Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:46, реферат
Эволюция присуща объектам любого рода: материальным и идеальным, вещественным, психическим и психологическим, физическим и социокультурным, и т.п. Эволюция – одна из общих форм или видов движения вообще, поэтому нередко отождествляется с понятием развития. В социальных теориях с эволюцией отождествляют понятие прогресса. Обычно понятие эволюции противопоставляется понятию «революции» как радикальному качественному изменению объекта, скачку, перевороту в ходе его изменения, а эволюция понимается как процесс «постепенный», неторопливый, лишенный резких движений.
1. Введение……………………………………………………………………….... 3
2. Глобальный эволюционизм
2.1 Общие положения……………………………………………………….......4
2.2 Антропный принцип с позиции глобального эволюционизма…………..5
2.3 К общей теории глобального эволюционизма…………………………….7
3. Современные теории эволюции………………………………………………..9
3.1 Основы генетики…………………………………………………………….10
3.2 Синтетическая теория эволюции…………………………………………..13
4. Заключение………………………………………………………………………17
5. Список литературы………………………………………………………….......18
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Реферат (контрольная работа)
По дисциплине: «Концепции современного естествознания»
На тему: «Эволюция
и эволюционизм. Современная
теория эволюции»
Содержание
2.1 Общие положения………………………………………………………
2.2 Антропный принцип с позиции глобального эволюционизма…………..5
2.3 К общей теории глобального эволюционизма…………………………….7
3. Современные теории эволюции………
3.1 Основы генетики…………………………………………………………
3.2 Синтетическая теория эволюции…………………………………………..13
4. Заключение……………………………………………………
5. Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Эволюция - объективно
происходящее во времени изменение,
проявляющееся как
Условия для появления эволюции были раскрыты в науке XIX – XX вв. Исторически, понятие эволюции возникло в космологии, биологии и геологии Нового времени, хотя идеи эволюционизма в разных видах появились уже в древности («лестница существ» у Аристотеля и др.). Само понятие «эволюция» появилось в науке благодаря английскому ученому М.Хейлу в 1677 г. в его описании жизнедеятельности организма.
Эволюция присуща
объектам любого рода: материальным и
идеальным, вещественным, психическим
и психологическим, физическим и
социокультурным, и т.п. Эволюция –
одна из общих форм или видов движения
вообще, поэтому нередко
ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
общие положения
Возникновение
концепции глобального
Замечу, что словосочетание
“глобальная эволюция” не обозначает
никакого другого понятия отличного
от просто “эволюция” (о котором
мы говорили в предыдущем параграфе).
Эвристичность введения дополнительного
термина заключается в
Эволюционный
подход к существующим видам движения
не подразумевает, что все они
находятся в постоянном процессе
эволюции, а наоборот констатирует
необходимость их последовательного
формирования на определенных этапах
истории Мира. Вообще эволюция, как
процесс, относящийся ко всей Вселенной
в каждый момент времени реализуется
локально только в одном виде движения.
То есть всегда существует только одна
локальная система (то есть не тождественная
всему Миру), которую можно назвать
эволюционной, в которой происходит
появление принципиально новых,
уникальных определений Мира. Чтобы
отличить эту систему от других,
уже прошедших эволюцию, можно
ввести термин “авангард эволюции”.
Естественно, что авангардом эволюции
всегда является последнее по времени
появившееся в Мире форма движения
(сейчас социальная система). Все предыдущие
виды движений, пройдя эволюционный этап
и достигнув равновесного состояния
(не статичного, а, скорее всего состояния
медленного изменения параметров, либо
повторяющегося процесса развития отдельных
элементов) служат основой для формирования
и эволюции нового движения. Возможны
появления и новых
Итак, в каждый момент истории Вселенной можно выделить только две эволюционные системы – весь Мир и вид движения, являющийся на данный момент авангардом эволюции. Сам эволюционный процесс в них абсолютно совпадает, то есть появление новых характеристик в частной системе есть конкретная реализация эволюции Мира. Глобальный эволюционизм Мира отличается от эволюции отдельных систем лишь своей временной непрерывностью, переносом процесса эволюции с одного вида движения на другой. В то время как эволюционный процесс в отдельной системе необходимо заканчивается при достижении некоего равновесного состояния, а эволюция продолжается в последующем виде движения.
В каждой эволюционной
системе (в каждом виде движения в
момент, когда он являлся авангардом
эволюции) можно выделить эволюционный
параметр – параметр, который безусловно,
непрерывно изменяется и связан с
появлением принципиально новых
определений данного типа движения.
Так в социальном движении это
процесс научно-технического развития
- он непрерывен, необратим и определяет
изменения других параметров социального
движения. Также, говоря об эволюционных
процессах в отдельной системе,
следует обратить внимание на то, что
они относятся ко всей системе
целиком и недопустимо
Один из моментов
критики ГЭ связан с абсолютной несхожестью
процессов эволюции в биологической
и социальной системах и проистечением
космологических и
Перед тем как приступить к тезисному изложению моего понимания, какой должна быть общая теория глобального эволюционизма, вернусь к проблеме АП, взглянув на нее уже с позиции ГЭ.
АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП
С ПОЗИЦИИ ГЛОБАЛЬНОГО
Сильный АП с
точки зрения ГЭ лишь констатирует,
постулирует эволюцию Вселенной. То
есть сильный АП, выдвинутый Картером
в формулировке: “Вселенная (и, следовательно,
фундаментальные параметры, от которых
она зависит), должна быть такой, чтобы
в ней на некотором этапе эволюции
допускалось существование
АП высказанный
в терминах ГЭ лишен существенного
проблемного момента – в нем
ничего не говорится о параметрах
Вселенной. Во-первых, распространение
процесса эволюции Вселенной в прошлое
до ее начала снимает вообще вопрос
о начальных параметрах - в начальный
момент отсутствуют какие-либо определения
Мира, а все виды движения и, следовательно,
их параметры появляются в процессе
эволюции. Во-вторых, ГЭ, констатируя
появление социального
Следовательно, АП должен быть сформулирован не как принцип соответствия физических и прочих условий возможности появления наблюдателя, а наоборот, как соответствие конкретной формы реализации разума имеющимся условиям. И в этом АП сводится лишь к самой общей форме высказывания принципа глобального эволюционизма.
Для лучшего
понимания трактовки АП в рамках
ГЭ рассмотрим, к примеру, соответствие
окраски некоего вида животного
цвету геологических пород в
некоторой местности. Можно обсуждать
проблему реализации конкретного цвета
породы, без которого не возможно было
бы существование данного
Развивая Слабый и Сильный АП, провозглашающие обусловленность существования разума физическими параметрами Вселенной Ф.Типлер дополнительно выдвинул Финалистический АП в следующей формулировке: "Во Вселенной должна возникнуть разумная обработка информации, и, раз возникнув, она никогда не прекратится" [2]. То есть финалистический АП утверждает не только взаимосвязь появления разума с историей Вселенной, но и безусловное влияние его на дальнейшую ее эволюцию.
Как и в случаях слабого и сильного АП, Финалистический АП, рассматриваемый с позиции ГЭ, является лишь констатацией последовательной эволюции отдельных видов движения. Он только обращает внимание не на обусловленность появления конкретной эволюционной системы (в частном случае социальной) предыдущими видами движения, а на необходимое влияние этой системы на последующий процесс эволюции Мира. И с этой позиции финалистический принцип естественно применим ко всем видам движения в равной степени.
Но можно выдвинуть и Сильный Финалистический АП: с появлением разума, с развитием социального движения Мир вступил в новый этап эволюции, характеризуемый активным влиянием одной из форм движения на всю систему (в рамках этих заметок я не буду давать определения этапов эволюции мира). Конец Мира с позиции ГЭ можно понимать как некий акт синкретического единства всех видов движения и он должен осуществиться именно в результате развития разума, как акт абсолютного самопознания Мира. (Это утверждение не несет ни теологического, ни катастрофического оттенка, более подробно оно будет раскрыто в последующих работах).
Информация о работе Эволюция и эволюционизм. Современная теория эволюции