Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:01, контрольная работа
Чем отличается естественно-научная культура от гуманитарной? Что такое геоцентрическая и гелиоцентрическая модели устройства мира?
Приведите формулировку принципа относительности для законов механики?..Как классифицирует современная наука элементарные частицы?Фундаментальные законы сохранения энергии? Назовите основные направления в развитии учения о составе вещества? Возможности современной химии и химии будущего?Охарактеризуйте кратко эволюцию вселенной?Что является предметом исследования генной инженерии? Опишите основные трофические (пищевые) связи в экосистемах?
1. (1). Чем отличается естественно-научная культура от гуманитарной?……...3
2. (8). Что такое геоцентрическая и гелиоцентрическая модели устройства
мира? …………………………………………….………………………….5
3. (14). Приведите формулировку принципа относительности для законов
механики?.......................................................................................................7
4. (22). Как классифицирует современная наука элементарные частицы?..........8
5. (32). Фундаментальные законы сохранения энергии?......................................10
6. (35). Назовите основные направления в развитии учения о составе
вещества?.....................................................................................................12
7. (41). Возможности современной химии и химии будущего?...........................14
8. (47). Охарактеризуйте кратко эволюцию вселенной?.......................................17
9. (56). Что является предметом исследования генной инженерии?...................19
10. (66). Опишите основные трофические (пищевые) связи в экосистемах?......21
Список использованной литературы …………………………………...23
Кафедра
ботаники и генетики
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине
«Концепции современного естествознания»
\
СОДЕРЖАНИЕ
1. (1). Чем отличается естественно-научная культура от гуманитарной?……...3
2. (8). Что такое геоцентрическая и гелиоцентрическая модели устройства
мира? …………………………………………….………………………….5
3. (14). Приведите формулировку принципа относительности для законов
механики?.....................
4. (22). Как классифицирует современная наука элементарные частицы?..........8
5. (32).
Фундаментальные законы сохранения энергии?......................
6. (35). Назовите основные направления в развитии учения о составе
вещества?.....................
7. (41).
Возможности современной химии
и химии будущего?.............
8. (47).
Охарактеризуйте кратко эволюцию вселенной?....................
9. (56).
Что является предметом исследования
генной инженерии?...................
10. (66). Опишите
основные трофические (пищевые) связи
в экосистемах?......21
Список использованной литературы …………………………………...23
1. (1). ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ КУЛЬТУРА ОТ ГУМАНИТАРНОЙ?
Понятие культура охватывает все многообразие материальной и духовной деятельности людей. Понятием "культура" обозначаются различные явления: сорта растений; процессы совершенствования телесных, нравственных и умственных качеств человека; совокупность обычаев, традиций, верований и образа жизни народов; особый неприродный тип бытия; системы положительно значимых ценностей в жизнедеятельности людей и т. д. Исходный признак культуры выделяется через соотношение с природой. Объект есть достояние культурной реальности ее, или он обработан, или переделан людьми для удовлетворения их потребностей. В этом контексте все созданное человечеством есть культура. Таково расширенное понимание специфики культуры. Культура — это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Сфера исследования природы естественными науками, по сути, неисчерпаема. Она включает объекты микро-, макро - и мегамиров. В более популярном изложении это означает, что естествознание исследует неорганическую и органическую природу Земли и Вселенной. Основные науки о неорганической природе — физика, химия, физическая химия и многочисленные подразделения. Комплекс биологических наук исследует живую природу, начиная от доклеточного уровня и кончая биосферой. Специфику планетного вещества Земли изучает геология и другие науки. Вселенная является объектом познания астрономии, астрофизики, астрохимии. Математика исследует все сферы бытия природы, где выявлены количественные закономерности. Методы математики проникают и в науки об обществе. Гуманитарная культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики и других наук. Системообразующие ценности гуманитарных наук — гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т. д. Эти ценности имеют решающее значение в целеполагающей деятельности людей, так как поднимают человека от состояния животного эгоизма к всесторонней общественной жизни. Те или иные группы ценностей и соответственно виды гуманитарной культуры могут наполняться специфическим социальным содержанием. Их общественная значимость относительна и утверждается в соответствии с той или иной ролью, которую они играют в определенную историческую эпоху. Например, религиозные ценности католицизма доминировали в общественной жизни государств западной Европы в 11—14 вв. В настоящее время в этих государствах превалируют политические и правовые ценности (демократия, права человека и т. п.).
В
гуманитарном знании, и в целом
в гуманитарной культуре существенным
образом представлены интересы субъекта.
Поэтому неизбежны различные
варианты осмысления и оценки "позитивности"
одних и тех же общественных явлений
для того или иного человека, группы,
социума, государства. В этом и заключается
специфика гуманитарной культуры. Естественно-научная
культура во многом исключает субъективизм
ученого. Выделим основные признаки (показатели)
рассматриваемых видов культур. Специфика
естественно-научной культуры состоит
в том, что знание о природе постоянно
совершенствуется, отличается высокой
степенью объективности, представляет
собой наиболее достоверный (истинный)
слой массива человеческого знания, имеющего
большое значение для существования человека
и общества. Кроме того, это глубоко специализированное
знание. Для "рядовых" потребителей
естественно-научной культуры необходимы
научно-мировоззренческие популярные
"переводы" (толкования) знаний о
природных объектах. В любом случае для
человека вообще естественно-научная
культура есть важнейшее средство социализации,
а для многих специалистов — решающее
условие их эффективной деятельности. Специфика
гуманитарной культуры состоит в том,
что знание о системе ценностных зависимостей
в обществе активизируется исходя из принадлежности
индивида к определенной социальной группе.
В основе актуализаций нередко лежат общечеловеческие
ценности (гуманизм, демократия, права
человека, нормы морали и т. д.). Все это
имеет решающее значение в социальной
адаптации индивида. Проблема истинности
решается с учетом знания об объекте и
оценки полезности этого знания познающим
или потребляющим субъектом. При этом
не исключается возможность толкований,
противоречащих реальным свойствам объектов,
насыщенность теми или иными идеалами
и проектами будущего. Дискуссии по этим
вопросам продолжались в течение всего
прошедшего столетия и в этих дискуссиях,
естественно, были выявлены и другие аспекты
проблемы соотношения двух культур. Но
и сегодня вопросы, связанные с историчностью,
телеологией и аксиологией, рассматриваются
как такие, которые решающим образом отделяют
сферу гуманитарного знания от естественно-научной
сферы. А между тем именно естествознание
20 века сделало решительный шаг в направлении
преодоления этого раскола двух культур.
Трансформации, которые претерпело естествознание
в этот период, носят столь радикальный
и революционный характер, что это дало
основание бельгийскому ученому И. Пригожину,
одному из лидеров науки второй половины
XX века, сказать, что "мы только начинаем
понимать природу". И не случайно одна
из обобщающих работ И. Пригожина и И. Стенгерс
- "Порядок из хаоса", - работа глубоко
философская, имеет характерный подзаголовок:
"Новый диалог человека с природой".
[14],[16]
2. (8). ЧТО ТАКОЕ ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ И ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ УСТРОЙСТВА МИРА?
Геоцентрическая система мира.
Гиппарх,
александрийский ученый, живший во
2 веке до н. э., и другие астрономы
его времени уделяли много
внимания наблюдениям за движением планет. Эти
движения представлялись им крайне запутанными.
В самом деле, направления движения планет
по небу как бы описывают по небу петли.
Эта кажущаяся сложность в движении планет
вызывается движением Земли вокруг Солнца
- ведь мы наблюдаем планеты с Земли, которая
сама движется. И когда Земля “догоняет”
другую планету, то кажется, что планета
как бы останавливается, а потом движется
назад. Но древние астрономы думали, что
планеты действительно совершают такие
сложные движения вокруг Земли. Во 2 веке
н.э. александрийский астроном Птолемей
выдвинул свою “систему мира”. Он пытался
объяснить устройство Вселенной с учетом
видимой сложности движения планет. Считая
Землю шарообразной, а размеры ее ничтожными
по сравнению с расстоянием до планет
и тем более звезд Птолемей, однако, вслед
за Аристотелем утверждал, что Земля -
неподвижный центр Вселенной. Так как
Птолемей считал Землю центром Вселенной,
его система мира была названа геоцентрической.
3. (14) ПРИВИДИТЕ ФОРМУЛИРОВКУ ПРИНЦИПА ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЗАКОНОВ МЕХАНИКИ?
Принцип относительности — фундаментальный физический принцип, согласно которому все физические процессы в инерциальных системах отсчёта протекают одинаково, независимо от того, неподвижна ли система или она находится в состоянии равномерного и прямолинейного движения.
Отсюда следует, что все законы природы одинаковы во всех инерциальных системах отсчёта. Различают принцип относительности Эйнштейна (который приведён выше) и принцип относительности Галилея, который утверждает то же самое, но не для всех законов природы, а только для законов классической механики, подразумевая применимость преобразований Галилея, оставляя открытым вопрос о применимости принципа относительности к оптике и электродинамике.
Галилея принцип относительности - принцип физического равноправия инерциальных систем отсчёта в классической механике, проявляющегося в том, что законы механики во всех таких системах одинаковы. Отсюда следует, что никакими механическими опытами, проводящимися в какой-либо инерциальной системе, нельзя определить, покоится ли данная система или движется равномерно и прямолинейно. Это положение было впервые установлено Г. Галилеем в 1636. Одинаковость законов механики для инерциальных систем Галилей иллюстрировал на примере явлений, происходящих под палубой корабля, покоящегося или движущегося равномерно и прямолинейно (относительно Земли, которую можно с достаточной степенью точности считать инерциальной системой отсчёта)[5] В современной литературе принцип относительности в его применении к инерциальным системам отсчета (чаще всего при отсутствии гравитации или при пренебрежении ею) обычно выступает терминологически как лоренц-ковариантность (или лоренц-инвариантность).
Лоренц-ковариантность
физических законов — конкретизация принципа относительности (т.е. постулируемого
требования независимости результатов
физических экспериментов и записи уравнений
от выбора конкретной инерциальной
системы отсчёта).
Исторически эта концепция стала ведущей
при включении в сферу действия принципа
относительности (раньше формулировавшегося
с применением не преобразования Лоренца,
а преобразования
Галилея) максвелловской
электродинамики, уже тогда лоренц-ковариантную
и не имевшую видимых возможностей переделки
для ковариантности относительно преобразований
Галилея, что привело к распространению
требования лоренц-ковариантности и на
механику и вследствие этого к изменению
последней.