Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:14, реферат
Проблема расстройства памяти всегда стояла в центре психиатрических и патопсихологических исследований. Во-первых, потому что проблема памяти наиболее разработана в классической психологической литературе и, во-вторых, потому что мнестические нарушения являются часто встречающимся синдромом.
1. Введение____________________________________________________3
2. Понятие и виды памяти________________________________________
3. Нарушения памяти____________________________________________
4. Методы и приемы тренировки памяти____________________________
5. Вывод_______________________________________________________
6. Список используемой литературы___
Министерство образования и науки Российской Федерации
Череповецкий Государственный университет
Кафедра биологии
Реферат
Нарушение памяти. Методы и приемы тренировки памяти.
Выполнила студентка
специальности 030301.65,
группы 4ПС-21
Капитонова О.В.
Проверил преподаватель
Останкина Е.Н.
2011-2012 учебный год.
Содержание:
1. Введение______________________
2. Понятие и виды памяти________________________
3. Нарушения памяти________________________
4. Методы и приемы тренировки памяти________________________
5. Вывод_________________________
6. Список используемой литературы____________________
-1-
Почти все больные жалуются на расстройство памяти. Франсуа де Ларошфуко высказал мысль, что люди часто жалуются на расстройства памяти, но никто не жалуется на недостаточность мышления. И это действительно так. Редко больные говорят о недостатках своего мышления, неадекватности суждений, но все замечают дефекты своей памяти. Это происходит отчасти потому, что признать свою несостоятельность в области запоминания не обидно, в то время как никто не проявляет столь высокой самокритичности по отношению к собственному мышлению, поведению, чувствам. Вместе с тем расстройства памяти являются действительно частым симптомом при заболевании мозга. Кроме того, ряд нарушений психической деятельности — нарушение работоспособности, нарушение мотивационной сферы — иногда выступает для самого больного и наблюдающих за ним как расстройства памяти.
Проблема расстройства памяти всегда стояла в центре психиатрических и патопсихологических исследований. Во-первых, потому что проблема памяти наиболее разработана в классической психологической литературе и, во-вторых, потому что мнестические нарушения являются часто встречающимся синдромом.
-2-
Память - это отражение в нашем сознании жизненного опыта. Она представляет собой вид мнестической деятельности, для которой характерны фиксация, сохранение и воспроизведение информации. Сила памяти зависит от степени концентрации внимания на поступающую информацию, эмоционального отношения (заинтересованности) к ней, а также от общего состояния человека, степени тренированности, характера психических процессов. Убежденность человека в том, что информация полезна, в сочетании с его повышенной активностью при ее запоминании, является важным условием для усвоения новых знаний.
Различают два вида фиксации: кратковременную память (следы внешних раздражений удерживаются в памяти до тех пор, пока существует источник сигналов, а затем угасает) и долговременную (информация сохраняется в памяти на долгие годы). Последняя является для человека источником знаний, опыта, навыков.
Сохранение в памяти следов раздражений зависит от способности человека к восприятию - репродукции фиксированной информации. Репродукция информации может быть непосредственной - прямой и опосредственной - логической. Прямая репродукция обычно связана с узнаванием фактов или явлений, повторяющихся вновь, например, воспоминание когда-либо виденного пейзажа, образа. Логическая репродукция информации представляет собой воспроизведение многочисленных ассоциативных связей, обусловленное воспоминанием какого-нибудь одного факта того или иного явления. Прием этот факт имеет косвенное отношение к самому явлению. Так, одно слово «экзамены» может вызвать у человека массу ассоциаций, связанных с учебой вообще.
У человека различают моторную, или механическую, а также зрительную, слуховую, эмоциональную и смысловую память, причем какая-то из них обычно превалирует над другими. Механическое запоминание основано обычно на частом повторении одного и того же факта. Это самый непродуктивный и нестойкий вид памяти. Зрительная память базируется на наглядно-образном запоминании окружающей действительности, слуховая - преимущественно на звуковом, словесном. Когда запечатлевание поступающей информации имеет в своей основе выраженные эмоциональные переживания, речь идет о так называемой эмоциональной памяти. Наиболее устойчивой и качественной считается смысловая память, т. е. запоминание, основанное на установлении логической взаимосвязи, взаимозависимости явлений.
-3-
Одним из самых частых расстройств памяти является амнезия - частичная или полная ее потеря. Пробелы памяти могут быть на определенные отрезки времени, на отдельные события. Такая частичная амнезия наиболее ярко выражена у человека, потерявшего сознание (например, при эпилептическом припадке), а также при сопоре, коме.
У больных с тяжело протекающим церебральным атеросклерозом, органическим поражением центральной нервной системы может наблюдаться постепенно нарастающая потеря памяти. Это так называемая прогрессирующая амнезия. При ней из памяти в первую очередь исчезают текущие события; давно прошедшие явления относительно сохраняются (закон Ribot), что характерно прежде всего для пожилых людей.
При травматическом поражении головного мозга или другой церебральной патологии органического генеза из памяти часто выпадают события, предшествующие заболеванию. Это характерный признак ретроградной амнезии.
Отсутствие памяти на события, следовавшие непосредственно за началом заболевания, например, за черепно-мозговой травмой, носит название антероградной амнезии.
В клинике психиатрии нередко наблюдают фиксационную амнезию. Она проявляется в невозможности запоминания текущих событий, вновь поступающей информации. Указанное расстройство чаще всего встречается при корсаковском амнестическом синдроме.
Обострение воспоминаний - гипермнезия - одновременном незначительном изменении функции запоминания наблюдается при тяжелых инфекционных заболеваниях, а также в маниакольном состоянии. Необходимо отметить, что по мере выздоровления гипермнезия исчезает и фиксация памяти возвращается к прежнему уровню.
При тяжелых депрессивных состояниях, сопровождающихся выраженной тоской, угнетенностью, больные жалуются на обострение памяти на неприятные события, несчастья далекого прошлого. При этом в целом снижается процесс запоминания и развивается гипомнезия: вначале затрудняется воспроизведение терминов, имен, основных дат, в дальнейшем ослабляются фиксационные свойства памяти. Гипомнезией страдают лица пожилого возраста с атеросклеротическими поражениями сосудов головного мозга. Встречается она также и при травматической болезни.
Все отмеченные расстройства памяти относятся к ее количественным нарушения.
Качественные расстройства памяти - парамнезии - представляют собой ошибочные, ложные воспоминания. К ним относятся псевдореминисценции, характеризующиеся тем, что больной заполняет пробелы памяти событиями, совершившимися ранее, но не в то время, на которое он указывает. Например, больной, находясь в стационаре на лечении, в течение нескольких дней заявляет, что якобы вчера ездил в Полоцк. Он действительно был в Полоцке, но в другое время.
К качественным расстройствам памяти относятся и конфабуляции. Это такое состояние, когда провалы в памяти заполняются вымышленными, нередко фантастическими событиями, не имевшими места. По содержанию конфабуляции очень разнообразны, что определяется особенностью личности больного, его настроением, степенью развития интеллекта и способностью к воображению, фантазии.
Псевдореминисценции и конфабуляции являются симптомами развития старческого слабоумия. Парамнезии же, возникающие при инфекционных, благоприятно протекающих сосудистых психозах или алкогольном психозе Корсакова, в процессе выздоровления обычно имеют тенденцию к обратному развитию.
Иногда наблюдается такое ослабление памяти, при котором больной не может отличать факты и события, действительно имевшие место, от когда-либо услышанных, прочитанных или увиденных во сне. Это криптомнезии.
Долгое время причины различных нарушений памяти истолковывались с точки зрения узколокалистических представлений об этой сложной психической функции. В частности, считалось, что центром памяти являются мамиллярные тела. Развивая эту точку зрения, ученые пришли к мнению, что патологические механизмы нарушений памяти - результат поражения высших отделов мозга (коры больших полушарий). Весомым доводом в пользу данного тезиса послужило полное прекращение переноса информации из одного полушария в другое после перерезки мозолистого тела. Ответственность отдельных участков мозга за функцию памяти подтвердилась при оперативных вмешательствах, во время которых электрическое раздражение отдельных участков коры пробуждало у человека воспоминание давно прошедших событий. Так, одна женщина во время операции услышала голос своего маленького сына, доносившийся со двора вместе с уличным шумом. Другой больной показалось, что она рожает и притом точно в такой обстановке, которая действительно была много лет тому назад.
При попытках ученых определить специфические зоны коры, ответственные за функцию памяти, было обнаружено, что следы ее активизируются, когда раздражению током подвергается височная доля. Вместе с тем было установлено, что локализации патологического очага в затылочной части нарушается зрительная память, а в височной - слуховая. Поражение лобной доли приводит к нарушению смысловой памяти. Однако эти гипотезы не следует считать абсолютно доказанными, так как у некоторых больных обнаруживается нарушение памяти при отсутствии каких-либо органических изменений со стороны центральной нервной системы. Даже самое тщательное клиническое обследование не выявляет ее органических изменений, например, у больных с расстройствами памяти при сильных душевных переживаниях, реактивных психозах (аффектогенная, психогенная амнезия). Несмотря на то что раздражение отдельных зон коры вызывает оживление следов прошедших событий, они качественно отличаются от обычных воспоминаний чрезмерной отчетливостью и яркостью. Больные, как правило, заново переживают эти события и никогда не расценивают их как воспоминание.
Решая проблему механизма памяти, Сеченов (1863) и Павлов (192) на основании данных многочисленных исследований установили, что в его основе лежат следовые условные рефлексы. В этом случае физиологическая основа памяти сводится к ассоциации следовых сигналов с сигналами, поступающими из окружающей среды. Это подтверждается тем фактом, что у людей, страдающих психическими расстройствами в пожилом возрасте, при развивающемся снижении реактивной нервной системы отмечается ухудшение или полное отсутствие оживления старых и образования новых условных связей.
В последние годы все более утверждается биохимическая теория памяти. Она сводится к тому, что различные виды обмена веществ в головном мозге и в первую очередь рибонуклеиновой (РНК) под влиянием биоэлектрических потенциалов, исходящих из анализаторов, обуславливают образование белка, несущего закодированную информацию. При повторном поступлении в мозг информации, сходной с предыдущей, начинают резонировать те же нейроны, в которых сохранился след. Нарушение нуклеинового обмена, и, прежде всего РНК, приводит к расстройствам памяти.
Сейчас нами принято считать, что в большей мере проблемами в нарушении памяти страдают пожилые люди, но это не так. Не всегда проблемы с памятью связаны с каким-либо заболеванием, часто это является следствием переутомления, перегрузки на работе, сильного стресса, синдрома хронической усталости.
Стресс
В современном ритме жизни, особенно в большом городе, стрессы неизбежны. Стрессовые ситуации подстерегают человека на работе, на улице и даже дома. На нарушение памяти может повлиять или очень сильный стресс или длительное пребывание в стрессовой ситуации. Вообще такое длительное пребывание в стрессе негативно влияет как на физическое, так и на психологическое здоровье человека, следовательно, влияет на память.
Хороший отдых, полноценный сон, правильно организованный рабочий день со временем устраняют различные нарушения памяти. Но в сложных случаях, например, после травмы, может потребоваться серьезная психологическая помощь для возврата утраченной памяти.
Недостаток сна
В среднем человеку для полноценного отдыха необходимо спать 6 часов. Недосыпание или нарушения сна могут повлиять на нарушение внимания человека, развитие рассеянности, нарушение памяти, а значит утрате трудоспособности. Если из-за занятости у вас не получается выспаться, необходимо найти время на сон, чтобы дать организму отдохнуть. Тогда постепенно вернется тонус и энергия. Но если вы всерьез страдаете нарушениями сна, рекомендуем вам обратиться к специалисту.
Злоупотребление алкоголем
Нарушения памяти после принятия излишней дозы спиртного знакомы многим. Но когда развивается алкоголизм, происходит ухудшение состояния всего организма. Постепенно развивается деменция, а это не только нарушения памяти, но и ухудшение интеллектуальных способностей человека.
Дефицит витамина В12, необходимого для работы головного мозга, также может негативно повлиять на память
Прием некоторых препаратов (обезболивающий, снотворных, антидепрессантов) могут привести к ухудшению памяти
Информация о работе Нарушение памяти. Методы и приемы тренировки памяти