Оценка адаптационных возможностей организма детей с разным уровнем двигательной активности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:07, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить физиологические механизмы, обеспечивающие адаптацию детей с разным уровнем двигательной активности, с выявлением ранних прогностических признаков дизадаптации.
Задачи исследования:
1.Изучить особенности мозгового кровообращения и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы подростков с разным уровнем двигательной активности.
2. Выявить особенности функционального состояния миокарда подростков в зависимости от исходного тонуса вегетативной регуляции и уровня двигательной активности.
3. Изучить состояние регуляторных механизмов, обеспечивающих адаптацию подростков в условиях современной школы и выявить прогностические критерии дизадаптации.

Работа содержит 1 файл

Оценка адаптационных возможностей организма детей с разным уровн.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

*Достоверные различия показателей  по сравнению с I группой ( р<0.05). 

     

     Анализ времени восходящей части реографической волны (А, с),  характеризующий период полного раскрытия крупных артериальных сосудов,  показал значения,  соответствующие высшей границе нормы для исследуемого возраста (М.А. Ронкин,1991) . Таким образом,  у подростков,  не занимающихся спортом, отмечается более ригидная сосудистая стенка, о чем свидетельствует удлинение времени полного раскрытия сосудов левого полушария  (0,124±0,003 с) (табл.2). Такое  временное значение восходящей части реоволны характерно для взрослого населения, у которых отмечается возрастное снижение эластичности мозговых сосудов. Отношение времени восходящей части реографической волны к длительности  всей реоволны (А/Т, % )показывает  повышение тонического напряжения сосудов у первой группы подростков( 17,83 % в правом и 16,25 % в левом полушариях). У второй группы подростков, этот показатель значительно ниже(15,17% и 13,98% соответственно) (табл.2).

Таблица 2

Временные показатели мозговой гемодинамики подростков с разным уровнем  двигательной активности

Временные

показатели(с)

I группа

II группа

FMd

FMs

FMs

FMs

А, с

0,115±0,003

0,124±0,003

0,112±0,005*

0,115±0,002*

А1, с

0,053±0,001

0,059±0,001

0,050±0,001*

0,051±0,008

Т, с

0,744±0,080

0,757±0,080

0,738±0,060

0,725±0,060

(А/Т)%

17,83±0,21

16,25±0,30

15,17±0,41*

13,98±0,51*


    *Достоверные различия показателей по сравнению с I группой ( р<0.05). 

 

Показатель  максимальной скорости быстрого наполнения, характеризующий кровенаполнение  крупных артериальных сосудов значительно  выше  у подростков II группы (3,54±0,50 Ом/с в правом, 2,35±0,40 Ом/с в левом полушариях). Скорость кровенаполнения крупных артериальных сосудов у обычных школьников значительно ниже  (1,88±0,20 Ом/с и 1,75±0,35 Ом/с соответственно). Средняя скорость медленного кровенаполнения, свидетельствующая о раскрытии средних и мелких артериальных сосудов головного мозга, у спортсменов в 2 раза выше, чем у обычных школьников (табл.3).

Таблица 3

Зависимость показателей  РЭГ подростков  от уровня  двигательной активности

 

Показатели

I группа

II группа

FMd

FMs

FMd

FMs

Скор.быстр.кровенаполнения, Ом/сек

1,88±0,20

1,75±0,35

3,54±0,50*

2,35±0,40*

Скор. медл. кровенаполнения, Ом/сек

0,47±0,09

0,42±0,13

0,78±0,07*

0,67±0,10*

Модуль упругости, %

18,7±0,43

24,9±0,21

13,1±0,32*

13,1±0,22*


      *Достоверные различия показателей по сравнению с I группой ( р<0.05). 

 

Кровенаполнение артериальных магистральных и периферических сосудов правого полушария происходит быстрее, чем левого в обеих исследуемых группах.  Модуль упругости, свидетельствующий об эластичности артериальных сосудов ниже  у детей I группы на 30% справа и на 47% слева. Таким образом, наши исследования показали лучшую эластичность сосудов бассейна внутренней сонной артерии у подростков, имеющих регулярную физическую нагрузку.  У обычных школьников эластичность церебральных сосудов правого полушария  на 25% лучше эластичности  сосудов левого полушария (табл.3).

Дикротический индекс(ДКИ) ,характеризующий тонус артериол и зависящий от периферического сопротивления сосудов, выявил достоверные отличия  у подростков исследуемых групп. 70% исследуемых подростков II группы имели показатели соответствующие норме, у 30% исследуемых данной группы выявлено снижение ДКИ на 16%,повышение тонуса артериол у тренированных подростков не отмечено. У школьников, не имеющих физической нагрузки, повышение тонуса отмечается у 15% обследуемых, 35% подростков этой группы выявило снижение ДКИ на 19%, нормальные показатели отмечены только у 50% обследуемых. Таким образом, тонус артериол головного мозга у подростков II группы можно считать удовлетворительным, подростки I группы имеют удовлетворительный тонус артериол только в 50% исследований. Диастолический индекс(ДАИ), который отражает состояние оттока крови из артерий в вены и тонус вен соответствует возрастным показателям у 80%  подростков II группы  и у 33%  подростков I группы. У 50% школьников с обычным двигательным режимом выявлено снижение ДАИ и повышение данного индекса у 17% исследуемых. Таким образом,  анализ дикротического и диастолического индексов РЭГ выявил  удовлетворительное состояние тонуса вен у тренированных подростков и выраженное снижение эластичности венозных сосудов у школьников, не имеющих регулярной физической нагрузки.

Исходные  показатели ЧСС у 63,15% подростков II группы и у 100% подростков I группы  были несколько выше возрастной нормы, что можно объяснить условно-рефлекторным механизмом в ожидании старта.

Величины  САД, ДАД и ПД у 96,67% тренирующихся подростков в покое  находились в пределах нормы. У 3,33% учащихся данной группы и 20% учащихся, не имеющих регулярных физических нагрузок, отмечалось повышение САД до 140 мм рт.ст. На стадии преднагрузки и на 1 ступени пробы САД тренирующихся подростков снизилось до 130 -120 мм рт.ст. У обычных школьников снижение показателей САД не отмечалось. У 100% испытуемых второй и 90 % первой группы в состоянии покоя отмечался удовлетворительный уровень адаптации ССС.

       При прохождении нагрузочной пробы среди подростков второй группы,   у 13,33% исследуемых,  проба была прекращена на 3-ей и 4-ой ступени тредмил-теста, в связи с появлением неадекватной реакции со стороны сердечно-сосудистой системы: подъем САД до 180 мм рт.ст.,  ДАД  до 90 мм рт.ст., экстрасистолия, выраженный подъем сегмента ST до +2,8 мм в отведении V5. Все эти изменения свидетельствовали о гипертоническом типе реакции на физическую нагрузку.  На 5-ой ступени нагрузки проба была прекращена у 36,66% испытуемых в связи с достижением ими субмаксимальной ЧСС, из неадекватных реакций в одном случае отмечалось появление в отведении V5 депрессии сегмента ST до -0,8 мм при исходном подъеме до 1,1 мм, что является прогностическим критерием развития ишемии миокарда. На 6-ой ступени субмаксимальной ЧСС достигли 33,33% испытуемых первой группы. У 10% тренирующихся подростков проба была остановлена в связи с появлением  депрессии сегмента ST до -0,9 мм в отведении V5, высокого зубца T в грудных отведениях. У 6,66% испытуемых проба была прекращена на 7-й ступени нагрузки при отсутствии достижения субмаксимальной ЧСС .У одного из спортсменов была выявлена полная блокада правой ножки пучка Гиса. У 20% учащихся I группы  проба была прекращена на первой ступени нагрузки, у 40% - на 4-ой и 5-ой, в связи с достижением ими субмаксимальной ЧСС. На 4-ой и 5-ой ступени нагрузочной пробы у 2-х подростков диагностирована  неполная блокада правой ножки пучка Гиса .

Нами был проанализирован  тонус ВНС на всех ступенях физической нагрузки. Следует отметить, что  по мере возрастания нагрузки как у подростков первой, так и второй группы увеличивался тонус симпатической нервной системы. Однако у  тренирующихся подростков  активация симпатического отдела ВНС с увеличением физической нагрузки  более выражена, о чем свидетельствует  увеличение индекса Кердо  почти в 2 раза: от 24,69±5,42 на 1-ой ступени до   52,8±5,21 на 5-ой .

Следует отметить, что при проведении нагрузочной пробы изменения ЧСС у подростков II группы носили плавный характер, у первой – хаотичный, что свидетельствует о нестабильности регуляции ВНС у данной группы подростков. Восстановительный период исследуемых второй группы проходил через отрицательную фазу пульса, которую отмечали некоторые  исследователи [Дембо, Земцовский 1989], что свидетельствует о более совершенной регуляции сердечно-сосудистой системы при адаптации к физической нагрузке   подростков, имеющих регулярные физические нагрузки .

В период восстановления (на 10мин) у  90%  подростков второй группы и 70% первой группы был отмечен  удовлетворительный уровень адаптации; у 10% и 20% соответственно - напряжение адаптационных механизмов; у 10% первой группы - срыв адаптации. У юношей 2-ой группы  восстановление исходной ЧСС было  зарегистрировано  у 53,33%, среди юношей 1-ой группы реституция наступила у 50% исследуемых. Таким образом, результаты наших исследований свидетельствуют о более высоком уровне функционирования адаптационных механизмов ССС у учащихся, имеющих регулярные физические нагрузки.

      Электрокардиографический анализ показал, что функциональное состояние миокарда подростков зависит от исходного типа вегетативной регуляции сердечного ритма и уровня двигательной активности. Более адекватная реакция коронарного кровотока выявлена   у  тренированных подростков, о чем свидетельствуют: более низкая амплитуда зубца Р в предстартовом состоянии и меньший его прирост в процессе возрастающей физической нагрузки, однонаправленность изменений высоты  зубцов Р и Т в сторону прироста у подростков с исходным преобладанием симпатического и парасимпатического влияния вегетативной регуляции, более низкий зубец Р на фоне повышенного зубца Т и удлиненного интервала QT у подростков с уравновешенным типом регуляции ВНС (табл.4).

Таблица 4

Амплитудные характеристики основных зубцов ЭКГ подростков с  разным уровнем двигательной активности

Группа

Показатели

Q,

mV

Q1,

mV

R,

mV

R1,

mV

S,mV

S1,mV

P,mV

P1,mV

T,mV

T1,mV

I группа

1

-0.23

-0.30

1.93

1.98

-0.34

-0.01

0.20

0.22

0.44

0.43

2

-0.21

-0.24

2.46

2.46

-0.37

-0.41

0.24

0.26

0.32

0.31

ср.

знач

-0.21

±0.04

-0.26

±0.03

2.21±0.16

2.24±0.18

-0.32 ±0.06

-0.21

±0.15

0.22

±0.02

0.24

±0.02

0.35±

0.06

0.36±

0.05

II группа

1

-0.14

-0.19

2.25

2.41

-0.46

-0.47

0.19

0.23

0.51

0.50

2

-0.16

-0.25

2.03

2.22

-0.36

-0.42

0.22

0.28

0.52

0.55

3

-0.21

-0.18

2.37

2.48

-0.32

-0.62

0.18

0.25

0.15

0.23

ср.

знач

-0.15

±0.2

-0.20±

0.03

2.38±0.13

2.55±0.14

-0.43±

0.09

-0.48±

0.10

0.19±0.02

0.24±

0.01

0.47±

0.05

0.48±

0.05


Примечание к табл. 4-6, I группа - подростки, находящиеся в обычном двигательном режиме, II группа- подростки с высоким уровнем двигательной активности.1 группа - подростки со сбалансированной автономной регуляцией СР, 2группа-подростки с преобладанием симпатических влияний на СР, 3 группа- подростки с преобладанием парасимпатических влияний на СР. Q,R,S,P -зубцы ЭКГ регистрируемые в предстартовом состоянии; Q1,R1,S1,P1,T1- зубцы ЭКГ на пике нагрузки.

     

            Продолжительность основных интервалов PQ, QT,RR и зубца Р у тренирующихся подростков больше. В процессе физической нагрузки длительность всех интервалов уменьшается независимо от двигательной активности и типа вегетативной регуляции. Более длительное прохождение импульса по желудочкам в предстартовом состоянии, как у обычных школьников, так и у тренированных подростков отмечается в группах со сбалансированной автономной регуляцией СР (табл.5).

Таблица 5

Временные характеристики основных зубцов ЭКГ подростков с  разным уровнем двигательной активности

Группа

Показатели

RR,

ms

RR1,

ms

P,

ms

P1,

ms

PQ,

ms

PQ1,

ms

QRS,

ms

QRS1,

ms

QT,

ms

QT1,

Ms

I группа

1

577.00

583.75

100.0

95.00

127.00

124.00

90.50

88.00

316.50

311.5

2

590.60

528.00

92.0

93.20

116.00

117.20

89.20

88.40

314.40

304.8

ср.

знач

572.70

±22.60

544.30

±33.70

94.20

±3.29

93.00

±2.26

119.60

±4.52

118.60±3.70

89.20

±2.47

87.40

±3.29

312.80±6.78

305.80±7.6

II группа

1

719.71

593.21

95.43

89.29

163.86

122.14

90.43

85.14

347.0

327.1

2

585.67

532.00

99.33

96.67

128.00

123.33

82.00

78.00

314.6

306.0

3

863.50

680.00

94.00

93.00

132.00

134.00

81.00

78.00

430.0

336.0

ср.

знач

713.68

±26.2

592.68

±23.0

95.89

±1.4

90.84

±2.2

154.84

±3,8

123.58±2.9

88.11

±1.9

83.26

±1.7

350.4±3.7

324.7

±4.7

Информация о работе Оценка адаптационных возможностей организма детей с разным уровнем двигательной активности