Креационизм и эволюционизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 15:39, реферат

Описание работы

Йонн Миллер и Евгения Скотт из США и Шинии Окамото из Японии представили в журнале Science отчет, в котором они привели результаты анализа данных, накопившихся за последние 20 лет опросов населения разных стран, в которых изучалось отношение людей к теории эволюции.

Содержание

Введение

1. Теория эволюции

1.1 Становление идеи развития в биологии

1.2 Теории Ж.Б. Ламарка и Ж. Кювье

1.3 Теория эволюции Ч. Р. Дарвина

1.4 Синтетическая теория эволюции

2. Креационизм

1.1 Причины появления креационистских теорий. Доказательства эволюции

2.2 Виды и направления креационизма

2.2.1 Религиозный креационизм

2.2.2 Современный креационизм

3. Столкновение мировоззрений

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

Креационизм и эволюционизм.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Цитология. Данные этой науки при желании могут быть истолкованы не как доказательство биохимического родства организмов, а как результат их сотворения Богом.

В клетке существуют такие органеллы, которые перестают функционировать, если в их строении изменена хотя бы одна незначительная деталь. Пример такой органеллы – рибосома. Получается, что она не могла постепенно усложняться в процессе эволюции, т.к.  в случае мутации она не могла бы выполнять свои функции. Следовательно, функционирующая рибосома должна была возникнуть одномоментно… Противники эволюционной теории задают убийственный вопрос: какова возможная вероятность этого события? К сожалению, постулаты классического эволюционного учения в ряде случаев не могут объяснить новые факты, полученные в результате цитологических исследований.

Сравнительная анатомия. Совершенно очевидно, что сходство в строении конечностей ныне живущих позвоночных является для многих противников теории эволюции не доказательством их близкого биологического родства, а лишь указанием на то, что они именно таким образом были сотворены Богом (по примерно одной общей схеме). Понятно, что не используя убедительные примеры из области палеонтологии и других наук, опровергнуть данную точку зрения невозможно.

Труднее всего, пожалуй, высказать критические замечания в адрес эмбриологических доказательств процесса эволюции. Хотя, если предположить, что каждый организм в своём эмбриогенезе, по замыслу Бога, повторяет основные этапы эволюционных изменений, которые по воле Творца же и осуществляются…

Противники теории эволюции не раз заявляли также, что дарвинизм – это умозрительное учение, которое нельзя подтвердить лабораторными экспериментами. На самом деле в эволюционной биологии ведутся свои эксперименты – с бактериями и простейшими. Британский биолог Кван Чжун в лабораторных опытах с амёбами вывел их новый вид, а также добился эндосимбиоза бактерии и амёбы, то есть получил новый усложнённый организм путём симбиоза. Когда-то подобным образом аэробные бактерии стали митохондриями, а сине-зеленые водоросли – хлоропластами.

Впрочем, примерно на таких попытках критики доказательств теории эволюции и подтасовок, строятся креационистские теории.

 

2.2 Виды и направления креационизма

По определению, креационизм - религиозная и метафизическая концепция, в рамках которой основные формы органического мира, человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как намеренно созданные неким Сверхсуществом (Богом). И возник он как результат противоречия между буквальным прочтением священных текстов и научными данными и теориями.

 

2.2.1 Религиозный креационизм

В религиозном  креационизме существует множество различных течений, расходящихся в интерпретации естественнонаучных данных.

Буквалистский, или младоземельный, креационизм настаивает на буквальном следовании Книги Бытия Ветхого Завета, то есть что мир был создан в точности так, как это описано в Библии — за 6 дней и около 6000 лет назад. Однако, согласно самой авторитетной в западном мире хронологии архиепископа английского и ирландского Джеймса Ушера (середина 17 века), это уникальное событие произошло в ночь с субботы на воскресенье 23 октября 4004 года до новой эры.

Наиболее активны в пропаганде буквалистского креационизма религиозные общины США. Здесь основная масса верующих – как протестантов, так и католиков, - считает библейский рассказ, точно и правильно отражающим историю возникновения человека. Столь буквалистское прочтение Библии характерно для фундаментальной религиозности. Свою роль играет и то, что в последние десятилетия вопрос о правоте или ложности теории эволюции был в США сильно политизирован. Во второй половине 20 века консервативное крыло республиканской партии приняло креационизм в качестве одного из пунктов своей партийной платформы, призванной сплотить вокруг республиканцев жителей «red-neck штатов» - Юга и Среднего Запада страны.

Верхушка католической церкви придерживается метафорического, или староземельного, подхода к креационизму. В нём «6 дней творения» — универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным уровнем знаний.

22 октября 1996 года пап Иоанн-Павел II обратился к Папской академии наук с посланием, где заявил, что выводы светских наук, касающиеся теории эволюции, в том числе и её роли в происхождении тела человека, основываются на прочных научных основаниях, подтвердив слова своего предшественника Пия XII «Humani Generis» (1950 год): «В вопросе о человеке и его происхождении между теорией эволюции и доктриной веры не будет противоречий, если мы сохраним незыблемые основные фундаментальные положения». Близкое миропонимание излагается в публикациях православных священников, протоиерея Александра Меня («История религии»), диакона Андрея Кураева («Может ли православный быть эволюционистом?») и протоиерея Глеба Каледы («Библия и наука о сотворении мира»).

 

2.2.2 Современный креационизм

Современный креационизм – отнюдь не однородное идейное течение. Кто-то по-прежнему верует, что 23 октября 4004 года до нашей эры Бог принялся творить мир и на шестой день создал человека «по своему образу и подобию», кто-то стремится обогатить эту теорию «всеми разумными достижениями современной науки». Но идейные споры не мешают атаковать учение Дарвина по всем фронтам.

Особенно популярна в последнее десятилетие идея «разумного плана» (intelligent design). Её приверженцы признают, что Земля возникла более четырёх миллиардов лет назад, что одни виды животных вымирали, другие возникали, но все эти события протекали по заранее намеченному Творцом плану.

Один из аргументов сторонников идей теории «разумного замысла» (a fine-tuning argument) основывается на известной чувствительности Вселенной и жизни к малым изменениям мировых физических констант (Антропный принцип).

Область допустимых значений констант оказывается очень узкой, и из малой вероятности «тонкой настройки» Вселенной делается вывод о её искусственности и о наличии Разумного Творца.

Духовным отцом «горнего плана» считается Филипп Джонсон, юрист, автор бестселлера «Дарвин на испытательном стенде» (1991).  «В любой культуре есть миф о сотворении мира, - пишет Джонсон, и имеются жрецы. Это эксперты, которые толкуют историю сотворения.

Они могут быть церковными деятелями или же видными учеными – в любом случае они вправе требовать, чтобы монополия на истину принадлежала им.

Кто владеет историей сотворения мира, тот во многом влияет на умы людей, принадлежащих к данной культуре».

Как убеждает опыт ряда американских штатов, когда библейская история маскируется под науку, она легко откладывается в умах неотложным законом, вроде «яблока Ньютона».

Другим течением в креационизме является «Наука о сотворении» или «научный креационизм» (creation science), сторонники которого утверждают, что можно получить научные подтверждения библейского акта творения и библейской истории (например, Всемирного потопа), оставаясь в рамках научной методологии. Сторонники «научного креационизма» как правило, настаивают на необходимости буквального прочтения Книги Бытия, обосновывая свою позицию как богословскими, так и научными аргументами.

Например, для объяснения многомиллиарднолетних возрастов Земли и Вселенной, которые даёт гео- и астрофизика, в научном креационизме предпринимаются попытки доказать непостоянность во времени мировых постоянных, таких как скорость света, постоянная Планка, массы элементарных частиц и т. д.; также постулируется гравитационное замедление времени в околоземном пространстве, чтобы доказать молодой (менее 10 тыс. лет) возраст Земли и Вселенной.

Креационизм является не научной теорией и не отвечает принципам верифицируемости/фальсифицируемости.

Поэтому опровергнуть креационизм с помощью научных методов в принципе невозможно. Какие бы аргументы не приводили учёные, все они разбиваются о невозможность фальсификации любой системы, включающей чудесное как основное звено.

Креационисты ставят под сомнение достоверность всего знания, недоступного прямой экспериментальной проверке (к нему, кроме большой части эволюционной биологии и палеонтологии, относятся также значительная часть геологии и астрономии).

По мнению большинства специалистов в области естественных наук, изучающих прошлое, буквальное толкование священных текстов о сотворении мира, предпринимаемое «научными креационистами», псевдонаучно, так как такое толкование, по их мнению, противоречит массиву палеонтологических и биологических данных о биологической эволюции, а также геологическим и астрофизическим данным о возрасте Земли и астрономических объектов.


Глава 3. Столкновение мировоззрений

 

Активные дискуссии между сторонниками креационизма и его противниками ведутся во многих странах, в том числе и в России, однако не в рамках научных дискуссий, а в основном по поводу уместности преподавания в школе таких взглядов.

В начале 1920-х годов Америка переживала мировоззренческий кризис. Традиционалистов тревожило посягательство на моральные устои. Это было время джаза и абстрактного искусства, презрения к сухому закону и входящего в моду фрейдизма. Молодёжь традиционно конфликтовала с отцами. В те годы теория эволюции ассоциировалась с прогрессом, атеизмом и евгеникой. «Отцы» затеяли, в виде самозащиты, новый «крестовый поход», особенно в южных штатах, где запрет на преподавание дарвинизма в общественных школах принял форму закона.

В такой атмосфере в июле 1925 года и состоялся знаменитый «обезьяний процесс», на котором по антиэволюционному закону штата Теннесси был осужден преподаватель общих дисциплин Джон Скоупс, и значение которого вышло далеко за рамки конкретного судебного дела. К 1927 году уже 13 американских штатов приняли запретительные законы, аналогичные закону Теннеси. Но в 1968 году Верховный суд США всё-таки решил, что антиэволюционные законы противоречат Первой поправке к Конституции США. А в 1987 году тот же Верховный суд запретил преподавание библейской картины творения мира в государственных школах.

Американский физик – космолог Лоренс Кросс, которого пригласили в Комитет стандартов обучения для обсуждения программы школьного курса по биологии в США, решительно выступил против идеи ввести курс креационизма: «Мы выиграли, потому что не допустили теорию разумного замысла в учебные классы, и вместе с тем проиграли, поскольку «из чувства справедливости» Комитет добавил… формулировку: «Школьники должны изучать, как учёные критически исследуют эволюционную теорию». Я настоятельно выступал против этого: в нормах должно быть сказано, что ученые вообще всё исследуют критически!» (журнал «В мире науки» №11, 2004 г., с. 34-35).

Но и сегодня в США идут судебные процессы по поводу преподавания теорий происхождения человека в государственных школах.

Парламентская ассамблея Совета Европы  (ПАСЕ) 5 октября 2007 года постановила, что «креационизм во всех его формах, таких как „разумный замысел“ или „высший разум“, не является научной дисциплиной и не подлежит научному изучению в европейских школах наряду с теорией эволюции или даже вместо нее». В данной резолюции депутаты ПАСЕ призвали правительства 47 стран Совета Европы «решительно воспротивиться» преподаванию креационизма как научной дисциплины.

В 2006 году с Дарвином начали судиться и в России. «Поскольку данная гипотеза является лишь недосказанной гипотезой, то её преподавание в школах не может объясняться действительно объективными причинами», - заявил истец.


Заключение

 

Человек до сих пор не знает, как он произошёл. Правда, верующие точно знают, что человек сотворен Богом, как о том написано в священных писаниях. Но не все разделяют их точку зрения. Наиболее самоуверенные из атеистов порой так озадачивают верующих: «Хорошо, пусть Бог сотворил человека. Но кто сотворил Бога?».

Для многих вера в эволюцию стала причиной всех бед современного общества. Креационисты идут в наступление повсюду. Учителей в Луизиане и Аризоне обязали, приступая к рассказу об эволюции, предупреждать учеников о вреде услышанного. Воспользовавшись временным преимуществом, креационисты осмелели и квалифицировали доктрину эволюции как разновидность религии тотемизма, принятого на вооружение современным научным обществом. А стало быть, считают они, дарвинизм есть не что иное, как язычество в науке.

Но слухи о кризисе дарвинизма сильно преувеличены. Любая научная теория так или иначе продвигает наше знание вперёд.

Так, недавно возникла ещё одна концепция недарвиновской эволюции – пунктуализм. Его сторонники считают, что процесс эволюции идёт путём редких и быстрых скачков, а 99% своего времени пребывает в стабильном состоянии. Ценность этой концепции заключается в идее разобщенности микро- и макроэволюции и независимости управляемых ими факторов.

Возможно, в будущем СТЭ и недарвиновские концепции эволюции, дополняя друг друга, объединяться в новую единую теорию жизни и развития живой природы.


Список используемой литератыры

 

1. А.П. Садохин. Концепции современного естествознания: учебное пособие. – 3 изд. - М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 239 с.

2. Р.С. Карпинская, И.К. Лисеев, А.П. Огурцов. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М.: Интерпракс,2007. – 352 с.

Информация о работе Креационизм и эволюционизм