Эволюция приматов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 21:57, реферат

Описание работы

Отряд приматов имеет историю развития, насчитывающую несколько де-сятков миллионов лет. Одной из важнейших особенностей этой группы живот-ных являлось обитание на деревьях. Именно на деревьях первые приматы наш-ли убежище от врагов, эволюция приматов на деревьях сформировала харак-терные для данного отряда особенности. К ним относятся пятипалая конеч-ность, кожная чувствительность, стереоскопическое острое зрение, большой и сложный мозг, контролирующий многообразные способы передвижения по де-ревьям.

Содержание

Введение 3

1. Ранние этапы эволюции приматов 4
2. Эволюция человекообразных приматов 8
3. Эволюция рода Homo 15

Заключение 22

Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ_ПРИМАТЫ_2.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

    Размеры тела этих приматов были сравнительно невелики: по расчетам, длина их тела составляла 133-154 см при среднем весе 36-55 кг. Средняя про-должительность жизни австралопитеков оценивается А.Манном в 17-22 года.

     По мнению этого ученого, в жизни авст-ралопитеков большую роль играла передача опыта от одного поколения другому, что требо-вало достаточно длительного периода обучения детей. 
      Следует ли считать австралопитеков прими-тивными людьми или все же лишь высокораз-витыми человекообразными обезьянами и соот-ветственно рассматривать их в составе понгид или же гоминид? Ведь объем их мозга и ряд осо-бенностей строения оставались гораздо более близкими к состоянию обезьян, чем людей. Дис-кутируется в современной антропологии и дру-гой вопрос: были ли австралопитеки прямыми предками людей или представляли слепую боко-вую ветвь, развивавшуюся параллельно ветви настоящих гоминид? Некоторые ученые предла-гали рассматривать австралопитеков как подсе-мейство в пределах семейства понгид, другие - как подсемейство в составе го-минид (эта точка зрения получила наибольшее распространение), третьи - как особое независимое семейство среди антропоморфных приматов.

    Дискуссия особенно обострилась после ряда замечательных палеонтоло-гических находок, сделанных начиная с 1959г. английским антропологом Луи-сом Лики, его сыном Ричардом Лики и рядом других ученых в Восточной Аф-рике, особенно в ущелье Олдовай (северная часть Танзании) и на восточном по-бережье озера Рудольф. Здесь в отложениях с возрастом 1-1,8 млн. лет были об-наружены ископаемые остатки высокоразвитого австралопитека – зинджантро-па (A. boisei), а также другого антропоморфного примата, которому дали наз-вание «человек умелый» (Homo habilis), противопоставляя его австралопитекам как представителя настоящих людей (род Homo). Основаниями для этого были некоторые прогрессивные черты в строении скелета конечностей и несколько больший объем мозговой коробки (680-700 см3), чем у типичных австралопи-теков. Вместе со скелетами зинджантропа и «человека умелого» были найдены и примитивные каменные орудия, сделанные из грубо обколотых ударами галек кварца, кварцита, лавы (так называемая «олдовайская галечная культура»), а также кости животных, часть из которых была расколота древними людьми, ве-роятно, для добывания костного мозга. По мнению Лики, эти орудия принадле-жали не зинджантропу, а примату, названному им «человек умелый». Лики рассматривал австралопитеков как слепую боковую ветвь эволюции, предста-вители которой сохранили более примитивное строение, чем современные им древнейшие гоминиды Homo habilis.

    Однако  многие антропологи не согласны с  принадлежностью «человека умелого» к роду Homo, указывая на морфологическую близость этого примата к прогрессивным австралопитековым и рассматривая его как одного из их представителей. В целом нет серьезных оснований «отлучать» австралопитеков от орудий галечной культуры, тем более что примитивные орудия были обнару-жены и в более древних отложениях с возрастом 2-3 млн лет.

    Однако  на восточном берегу озера Рудольф  были обнаружены остатки австралопитеков  совместно с таковыми еще более  высокоразвитого, чем «чело-век умелый», примата с емкостью мозговой коробки 800-900 см3. В отношении этой находки уже не могло быть сомнений в ее принадлежности к роду Homo.

    Судя  по этим данным, типичные плейстоценовые австралопитеки действи-тельно существовали одновременно с более прогрессивными гоминидами и по-этому не могут рассматриваться как предки последних. Тем не менее, остается вполне вероятным общее происхождение всех плейстоценовых гоминид, вклю-чая австралопитеков, от каких-то позднеплиоценовых предков, которыми впол-не могли быть более ранние австралопитековые, пока еще мало известные. Во всяком случае, в морфологическом отношении австралопитеки занимают про-межуточное положение между высшими гоминидами и человекообразными обезьянами (понгидами) и дают представление о первом важном этапе на пути гоминизации. 
      Что же касается вопроса о том, рассматривать ли австралопитеков как выс-ших человекообразных обезьян или как наиболее примитивных людей, очевид-но, решить его удалось бы при наличии четких критериев, определяющих при-надлежность к людям. В качестве таковых указывались: постоянное исполь-зование двуногого передвижения, выпрямленное положение тела, увеличение первого пальца руки со сложной дифференциацией его мышц, увеличение го-ловного мозга и относительных размеров больших полушарий, некоторые осо-бенности зубной системы. По некоторым из этих показателей австралопитеки ближе к людям, по другим - к человекообразным обезьянам, занимая в целом промежуточное положение между теми и другими. М.И.Урысон отметил от-сутствие морфологических критериев, с помощью которых можно было бы од-нозначно определить принадлежность ископаемых скелетных остатков к людям или к высокоразвитым обезьянам, и подчеркнул, что важнейшим показателем в этом плане являются найденные вместе со скелетными остатками орудия труда. Суди по их систематическому использованию австралопитеками, последних це-лесообразнее рассматривать как древнейших людей. Альтернативную точку зрения аргументировал А.А.Зубов, полагающий, что критерием должна слу-жить не сама по себе трудовая деятельность, а тот «отпечаток», который она накладывает на морфологический облик гоминид, т.е. результат приспособле-ния к трудовой деятельности различных органов (прежде всего головного мозга и передних конечностей).

    Очевидно, переход к изготовлению орудий произошел на анатомической основе, характерной для австралопитеков и еще очень близкой к таковой выс-ших человекообразных обезьян. Вероятно, на этом этапе гоминизации главную роль сыграло не столько увеличение объема мозга, размеры которого близки у австралопитеков и понгид, сколько изменение качества его работы, связанное со значительным возрастанием числа межнейронных связей и обусловившее су-щественные перестройки поведения, в частности широкое использование ору-дийной деятельности.

    Трудовая  деятельность стала важнейшим фактором дальнейшей эволюции человека. Поскольку использование орудий при высокоразвитой социальности, начинавшей формироваться еще у низших антропоидов, давало человеку ог-ромные преимущества и позволяло осваивать новые местообитания и новые природные ресурсы, естественный отбор благоприятствовал таким изменениям организации древних людей, которые способствовали совершенствованию тру-довой деятельности и социального поведения. Это были в первую очередь прог-рессивные изменения структуры и массы головного мозга, а также мускулатуры и скелета передних конечностей, с развитием механизмов тонкой нервной коор-динации движений. Отбор благоприятствовал развитию у людей таких форм поведения, которые облегчали их общение в процессе трудовой деятельности, а также в организации совместных охот или защиты от нападений хищников. В связи с этим совершенствовались способы обмена информацией, в частности система звуковой сигнализации, развитие которой привело к формированию членораздельной речи, а на ее основе - второй сигнальной системы, сыгравшей столь огромную роль в развитии человеческого интеллекта и культуры.

    По мнению Я.Я.Рогинского, сообщества древних людей подвергались групповому отбору, благоприятствовавшему сохранению тех коллективов, в ко-торых преобладали более развитые в социальном отношении индивиды. Это выражалось в совершенствовании тормозных механизмов мозга, позволявших снизить взаимную агрессивность, а также в развитии свойств, способствовав-ших обогащению знаний на основе своего и чужого опыта.

    Важнейшей чертой человеческого общества является наличие фонда соци-альной или культурной информации, биологически не наследуемой и передаю-щейся от поколения к поколению посредством обучения (а на более поздних этапах развития общества кодируемой письменно) и в форме созданных преды-дущими поколениями орудий труда и других материальных и культурных цен-ностей. Рост и развитие этого социального фонда (или фонда материальной культуры) постепенно уменьшает зависимость человеческого общества от при-роды. Это не могло не привести к существенным изменениям самого характера эволюционных преобразований человека. Для любой человеческой популяции фонд материальной культуры, накопленный предшествовавшими поколениями, является, в сущности, важнейшей частью среды ее обитания. Естественный от-бор приспосабливал человеческие коллективы к этой их специфической среде - отбор в пользу индивидов, более способных к обучению и трудовой деятель-ности, и групповой отбор в пользу коллективов, в которых преобладали индии-виды с более развитым социальным поведением. Зато снижалось давление от-бора на совершенствование и поддержание приспособлений, повышающих ус-тойчивость отдельных особей к неблагоприятным факторам среды, поскольку фонд материальной культуры, социальная организация и трудовая деятельность опосредовали влияние неблагоприятных факторов внешней среды, играя своего рода защитную роль.

    С другой стороны, развитие человеческого  общества все в большей степе-ни начинает регулироваться специфическими социальными закономерностями, которые сложным образом взаимодействуют с биологическими. В полной мере эта специфика эволюции человека стала проявляться лишь на более поздних этапах его филогенеза, особенно после появления человека современного вида, Homo sapiens.

3. Эволюция рода Homo

 

    Филогенетическую  историю гоминид, в ходе которой  постепенно форми-ровались особенности современного человека, разделяют на ряд последова-тельных стадий: 1) «предшественники людей», или протоантропы; 2) архантро-пы; 3) палеоантропы; 4) неоантропы.

    Протоантропы  были представлены австралопитеками, существовавшими в позднем плиоцене и плейстоцене 5,5-1,0 млн. лет назад, но, возможно, возник-шими еще раньше. Австралопитеки создали костяную и галечную олдовайскую культуру. Наиболее существенные морфологические преобразования на данном этапе гоминизации происходили в скелете и мускулатуре задних конечностей. Эти изменения были связаны с переходом к постоянному двуногому передви-жению.

    Архантропы  известны по многочисленным находкам, сделанным в самых различных уголках Старого Света. Первая из этих находок была сделана еще в 1891 г. Е.Дюбуа, обнаружившим на острове Ява ископаемые остатки существа, получившего название питекантроп или "обезьяночеловек". Первоначально разные архантропы, как и австралопитеки, рассматривались как представители разных родов: питекантропы с Явы, синантропы из ряда местонахождений на территории Китая, гейдельбергский человек в Европе, атлантропы в Северной Африке и др. Ныне большинство ученых считают всех архантропов принадле-жащими к одному виду Homo erectus – «человек выпрямленный», в пределах ко-торого выделяют до 9 подвидовых форм. До недавнего времени считали, что архантропы существовали на Земле в среднем плейстоцене, со времени гюн-цского и до миндельского оледенения, т.е. 700-300 тыс. лет назад, однако новые данные (например, упомянутые выше находки, сделанные Р. Лики на восточ-ном берегу озера Рудольф) и уточнение датировок расширили время существо-вания архантропов до огромного диапазона 2,6-0,2 млн. лет назад. В течение столь длительного времени архантропы не оставались неизменными. На этой стадии антропогенеза были сделаны важные шаги по пути морфофизиологи-ческого прогресса. Так. емкость мозговой коробки увеличилась с 750-800 см3 (у древнейших архантропов, подобных лантьянскому синантропу, существовав-шему около 700 тыс. лет назад, или еще более древнему питекантропу с берегов оз. Рудольф) до 1225 см3 (у синантропов из пещеры Чжоукоудянь, живших около 300 тыс. лет назад).

    Однако все архантропы сохраняли целый ряд очень примитивных (для человека) признаков (см. рис. 1): очень покатый лоб, переходящий в низкий че-репной свод; сильно выступающий надглазничный валик, позади которого че-реп был сжат поперечно (заглазничное сужение); выступающие вперед челюс-ти; отсутствие подбородочного выступа. Общий облик архантропов был уже несомненно человеческим, хотя телосложение оставалось очень грубым, а по-ходка была более неуклюжей, чем у современных людей.

    Архантропы  питались и мясной, и растительной пищей, хотя первая в их рационе, вероятно, преобладала. Вместе с остатками некоторых архантропов были обнаружены каменные и костяные орудия, более совершенные, чем ол-довайские, но в целом еще очень примитивные (культура раннего палеолита). В пещере Чжо-Укоудянь (в 60 км к югу от Пекина) вместе с многочисленными ископаемыми остатками синантропов были обнаружены каменные и костяные орудия и следы костров. Многие найденные здесь же кости животных имели следы обжига. Использование огня для обогревания пещер, служивших жили-щем, и для приготовления пищи, несомненно, было важным шагом вперед, сви-детельствующим о достаточно высоких познавательных и манипулятивных воз-можностях архантропов. Различные архантропы жили не только в пещерах, но и в лесах, и в саваннах. Вероятно, продолжительность жизни этих древних лю-дей была небольшой; немногие из них доживали до 30-32 лет.

    Следующая стадия в эволюции гоминид, палеоантропы, представлена так называемыми неандертальцами (Homo neander-thalensis), видовое название ко-торых связано с первой находкой ископаемых остатков этих людей в долине Неандерталь вблизи Дюссельдорфа. Неандертальцы, как и архантропы, были распространены практически по всей территории Старого Света и очень разно-образны. Они появились на Земле около 300 тыс. лет назад (во время миндель-рисского межледниковья) и просуществовали до первой половины вюрмского оледенения, т. е. примерно до 35 тыс. лет назад.

    Палеоантропы  достигли огромного прогресса в  увеличении массы голов-ного мозга. Объем мозговой коробки мужчин-неандертальцев в среднем состав-лял около 1550 см3, достигая 1600 см3. Размеры головного мозга, достигнутые неандертальцами, в ходе последующей эволюции при достижении стадии нео-антропов далее не увеличивались, хотя происходили перестройки структуры мозга.

    Несмотря  на объемистую мозговую коробку, череп  неандертальцев (см. рис. 1) сохранял еще многие примитивные особенности: покатый лоб, низкий свод и затылок, массивный лицевой скелет со сплошным надглазничным вали-ком, подбородочный выступ был почти не выражен, сохранялись крупные зу-бы. Пропорции тела палеоантропов были в целом близки к таковым современ-ного человека. По сравнению с архантропами у палеоантропов усовершенство-валось строение кисти. Средний рост неандертальцев составлял 151 - 155 см.

Информация о работе Эволюция приматов