Лекарственные растения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:34, реферат

Описание работы

По-настоящему лечить свои болезни человечество научилось не так давно. Во всяком случае, не раньше, чем началось интенсивное развитие науки и технологий. Так принято считать. А между тем профессиональное врачевание существует с незапамятных времен. Своим становлением современная медицина во многом обязана врачебному искусству Шумера и Древней Греции.
На протяжении всей истории человечества растительный мир верно служит людям как источник не только пищевых продуктов, но и ценнейших лекарственных средств.

Работа содержит 1 файл

сообщение.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

По-настоящему лечить свои болезни человечество научилось  не так давно. Во всяком случае, не раньше, чем началось интенсивное развитие науки и технологий. Так принято  считать. А между тем профессиональное врачевание существует с незапамятных времен. Своим становлением современная медицина во многом обязана врачебному искусству Шумера и Древней Греции.

 На протяжении всей истории человечества растительный мир верно служит людям как источник не только пищевых продуктов, но и ценнейших лекарственных средств. Народная медицина — такая же древняя, как род человеческий. Тому имеется немало доказательств в археологических находках, древнейших рукописных документах и других свидетельствах, дошедших до наших дней. 
 
Природа не баловала человека. Холод, голод, сырость темных пещер, нападение хищных животных, межплеменные схватки, стихийные бедствия вызывали заболевания, травмы, увечья. Естественно, что для облегчения своих страданий люди искали средства среди окружающей их природы, и в первую очередь в мире растений. 
 
На протяжении многих тысячелетий наши предки питались преимущественно растительной пищей. В процессе своего развития человек научился отличать съедобные растения от несъедобных, получил представление о действии различных растений на организм. Практика познания растительного мира дорого обходилась человеку и его здоровью, стоила многих жертв, поскольку любое растение, грибы, водоросли проходили апробацию через единственную «лабораторию» — человеческий организм. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шумерские прописи

Пустыня. Под  палящими лучами солнца неторопливо движется караван. Разомлевшие от жары верблюды тяжело ступают по раскаленному песку. На их спинах устало покачиваются погонщики. Две недели пути вконец измучили восседающего на первом верблюде бритоголового человека в длинных одеяниях. На боку у него большая сумка с лекарствами и инструментами. Это врач… Возможно, именно так выглядела скорая помощь древней Месопотамии, «спешащая» к больному.

Медицинские знания в древней Месопотамии передавались устно. И лишь приблизительно в середине бронзового века (III–II тысячелетие до н.э.) их стали записывать на табличках знаменитой клинописью. Таблички делались из глины — единственного в этой части света материала, который всегда был под рукой. Самый древний из дошедших до нас медицинских текстов на таком носителе информации был обнаружен американской археологической экспедицией в 1889 году, при раскопках шумерского города Ниппура (в 160 км от современного Багдада). Найденная здесь табличка, датированная концом III тысячелетия до н.э., является древнейшей в истории человечества «фармакопеей».

В 145 строках  уместились прописи 15 рецептов на шумерском  языке. Судя по тексту, врачеватели  Месопотамии были большими знатоками  флоры и фауны. В лечебных целях  они использовали разнообразные  травы, коренья, семена (их специалисты насчитали около 50 видов), овощи, листья и плоды деревьев. А среди продуктов животного происхождения, упомянутых в рецептах, попадаются и вовсе экзотические, например, кровь мангуста, панцирь черепахи, кожа козла, экскременты овец. Не обходили вниманием древние лекари и минеральные вещества (нефть, природную смолу, поваренную соль). Лаконичный текст таблички говорит о тщательности, с которой врач подходил к лечению болезней.

Крупицы знаний

Понятно, что  при отсутствии электронных микроскопов и компьютеров, свойства лечебных снадобий приходилось исследовать эмпирически, то есть путем проб и ошибок, а также используя опыт, накопленный предыдущими поколениями.

Жизненной сущностью  людей тогда считали, прежде всего, кровь, которую делили на «кровь дня» (имея в виду артериальную) и «кровь ночи» (венозную). Большое значение также придавали сердцу, печени, почкам, кишечнику, желудку. В то же время явно игнорировались такие органы, как, например, мочевой пузырь и селезенка, а нервы вообще не отличали от сухожилий. Каждому органу приписывалось определенное свойство, причем некоторые наделялись способностью управлять душевными волнениями и умственной деятельностью. К примеру, считалось, что уши и глаза управляют вниманием, сердце руководит разумом, печень — настроением, желудок отвечает за хитрость, нос — за высокомерие.

Некоторые ученые предполагают, что в те времена  уже существовали очки, то есть были известны свойства шлифованных линз. Видимо, древние врачи изготавливали  их для богатых и знатных пациентов, страдавших близорукостью или дальнозоркостью. Свидетельством тому может служить выпуклая линза, найденная в руинах дворца на месте ассирийского города Калху. Этот предмет, изготовленный из горного хрусталя, оказался отличным увеличительным стеклом.

Кстати, ни в  одном медицинском тексте древней  Месопотамии нет упоминаний об операциях, таких как удаление зубов, прижизненное кесарево сечение, трепанация черепа. Это, конечно, не означает, что операций в те времена не делали. Они упоминались в других документах — сборниках законов, которые дошли до нас высеченными на базальтовом столбе два с половиной метра высотой. Некоторые из положений непосредственно касаются деятельности врачей. Примером древнего кодекса могут служить законы Хаммурапи, шестого вавилонского царя, правившего в XVIII веке до н.э.

Бытовавший в Междуречье талион (принцип соответствия между  причиненным ущербом и полагающимся за это наказанием: око за око, зуб  за зуб) превращал врачевание в довольно опасное занятие. В случае неблагоприятного исхода лечения, врача могли подвергнуть довольно суровому наказанию. «Если врач сделает человеку глубокий надрез бронзовым ножом и тем самым причинит ему смерть или, снимая бронзовым ножом бельмо, повредит человеку глаз, то ему следует отсечь руки» — гласит один из законов Хаммурапи. Вот так, коротко и ясно. .

Иногда в процессе обряда заклинатель лепил из глины, смолы, воска, теста или изготавливал из дерева фигурки злых духов и сжигал их, чтобы изгнать болезнь. Магических текстов у заклинателей было так много, что для удобства поиска их группировали в разделы («Освобождение от чар», «Избавление от злых духов») и даже создавали специальные каталоги. Обычно заклинатель еще до начала лечения делал прогноз, определяя болезнь и ее причины, и если больной был безнадежным, «лекарь» удалялся, не начиная врачевания. В большинстве случаев прогноз был неблагоприятный: «он умрет», «он не выздоровеет» и т.п.

Светская  медицина Эллады

В отличие от шумерской, вавилонской и ассирийской, медицина Древней Греции, свободная от магических приемов и заклинаний, изначально носила светский характер. Однако в каждой местности существовали культовые предметы и места (деревья, водные источники, пещеры и, разумеется, храмы), к которым стекались больные греки, чающие исцеления.

Свое начало греческая медицина берет еще  в крито-микенской эпохе, но первые достоверные сведения о ней датированы XII веком до н.э. (период Троянской войны). В поэмах Гомера описано 141 повреждение человеческого тела (ранения, ушибы, нагноения, последствия укусов ядовитых змей и др.). Фактически первые греческие лекари, оставившие след в истории, — это хирурги, которые извлекали из тел воинов вражеские стрелы, останавливали кровотечения, зашивали и перевязывали раны, применяя при этом болеутоляющие средства. В Древней Греции, так же как и в Шумере, было запрещено вскрывать умерших, и тем не менее многие медицинские термины из «Илиады» и «Одиссеи» вошли в анатомический словарь и до сих пор используются медиками.

В период наивысшего расцвета, то есть в V веке до н.э., в Древней  Греции существовало несколько категорий  врачей, в том числе военные хирурги, придворные врачеватели и так называемые периодевты. Последние не привязывали свою врачебную практику к определенному месту, а переезжали из полиса в полис, действуя на свой страх и риск. Иногда они по нескольку лет работали в одном полисе в должности общественного врача, который обычно избирался народным собранием после предварительного экзамена.

Нанятым на службу общественным врачам город предоставлял для работы специальные помещения. Здесь больным  оказывалась главным образом  хирургическая помощь, те же заболевания, которые не требовали хирургического вмешательства, чаще лечились на дому. Кабинет представлял собой большое светлое помещение, снабженное медными ваннами и разнообразным врачебным инвентарем. Нужно сказать, что уже тогда врачи использовали довольно большой набор медицинских инструментов и приспособлений. Среди них — банки для мазей, скальпели, разнообразные подставки, кисти, ушные ложечки и зонды, ножницы, зубные щетки, губки, бинты, клистиры.

Главное — верить

Один из самых, пожалуй, интересных способов лечения в асклепейонах основывался на так называемой инкубации. Практиковался он в специальных помещениях — абатонах. Так назывались длинные крытые галереи, тянувшиеся вдоль стен храма. Сюда никто не мог попасть без специального разрешения. Больной вводился в состояние «искусственного сна» (видимо, гипноза или транса) с помощью наркотика или гипнотического воздействия. Затем разворачивалось настоящее театральное действо: в «операционной» появлялся сам бог Асклепий — его представлял загримированный врач, который собственноручно и производил операцию. Правда, в просвещенных кругах Древней Греции отношение к ритуалу было весьма скептическое. В храмах «консультировали», а то и оперировали светские доктора, к услугам которых прибегали в особо сложных случаях.

Хотя древнегреческие  врачи отдавали предпочтение рациональным методам лечения, греки, по сути, не видели особой разницы между светской медициной и врачеванием в  храмах. Они верили в своих богов  и их исцеляющую силу. И то, что, например, во время торжеств в честь бога виноделия Дионисия афинские граждане с удовольствием выставляли на осмеяние самого главного бога Зевса, ровным счетом ничего не значило. Смеяться можно было сколько угодно, не верить — нельзя. Неверие считалось нечестивостью, за которую наказывал строгий суд ареопаг. Подобные взгляды, безусловно, влияли на этические воззрения светских медиков. Например, согласно неписаным правилам, врач не должен был начинать прием больного с обсуждения размера своего вознаграждения. Иногда даже подобало лечить даром, ибо добрая память важнее материальных ценностей.

Портрет авторитетного врача

Большое значение греки придавали внешнему виду лекаря и его поведению в обществе. «У врача будет больше авторитет, если он хорошо выглядит и упитан соответственно своей природе, ибо те, кто сами не могут позаботиться о своем теле, считаются не способными проявлять надлежащую заботу о других». Врач был обязан знать свойства окружающей природы, ветров, воды, законы восхода и захода светил, поскольку «астрономия имеет к медицинскому искусству немалое отношение, ведь вместе с временами года изменяются и болезни людей.

На Тибете индийская медицина была значительно переработана и изменена: в ее фармакопею были введены некоторые местные растения. Тибетская медицина распространилась по всей Северо-Восточной Азии. 
В трактате по тибетской медицине «Джуд-ши» мы находим 8 родов лекарственных веществ, испокон веков применявшихся врачевателями. Это различные минералы (мел, сера, сажа, глина, селитра), металлы (золото, серебро, железо), вещества животного происхождения (мясо, кровь, жир, рога, желчь, мускус). Но большую часть лекарственных веществ получали все же из растений: деревьев, кустарников, трав. Из них добывали соки и готовили отвары. 
 
 
Много сделал для развития лекарственного дела на Руси Петр I. По его указу в 1714 г. был создан «аптекарский огород» в Петербурге, ставший первой опытной станцией по изучению лекарственных растений (на месте этого «огорода» в настоящее время находится Ботанический сад Академии наук). Во всех крупных городах при военных госпиталях были заложены «аптекарские огороды». Заготовки дикорастущих лекарственных растений велись по всей Руси, на Украине, в Белоруссии. В 1718 г. специальная экспедиция была направлена в Сибирь для изучения местных растений. 
Созданная при Петре I Академия наук собрала в своих стенах выдающихся ученых, в том числе естествоиспытателей. Внедренная Петром I «ягодная повинность», включавшая сбор лекарственных трав, успешная деятельность «аптекарских огородов» позволили настолько увеличить заготовку лекарственного сырья, что в 1754 г. Медицинская канцелярия прекратила ввоз лекарственных растений из-за рубежа. К этому времени в арсенале российских лекарей числилось около 200 видов дикорастущих и культивируемых в садах растений.

Люди все чаще обращаются к помощи лекарственных растений, к народным снадобьям — к экологически чистому натуральному сырью. Сложный комплекс веществ, дозированных в растении природой, благотворно действует на организм в целом, повышает его сопротивляемость, активизирует обмен веществ. Лекарственные растения ускоряют заживление ран, останавливают кровотечения, лечат больное сердце, возбуждают аппетит, повышают тонус жизни. В современной медицине лекарственные растения не только не утратили своих позиций, но привлекают к себе все более пристальное внимание ученых. Из более чем 3000 препаратов, применяемых отечественной медициной, 40 % вырабатывается из лекарственных растений. С каждым годом число их увеличивается. Лекарственным растениям нередко отдают предпочтение в связи с их небольшой токсичностью и возможностью длительного применения без проявлений побочного действияПорой они помогают и тогда, когда медицинская наука оказывается бессильной.


Информация о работе Лекарственные растения