Креационизм-Божественное сотворение живого

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:04, доклад

Описание работы

История креационизма является частью истории религии, хотя сам термин возник не так давно. Термин «креационизм» стал популярным приблизительно с конца XIX столетия, означая концепции, признающие истинность изложенной в Ветхом Завете истории сотворения мира. Накопление данных различных наук (от астрономии до геологии и биологии), в особенности распространение в XIX веке теории эволюции, привело к возникновению противоречия между новыми взглядами в науке и библейской картиной мира.

Содержание

1)История креационизма……………………………………………………
2)Креационизм: наука и религия……………………………………….
3)Богословские концепции…………………………………………………
4)Креационизм в иудаизме…………………………………………………
5)Креационизм в исламе…………………………………………………….
6)Креационизм в индуизме………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Биология.docx

— 29.73 Кб (Скачать)

Казанцева Елена

9 «А» класс 
 
 

Доклад 

по биологии на тему:

«Креационизм-Божественное сотворение живого» 
 

Содержание.

1)История  креационизма……………………………………………………

2)Креационизм:  наука и религия……………………………………….

3)Богословские концепции…………………………………………………

4)Креационизм  в иудаизме…………………………………………………

5)Креационизм  в исламе…………………………………………………….

6)Креационизм  в индуизме……………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Креационизм – вера в то, что мир, человек и различные формы жизни на Земле созданы высшей, сверхъестественной силой.

История креационизма является частью истории религии, хотя сам термин возник не так давно. Термин «креационизм» стал популярным приблизительно с конца XIX столетия, означая концепции, признающие истинность изложенной в Ветхом Завете истории сотворения мира. Накопление данных различных наук (от астрономии до геологии и биологии), в особенности распространение в XIX веке теории эволюции, привело к возникновению противоречия между новыми взглядами в науке и библейской картиной мира. Результатом этого антагонизма в дальнейшем стало последовавшее возрождение креационизма как совокупности телеологических концепций, являющихся реакцией консервативно настроенных христиан на ставшие доминирующими представления об эволюционном и естественном пути происхождения живой и неживой природы.

В 1932 году в Великобритании основано «Движение протеста против эволюции», в цели которого входило распространение «научной» информации и фактов, доказывающих ложность эволюционного учения и истинность библейской картины мира. К 1970 году число его активных членов достигло 850 человек. В 1972 году в Соединённом королевстве было образовано «Научное объединение имени Ньютона

В США достаточно влиятельным организациям креационистов удалось добиться временного запрета на преподавание эволюционной биологии в публичных школах нескольких штатов, а с середины 1960-х годов активисты «младоземельного креационизма» начали добиваться введения в школьную программу учения «научного креационизма». В 1975 году постановлением суда по делу «Дениэл против Уотерса» преподавание в школе чистого креационизма было признано неконституционным, что вызвало замену названия на «науку сотворения», а после её запрещения в 1987 году («процесс Эдвардс против Агилларда»), на «разумный замысел», который вновь был судебно запрещён уже в 2005 году («процесс Кицмиллер против Довера»).

В Турции с 1992 года функционирует «Стамбульский фонд научных исследований (BAV)», известный своей широкой издательской деятельностью. В феврале 2007 года фондом было презентовано иллюстрированное учебное пособие «Атлас сотворения мира» объемом 770 страниц, которое было бесплатно разослано учёным и школам в Великобритании, Скандинавии, Франции и Турции на их языках[5]. Помимо «научных» теорий, книга затрагивает мировоззренческие вопросы. Так, авторы книги возлагают на теорию эволюции вину за коммунизм, нацизм и исламский радикализм. «Дарвинизм — единственная философия, для которой ценен конфликт», — говорится в тексте.

В настоящее  время в разных странах мира под  идеологией креационизма действуют  общественные объединения, группы и  организации. По имеющимся сведениям: 34 — в США, 4 — в Великобритании, 2 — в Австралии, 2 — в Южной Корее, 2 — на Украине, 2 — в России[7][8], 1 — в Турции, 1 — в Венгрии, 1 — в Сербии.

Креационизм: наука и религия

В настоящее  время креационизм представляет собой широкий спектр концепций  — от сугубо богословских и философских до претендующих на научность. Тем не менее общим для этой совокупности концепций является то, что они отвергаются большинством учёных как ненаучные как минимум по критерию фальсифицируемости К. Поппера: выводы из посылок креационизма не имеют предсказательной силы, так как не могут быть проверены экспериментом. Лица, позицирующие себя как креационистские учёные, часто используют приёмы демагогии («давление» на эмоции), подтасовки, допускают (зачастую элементарные) ошибки при расчётах. Многие не имеют специального образования.

Богословские  концепции

В христианском креационизме существует множество  различных течений, расходящихся в  интерпретации естественнонаучных данных. По степени расхождения с  общепринятыми в науке воззрениями  на прошлое Земли и Вселенной  среди них различают:

  • Буквалистский (младоземельный) креационизм (Young-Earth Creationism) настаивает на буквальном следовании Книге Бытия Ветхого Завета, то есть что мир был создан в точности так, как это описано в Библии — за 6 дней и около 6000 (как утверждают некоторые протестантыосновываясь на Масоретском тексте Ветхого Завета) или 7500 (как утверждают некоторые православные, основываясь на Септуагинте) лет назад.
  • Метафорический (староземельный) креационизм : в нём «6 дней творения» — универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным уровнем знанийв действительности же одному «дню творения» соответствуют миллионы или миллиарды реальных лет, поскольку в Библии слово «день» (др.-евр. יוֹם "йом") означает не только сутки, а часто указывает на неопределённый отрезок времени. Среди метафорических креационистов в настоящее время наиболее часто встречаются:
    • Креационизм постепенного творения (Progressive creationism): согласно этой концепции, Бог непрерывно направляет процесс изменения биологических видов и их появления. Представители данного направления принимают геологические и астрофизические данные и датировки, однако полностью отвергают теорию эволюции и видообразование путём естественного отбора.
    • Теистический эволюционизм (эволюционный креационизм) признаёт теорию эволюции, однако утверждает, что эволюция является орудием Бога-Творца в осуществлении его замысла. Теистический эволюционизм принимает все или почти все идеи, общепринятые в науке, ограничивая чудесное вмешательство Творца такими не изучаемыми наукой актами, как сотворение Богом бессмертной души у человека (папа Пий XII), или трактуя случайность в природе как проявления божественного промысла (современный российский палеонтолог А. В. Гоманьков). С точки зрения теологии разные концепции теистического эволюционизма варьируют от общего для авраамических религий теизма (диакон Русской Православной Церкви Андрей Кураев[26]) до пантеизма, деизма и взглядов Тейяра де Шардена. Из-за того, что в дискуссиях на тему «эволюция или творение?» теистические эволюционисты чаще всего поддерживают «эволюционистскую» точку зрения, многие креационисты, не приемлющие эволюции, не считают их позицию креационизмом вообще (наиболее радикальные из буквалистов даже отказывают теистическим эволюционистам в праве называться христианами).

Креационизм в иудаизме.

Многие представители  ортодоксального иудаизма отрицают теорию эволюции, настаивая на буквальном прочтении Торы, однако представители современного ортодоксального течения иудаизмарелигиозные модернисты и религиозные сионисты[53] склонны интерпретировать некоторые части Торы аллегорически и готовы частично принять теорию эволюции в том или ином виде. Представители же консервативного и реформированного иудаизма принимают основные постулаты теории эволюции в полной мере.

Таким образом, взгляды представителей классического  ортодоксального иудаизма близки к  фундаменталистскому креационизму, взгляды же современного ортодоксального, а также консервативного и реформированного иудаизма — теистическому эволюционизму.

Креационизм в исламе.

Исламская критика  эволюционной теории является гораздо  более резкой, чем христианская. Исламская критика во многих своих чертах напоминает идеи французских постструктуралистов, изложенные в таких работах, как «Символический обмен и смерть», «Дух терроризма» (Ж. Бодрийяр), «Капитализм и шизофрения» (Ж. Делез, Ф. Гваттари). Достаточно неожиданным является сходство это критики и с некоторыми идеями современного неомарксизма (А. Негри).

В турецких школьных учебниках упоминания о креационизме присутствуют с 1985 года. В ноябре 2006 года министр образования Турции Гусейн Челик публично высказался в поддержку дальнейшего преподавания теории божественного сотворения: «Эволюционная теория пересекается с атеизмом, теория божественного сотворения — с религиозными представлениями». Министр также отметил, что в Турции лишь 1 % населения причисляет себя к атеистам.

Поскольку в Коране, в отличие от Книги Бытия, отсутствует подробное описание сотворения мира, буквалистский креационизм в мусульманском мире значительно менее распространён, чем в христианском. Ислам считает (в соответствии с текстом Корана), что люди и джинны созданы Богом. Современные взгляды многих суннитов на теорию эволюции близки к эволюционному креационизму.

Креационизм в индуизме.

Среди неавраамических религий заслуживает внимания креационизм в индуизме. В Ведах, писаниях индуизма, выделяется первичное (сарга) и вторичное (висарга) творение. Первичное творение осуществляется верховным Господом и заключается в создании материальной энергии (махат-таттвы). Вторичное творение осуществляет первое живое существо во вселенной — Брахма, который появляется при непосредственном участии Бога. Согласно писаниям, задача Брахмы заключается в том, чтобы создать материальные формы тел для изначально духовных существ, пожелавших участвовать в материальном проявлении, и создать им условия для взаимодействия с неживой природой и друг с другом так, чтобы они могли испытывать определённое удовлетворение от подобного существования (но полного счастья в этом мире им не достичь, так как этот мир, по определению Вед, является юдолью неизбежных страданий). Сначала он создает помощников («менеджеров» вселенной), некоторые из них получают особый статус — праджапати (прародители живых существ), участвующие именно в увеличении количества живых существ и разнообразии их материальных форм (в писаниях, таких как «Шримад-Бхагаватам» и «Махабхарата», приводятся примеры, кто из праджапати инициировал появление тех или иных форм известных нам живых существ, как животных, так и растений).

Таким образом, согласно индуизму, формирование видов  идет под чутким руководством особых существ. Помимо создания форм, в Ведах  описывается, как иногда «менеджеры»  вселенной дают свои благословения  живым существам, и те приобретают  новые качества (в «Рамаяне» упоминается, что павлины получили великолепие своего хвоста по благословению Индры, вороны — долгую жизнь по благословению Ямараджа, и т. д.). Но системно и во всех подробностях эти процессы Веды не описывают, и не исключено, что существуют и иные механизмы в столь сложном процессе, как формирование видов и сообществ организмов.

Информация о работе Креационизм-Божественное сотворение живого