны, она определяется отражаемым, т.е. внешним фактором. Существует двойная зависимость психического (у животных): от органа отражения и от предметного мира.

Содержание

Введение
1. Основные этапы эволюционного развития психики животных
1.1 Концепция Леонтьева - Фабри
2. Элементарная сенсорная психика
2.1 Низший уровень сенсорной психики
2.1.1 Простейшие
2.1.2 Кишечнополостные
2.1.3 Плоские черви
2.1.4 Общая характеристика низшего уровня элементарной сенсорной психики
2.2 Высший уровень элементарной сенсорной психики
2.2.1 Кольчатые черви
2.2.2 Моллюски
2.2.3 Общая характеристика высшего уровня элементарной сенсорной психики
3. Перцептивная психика
3.1 Низший уровень развития перцептивной психики
3.1.1 Насекомые
3.1.2 Головоногие моллюски
3.1.3 Рыбы
3.1.4 Амфибии
3.1.5 Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики
3.1.6 Пути эволюции перцептивной психики
3.2 Высший уровень развития перцептивной психики
3.2.1 Развитие нервной системы высших позвоночных
3.2.2 Развитие основных направлений изучения поведения позвоночных
3.2.3 Ориентировочно-исследовательская активность животных
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Основные этапы разв псих у животн.docx

— 42.11 Кб (Скачать)

Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уже образный характер, а изучение происходит через механизмы подражания и переноса. В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами. В деятельности животных выделяется особая, ориентировочно-исследовательская, или подготовительная, фаза. Она заключается в изучении ситуации прежде, чем приступить в ней к практическим действиям. А.Н. Леонтьев называл данный уровень развития психики "уровнем интеллекта".

3.1 Низший уровень развития перцептивной психики

3.1.1 Насекомые

Дальнейшее развитие и усложнение сегментарной нервной  системы наблюдается у высших беспозвоночных животных - насекомых.

По сравнению с  червями и моллюсками, у них  усложняется внешнее и внутреннее строение тела, которое делится на голову, грудь, брюшко, появляются крылья, конечности и т.д.

Соответственно и  в единстве с этим усложняется  и совершенствуется нервная система. Узлы, имеющие отношение к одной  какой-нибудь части тела, сливаются  вместе и образуют нервные центры. Усложняется головной узел, воспринимающий зрительные, обонятельные, осязательные и другие раздражения и регулирующий движения конечностей, крыльев и  других органов.

Поведение насекомых  главным образом складывается из инстинктов. Эта унаследованная форма  сложного поведения дала основания  к распространению различных  мнений о разумной, целесообразной и вместе с тем загадочной и  непонятной организации жизни таких  существ, как насекомые.

В действительности же ничего загадочного и разумного  в инстинктивном поведении насекомых  нет. Возникнув и закрепившись в  процессе приспособления животных к  условиям жизни, инстинкты проявляются  приблизительно одинаково у особей одного вида.

На основе опытов и  экспериментов, проводимых учеными  разных стран, показано, что насекомые  обладают не только способностью общаться между собой, но и некоторыми элементами логического мышления.

3.1.2 Головоногие моллюски

Нервная система головоногих  моллюсков сложнее, чем у всех других беспозвоночных животных. Ганглии  ее очень велики и так плотно сближены друг с другом, что, по существу, образуют единую высокоспециализированную нервную  массу. По тонкости своих чувств, точности восприятия и сложности ответных реакций и поведения головоногие  превосходят многих морских животных. Ученые, исследовавшие их поведение  в экспериментах, пришли к выводу, что в образовании условных рефлексов  и процессов торможения у головоногих много общего с высшими позвоночными. При этом мозговые центры, отвечающие за эти функции у позвоночных, по своему происхождению не гомологичны таковым у головоногих. Большой степени совершенства у головоногих моллюсков достигают глаза. Глаз осьминога мало отличается от глаза млекопитающего или даже человека. Острота зрения этих животных исключительно велика. Конкуренцию им могут составить только глаза совы, кошки и человека. Рекордным является и размер глаз. Так, глаза каракатицы лишь в десять раз меньше ее самой, а у гигантского спрута глаза достигают 40 см в диаметре. Это самые большие глаза в мире животных! Кроме глаз, осьминоги имеют и светочувствительные клетки, рассеянные в коже. Кроме них, в кожных покровах присутствуют осязательные, обонятельные и вкусовые клетки. Вкусовая чувствительность головоногих очень велика. Хорошо выражено у них и чувство равновесия.

Эксперименты показали, что головоногие хорошо обучаются. Они способны различать геометрические фигуры по форме, цвету и размеру. Выработанные условные рефлексы сохраняются  у них в течение длительного  времени. Наблюдения в океанариумах показали, что осьминоги хорошо приручаются, узнают ухаживающих за ними людей  и охотно вступают с ними в контакт.

3.1.3 Рыбы

У рыб, например, условия  существования в воде не только создали  ряд особенностей строения тела, но и своеобразную инстинктивную деятельность в области размножения, питания  и самосохранения.

Большинство рыб мечет  икру, которую самцы поливают молоками (спермой) и в дальнейшем оставляют  на произвол судьбы. Некоторые рыбы перед икрометанием делают в песке  углубление, куда откладывают оплодотворенную  икру. Немногие рыбы (колюшка) строят для  икры особые гнезда.

Количество икринок  различно у разных рыб - от нескольких единиц до миллионов.

Характерно, что рыбы, откладывающие небольшое количество икринок, сохраняют их в более  безопасных местах, чем рыбы, обладающие высокой плодовитостью.

Специальные опыты  показали, что запах пищи привлекает рыб. Рыбы подплывали в аквариумах к  мясным пакетам, не реагируя на пустые.

Поведение рыб в  основном инстинктивно и стереотипно. Но, несмотря на то, что передний (большой) мозг у рыб мало развит и что  кора мозга отсутствует, рыбы все же способны к усвоению некоторых простейших навыков.

3.2 Высший уровень  развития перцептивной психики

К высшим позвоночным  относятся только два класса: птицы  и млекопитающие, в пределах которых  и обнаруживаются проявления высших психических способностей животных. Среди низших позвоночных намечаются промежуточные ступени психического развития, характеризующиеся разными сочетаниями элементов низшего и высшего уровней перцептивной психики.

3.2.1 Развитие нервной системы высших позвоночных

Центральная нервная  система позвоночных животных состоит  из спинного и головного мозга, лежащих  внутри позвоночного столба и черепа. Головной мозг разделяется на пять отделов: передний, промежуточный, средний, мозжечок и продолговатый. Эти части  мозга имеют различное относительное  положение и разную относительную  величину у разных классов позвоночных.

Головной мозг зародышей  позвоночных развивается из мозговой трубки. В переднем конце мозговой трубки зародыша образуется пузырь, в  дальнейшем делящийся на три части: передний, средний и задний мозговые пузыри. В процессе развития из заднего  пузыря образуются продолговатый мозг и мозжечок, из среднего - средний  мозг и из переднего - полушария головного  мозга и промежуточный мозг.

Развитие нервной  системы не происходит как равномерный, прямолинейный процесс. В зависимости  от условий эволюции животного мира изменяется и усложняется строение нервной системы с разными  отклонениями и упрощениями. Зрительные центры мозга и мозжечок у птиц относительно более развиты, чем  такие же центры мозга у млекопитающих. Соответственно этому у птиц также  особенно хорошо развиты зрительные ощущения и способность согласования движений. Обонятельные области собак  превосходят обонятельные доли человеческого  мозга. Специальное развитие той  или иной области головного мозга  и соответствующих органов чувств и ощущений объясняется приспособлением  животных к условиям жизни и является результатом длительного процесса естественного отбора.

Мозг достигает  своего наивысшего развития у млекопитающих. У этих животных чрезвычайно усложняется  кора больших полушарий, которая  образует складки (извилины) и борозды. Внутреннее строение коры головного  мозга также усложняется по мере перехода от низших к высшим формам животных.

Особенно усиливается  развитие лобных и теменных областей полушарий головного мозга.

3.2.2 Развитие основных направлений изучения поведения позвоночных

Огромное значение для познания поведения и психики  животных имеют классические исследования академика И.П. Павлова.

Изучая закономерности высшей нервной деятельности, И.П. Павлов: открыл новые пути исследования физиологических  механизмов восприятия, внимания, памяти и т.д. Последователи И. П. Павлова  методом Условный рефлекс - (временная  связь) 1) рефлекс, вырабатываемый при  определенных условиях в течение  жизни животного или человека; 2) понятие, введенное И.П. Павловым - для обозначения динамической связи  между условным раздражителем и  реакцией индивида, первоначально основанной на безусловном раздражителе. В ходе экспериментальных исследований были определены правила выработки условных рефлексов: совместное предъявление первоначально индифферентного и безусловного раздражителей при некоторой отсроченности второго; при отсутствии подкрепления условного раздражителя безусловным временная связь постепенно затормаживается; 3) приобретенный рефлекс, при котором функциональные связи между возбуждением рецепторов и характерным ответом эффекторных органов устанавливается в процессе обучения. В классических опытах Павлова собак обучали ассоциировать звук колокольчика со временем кормления, так что в ответ на звон колокольчика у них начинала вырабатываться слюна вне зависимости от того, давалась им пища или нет; 4) рефлекс, образующийся при сближении во времени любого первоначально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. Термин Условный рефлекс предложен И.П. Павловым. В результате образования Условного рефлекса раздражитель, прежде не вызывавший соответствующей реакции, начинает ее вызывать, становясь сигнальным (условным, т.е. обнаруживающимся при определенных условиях) раздражителем. Различают два вида Условных рефлексов: классические, получаемые по указанной методике, и инструментальные (оперантные) Условные рефлексы, при выработке которых безусловное подкрепление дается только после возникновения определенной двигательной реакции животного (см. Оперантное обусловливание). Механизм формирования Условного рефлекса первоначально понимался как проторение пути между двумя центрами - условного и безусловного рефлекса. В настоящее время принято представление о механизме Условного рефлекса как сложной функциональной системе с обратной связью, т. е. организованной по принципу кольца, а не дуги. Условный рефлекс животных образуют сигнальную систему, в которой сигнальными раздражителями являются агенты их среды обитания. Этот метод дает возможность объективно исследовать своеобразие восприятий разных животных. В сущности, условные рефлексы лежат в основе многих методов, применяемых для изучения восприятий животных. Так, например, в аппарате различений животные также получали пищевое подкрепление при одном сигнале и не получали его при других сигналах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Животные не могут  рассказать нам о своем внутреннем мире. Тем не менее возможно создать представление о нем, внимательно наблюдая за животными. Курт Эрнестович Фабри пишет в связи с этим: “Недоступный прямому наблюдению внутренний мир животного можно раскрыть через доступную восприятию исследователя двигательную активность животного и анализ этой активности”. Это положение исторически в психологической науке то совершенно отрицалось, например, в психологии сознания, то возводилось в абсолют, например, в бихевиоризме. Бихевиоризм вообще заменил понятие “психика” понятием “поведение”. Поведение бихевиористы считали единственной научной реальностью и истинным предметом психологии, в то время как современные зоопсихологи считают, что изучение поведения - это метод, с помощью которого можно отвечать на вопрос о закономерностях функционирования собственно психического, например, о закономерностях построения образа мира животными.

Понятие “образ мира”  необходимо разрабатывать, исходя из экологии животных. Это основная методологическая концепция современной зоопсихологии, и в то же время “болевая точка” зоопсихологии. Дело в том, что в  зоопсихологии и раньше и теперь преобладает тенденция к изучению отдельных психических функций  и способностей. Накоплены и обобщены зоопсихологические данные о различении свойств предметов животными, о выработке двигательных навыков, о способности к абстрагированию, об ориентации животных в пространстве и т.д. Тем не менее представление о психике конкретного вида животных или о психике той или иной особи остается очень мозаичным, похожим на лоскутное одеяло.

В настоящее время  должен быть сделан переход от традиционного  рассмотрения изолированных психических  характеристик к анализу целостного поведения животного в природной  среде обитания. Традиционно изучение психики животных происходит в условиях лабораторного эксперимента, которые  далеки от природы. Часто задачи, которые  ставят исследователи перед животными, искусственны, далеки от жизненных  ситуаций; сама логика их постановки порой  антропоморфна, то есть навеяна особенностями функционирования психики человека, а не психики животных.


Информация о работе Основные этапы развития психики у животных