Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:07, дипломная работа
Цель исследования: изучить физиологические механизмы, обеспечивающие адаптацию детей с разным уровнем двигательной активности, с выявлением ранних прогностических признаков дизадаптации.
Задачи исследования:
1.Изучить особенности мозгового кровообращения и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы подростков с разным уровнем двигательной активности.
2. Выявить особенности функционального состояния миокарда подростков в зависимости от исходного тонуса вегетативной регуляции и уровня двигательной активности.
3. Изучить состояние регуляторных механизмов, обеспечивающих адаптацию подростков в условиях современной школы и выявить прогностические критерии дизадаптации.
*Достоверные различия
Анализ времени восходящей части реографической волны (А, с), характеризующий период полного раскрытия крупных артериальных сосудов, показал значения, соответствующие высшей границе нормы для исследуемого возраста (М.А. Ронкин,1991) . Таким образом, у подростков, не занимающихся спортом, отмечается более ригидная сосудистая стенка, о чем свидетельствует удлинение времени полного раскрытия сосудов левого полушария (0,124±0,003 с) (табл.2). Такое временное значение восходящей части реоволны характерно для взрослого населения, у которых отмечается возрастное снижение эластичности мозговых сосудов. Отношение времени восходящей части реографической волны к длительности всей реоволны (А/Т, % )показывает повышение тонического напряжения сосудов у первой группы подростков( 17,83 % в правом и 16,25 % в левом полушариях). У второй группы подростков, этот показатель значительно ниже(15,17% и 13,98% соответственно) (табл.2).
Таблица 2
Временные показатели мозговой гемодинамики подростков с разным уровнем двигательной активности
Временные показатели(с) |
I группа |
II группа | ||
FMd |
FMs |
FMs |
FMs | |
А, с |
0,115±0,003 |
0,124±0,003 |
0,112±0,005* |
0,115±0,002* |
А1, с |
0,053±0,001 |
0,059±0,001 |
0,050±0,001* |
0,051±0,008 |
Т, с |
0,744±0,080 |
0,757±0,080 |
0,738±0,060 |
0,725±0,060 |
(А/Т)% |
17,83±0,21 |
16,25±0,30 |
15,17±0,41* |
13,98±0,51* |
*Достоверные различия показателей по сравнению с I группой ( р<0.05).
Показатель
максимальной скорости быстрого наполнения,
характеризующий
Таблица 3
Зависимость показателей РЭГ подростков от уровня двигательной активности
Показатели |
I группа |
II группа | ||
FMd |
FMs |
FMd |
FMs | |
Скор.быстр.кровенаполнения, Ом/сек |
1,88±0,20 |
1,75±0,35 |
3,54±0,50* |
2,35±0,40* |
Скор. медл. кровенаполнения, Ом/сек |
0,47±0,09 |
0,42±0,13 |
0,78±0,07* |
0,67±0,10* |
Модуль упругости, % |
18,7±0,43 |
24,9±0,21 |
13,1±0,32* |
13,1±0,22* |
*Достоверные различия показателей по сравнению с I группой ( р<0.05).
Кровенаполнение
артериальных магистральных и периферических
сосудов правого полушария прои
Дикротический индекс(ДКИ) ,характеризующий тонус артериол и зависящий от периферического сопротивления сосудов, выявил достоверные отличия у подростков исследуемых групп. 70% исследуемых подростков II группы имели показатели соответствующие норме, у 30% исследуемых данной группы выявлено снижение ДКИ на 16%,повышение тонуса артериол у тренированных подростков не отмечено. У школьников, не имеющих физической нагрузки, повышение тонуса отмечается у 15% обследуемых, 35% подростков этой группы выявило снижение ДКИ на 19%, нормальные показатели отмечены только у 50% обследуемых. Таким образом, тонус артериол головного мозга у подростков II группы можно считать удовлетворительным, подростки I группы имеют удовлетворительный тонус артериол только в 50% исследований. Диастолический индекс(ДАИ), который отражает состояние оттока крови из артерий в вены и тонус вен соответствует возрастным показателям у 80% подростков II группы и у 33% подростков I группы. У 50% школьников с обычным двигательным режимом выявлено снижение ДАИ и повышение данного индекса у 17% исследуемых. Таким образом, анализ дикротического и диастолического индексов РЭГ выявил удовлетворительное состояние тонуса вен у тренированных подростков и выраженное снижение эластичности венозных сосудов у школьников, не имеющих регулярной физической нагрузки.
Исходные показатели ЧСС у 63,15% подростков II группы и у 100% подростков I группы были несколько выше возрастной нормы, что можно объяснить условно-рефлекторным механизмом в ожидании старта.
Величины САД, ДАД и ПД у 96,67% тренирующихся подростков в покое находились в пределах нормы. У 3,33% учащихся данной группы и 20% учащихся, не имеющих регулярных физических нагрузок, отмечалось повышение САД до 140 мм рт.ст. На стадии преднагрузки и на 1 ступени пробы САД тренирующихся подростков снизилось до 130 -120 мм рт.ст. У обычных школьников снижение показателей САД не отмечалось. У 100% испытуемых второй и 90 % первой группы в состоянии покоя отмечался удовлетворительный уровень адаптации ССС.
При прохождении нагрузочной пробы среди подростков второй группы, у 13,33% исследуемых, проба была прекращена на 3-ей и 4-ой ступени тредмил-теста, в связи с появлением неадекватной реакции со стороны сердечно-сосудистой системы: подъем САД до 180 мм рт.ст., ДАД до 90 мм рт.ст., экстрасистолия, выраженный подъем сегмента ST до +2,8 мм в отведении V5. Все эти изменения свидетельствовали о гипертоническом типе реакции на физическую нагрузку. На 5-ой ступени нагрузки проба была прекращена у 36,66% испытуемых в связи с достижением ими субмаксимальной ЧСС, из неадекватных реакций в одном случае отмечалось появление в отведении V5 депрессии сегмента ST до -0,8 мм при исходном подъеме до 1,1 мм, что является прогностическим критерием развития ишемии миокарда. На 6-ой ступени субмаксимальной ЧСС достигли 33,33% испытуемых первой группы. У 10% тренирующихся подростков проба была остановлена в связи с появлением депрессии сегмента ST до -0,9 мм в отведении V5, высокого зубца T в грудных отведениях. У 6,66% испытуемых проба была прекращена на 7-й ступени нагрузки при отсутствии достижения субмаксимальной ЧСС .У одного из спортсменов была выявлена полная блокада правой ножки пучка Гиса. У 20% учащихся I группы проба была прекращена на первой ступени нагрузки, у 40% - на 4-ой и 5-ой, в связи с достижением ими субмаксимальной ЧСС. На 4-ой и 5-ой ступени нагрузочной пробы у 2-х подростков диагностирована неполная блокада правой ножки пучка Гиса .
Нами был проанализирован тонус ВНС на всех ступенях физической нагрузки. Следует отметить, что по мере возрастания нагрузки как у подростков первой, так и второй группы увеличивался тонус симпатической нервной системы. Однако у тренирующихся подростков активация симпатического отдела ВНС с увеличением физической нагрузки более выражена, о чем свидетельствует увеличение индекса Кердо почти в 2 раза: от 24,69±5,42 на 1-ой ступени до 52,8±5,21 на 5-ой .
Следует отметить, что при проведении нагрузочной пробы изменения ЧСС у подростков II группы носили плавный характер, у первой – хаотичный, что свидетельствует о нестабильности регуляции ВНС у данной группы подростков. Восстановительный период исследуемых второй группы проходил через отрицательную фазу пульса, которую отмечали некоторые исследователи [Дембо, Земцовский 1989], что свидетельствует о более совершенной регуляции сердечно-сосудистой системы при адаптации к физической нагрузке подростков, имеющих регулярные физические нагрузки .
В период восстановления (на 10мин) у 90% подростков второй группы и 70% первой группы был отмечен удовлетворительный уровень адаптации; у 10% и 20% соответственно - напряжение адаптационных механизмов; у 10% первой группы - срыв адаптации. У юношей 2-ой группы восстановление исходной ЧСС было зарегистрировано у 53,33%, среди юношей 1-ой группы реституция наступила у 50% исследуемых. Таким образом, результаты наших исследований свидетельствуют о более высоком уровне функционирования адаптационных механизмов ССС у учащихся, имеющих регулярные физические нагрузки.
Электрокардиографический анализ показал, что функциональное состояние миокарда подростков зависит от исходного типа вегетативной регуляции сердечного ритма и уровня двигательной активности. Более адекватная реакция коронарного кровотока выявлена у тренированных подростков, о чем свидетельствуют: более низкая амплитуда зубца Р в предстартовом состоянии и меньший его прирост в процессе возрастающей физической нагрузки, однонаправленность изменений высоты зубцов Р и Т в сторону прироста у подростков с исходным преобладанием симпатического и парасимпатического влияния вегетативной регуляции, более низкий зубец Р на фоне повышенного зубца Т и удлиненного интервала QT у подростков с уравновешенным типом регуляции ВНС (табл.4).
Таблица 4
Амплитудные характеристики основных зубцов ЭКГ подростков с разным уровнем двигательной активности
Группа |
Показатели | ||||||||||||
Q, mV |
Q1, mV |
R, mV |
R1, mV |
S,mV |
S1,mV |
P,mV |
P1,mV |
T,mV |
T1,mV | ||||
I группа | |||||||||||||
1 |
-0.23 |
-0.30 |
1.93 |
1.98 |
-0.34 |
-0.01 |
0.20 |
0.22 |
0.44 |
0.43 | |||
2 |
-0.21 |
-0.24 |
2.46 |
2.46 |
-0.37 |
-0.41 |
0.24 |
0.26 |
0.32 |
0.31 | |||
ср. знач |
-0.21 ±0.04 |
-0.26 ±0.03 |
2.21±0.16 |
2.24±0.18 |
-0.32 ±0.06 |
-0.21 ±0.15 |
0.22 ±0.02 |
0.24 ±0.02 |
0.35± 0.06 |
0.36± 0.05 | |||
II группа | |||||||||||||
1 |
-0.14 |
-0.19 |
2.25 |
2.41 |
-0.46 |
-0.47 |
0.19 |
0.23 |
0.51 |
0.50 | |||
2 |
-0.16 |
-0.25 |
2.03 |
2.22 |
-0.36 |
-0.42 |
0.22 |
0.28 |
0.52 |
0.55 | |||
3 |
-0.21 |
-0.18 |
2.37 |
2.48 |
-0.32 |
-0.62 |
0.18 |
0.25 |
0.15 |
0.23 | |||
ср. знач |
-0.15 ±0.2 |
-0.20± 0.03 |
2.38±0.13 |
2.55±0.14 |
-0.43± 0.09 |
-0.48± 0.10 |
0.19±0.02 |
0.24± 0.01 |
0.47± 0.05 |
0.48± 0.05 |
Примечание к табл. 4-6, I группа - подростки, находящиеся в обычном двигательном режиме, II группа- подростки с высоким уровнем двигательной активности.1 группа - подростки со сбалансированной автономной регуляцией СР, 2группа-подростки с преобладанием симпатических влияний на СР, 3 группа- подростки с преобладанием парасимпатических влияний на СР. Q,R,S,P -зубцы ЭКГ регистрируемые в предстартовом состоянии; Q1,R1,S1,P1,T1- зубцы ЭКГ на пике нагрузки.
Продолжительность основных интервалов PQ, QT,RR и зубца Р у тренирующихся подростков больше. В процессе физической нагрузки длительность всех интервалов уменьшается независимо от двигательной активности и типа вегетативной регуляции. Более длительное прохождение импульса по желудочкам в предстартовом состоянии, как у обычных школьников, так и у тренированных подростков отмечается в группах со сбалансированной автономной регуляцией СР (табл.5).
Таблица 5
Временные характеристики основных зубцов ЭКГ подростков с разным уровнем двигательной активности
Группа |
Показатели | ||||||||||||
RR, ms |
RR1, ms |
P, ms |
P1, ms |
PQ, ms |
PQ1, ms |
QRS, ms |
QRS1, ms |
QT, ms |
QT1, Ms | ||||
I группа | |||||||||||||
1 |
577.00 |
583.75 |
100.0 |
95.00 |
127.00 |
124.00 |
90.50 |
88.00 |
316.50 |
311.5 | |||
2 |
590.60 |
528.00 |
92.0 |
93.20 |
116.00 |
117.20 |
89.20 |
88.40 |
314.40 |
304.8 | |||
ср. знач |
572.70 ±22.60 |
544.30 ±33.70 |
94.20 ±3.29 |
93.00 ±2.26 |
119.60 ±4.52 |
118.60±3.70 |
89.20 ±2.47 |
87.40 ±3.29 |
312.80±6.78 |
305.80±7.6 | |||
II группа | |||||||||||||
1 |
719.71 |
593.21 |
95.43 |
89.29 |
163.86 |
122.14 |
90.43 |
85.14 |
347.0 |
327.1 | |||
2 |
585.67 |
532.00 |
99.33 |
96.67 |
128.00 |
123.33 |
82.00 |
78.00 |
314.6 |
306.0 | |||
3 |
863.50 |
680.00 |
94.00 |
93.00 |
132.00 |
134.00 |
81.00 |
78.00 |
430.0 |
336.0 | |||
ср. знач |
713.68 ±26.2 |
592.68 ±23.0 |
95.89 ±1.4 |
90.84 ±2.2 |
154.84 ±3,8 |
123.58±2.9 |
88.11 ±1.9 |
83.26 ±1.7 |
350.4±3.7 |
324.7 ±4.7 |