Этико - правовые проблемы новых репродуктивных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Успехи фундаментальных наук (в первую очередь молекулярной биологии, генетики, цитологии и эмбриологии), разработка и широкое внедрение в медицинскую практику биомедицинских технологий ставят ряд морально-этических и правовых вопросов, связанных: с ответственностью ученого и врача перед обществом за свою профессиональную деятельность, с регулированием использования биомедицинских технологий и последствиями их применения (социальными, экологическими, медицинскими).

Работа содержит 1 файл

биоэтика.docx

— 32.89 Кб (Скачать)

Реферат

Биоэтика

Тема: Этико - правовые проблемы новых репродуктивных технологий.

 

План:

 

 

Введение

 

 

 

Успехи фундаментальных  наук (в первую очередь молекулярной биологии, генетики, цитологии и  эмбриологии), разработка и широкое  внедрение в медицинскую практику биомедицинских технологий ставят ряд  морально-этических и правовых вопросов, связанных: с ответственностью ученого  и врача перед обществом за свою профессиональную деятельность, с регулированием использования  биомедицинских технологий и последствиями  их применения (социальными, экологическими, медицинскими). Этико-правовые вопросы, с определенной спецификой, возникают  и при использовании репродуктивных технологий, и при медико-генетическом консультировании, генотерапии, в области трансплантологии и др. С 1997 г., после рождения клонированной овечки Долли, по всем странам прошли широкие дискуссии относительно этичности клонирования человека. В январе 1998 г. Советом Европы был предложен для подписания Дополнительный протокол к Конвенции о защите прав человека и достоинства человеческого существа в связи с использованием достижений биологии и медицины, запрещающий клонирование человека.

В ноябре 1998 г. были опубликованы два сообщения из США о получении  из доимплантационных эмбрионов человека (созданных in vitro для лечения бесплодия, но не затребованных), а также из материала абортуса эмбриональных стволовых клеток (ЭСК), их культивировании и выделении линий разных типов клеток. Эти сообщения вызвали по всему миру лавину дискуссий и публикаций, касающихся этико-правовых проблем использования эмбрионов человека для получения ЭСК.

Решение биомедицинских этических  вопросов относительно новая и сложная  задача. Оно может быть достигнуто только при совместных усилиях специалистов разного профиля, включая медиков, правоведов, философов, теологов, социологов при условии широкого информирования общества относительно этико-правовых проблем биомедицинских технологий и понимания членами общества необходимости их решения .

 

 

 

  1. Причины внедрения новых технологий репродукции человека.

 

 

 

По данным статистики мужской  и женский факторы бесплодия практически с одинаковой частотой могут приводить к бесплодному браку. Учитывая всю специфику указанной проблемы, очень важно отметить, что только взаимопонимание супругов, обоюдная поддержка и забота могут послужить залогом успеха в процессе комплексного обследования и лечения бесплодия.

Согласно статистике в  России каждый пятый брак является бесплодным. Цифры по Западной Сибири близки к общероссийским: около 17% супружеских пар не имеют детей. Современная медицина способна творить чудеса, наполнять жизнь новым смыслом и радостью. На помощь приходят центры репродукции человека и современные методы искусственного оплодотворения.

В настоящее время искусственное  оплодотворение становится все более  распространенной процедурой, помогающей решить проблему зачатия ребенка. Экстракорпоральное оплодотворение является сравнительно молодым методом лечения. Впервые  ЭКО применили в 1978 году в Великобритании. В настоящее время экстракорпоральное оплодотворение считается одним  из наиболее эффективных методов  лечения бесплодия. Специалисты  клиники ЭКО Медицинского Центра "Авиценна" добились впечатляющих практических результатов: эффективность процедуры искусственного оплодотворения достигает 43% при мировой норме 30-35%.

Если десять лет назад  под репродукцией понимали вопросы  планирования семьи, лечение бесплодия, то сейчас  это понятие расширилось. В настоящее время репродукция  человека занимается также восстановлением  и дифференцировкой пола, аномалиями различных органов, включает в себя хирургию, репродуктивные технологии, пластические операции.

 

 

 

  1. Конституционное и законодательное обеспечение репродуктивной функции человека.

 

 

 

Законодательство Российской Федерации, как и многих других стран, в отношении охраны репродуктивных прав в целом соответствует международным правовым документам (Всеобщей декларации прав человека; Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Конвенции ООН о правах ребенка, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, Международному пакту о гражданских и политических правах),регламентировано Конституцией Российской Федерации и специальными законодательными актами по охране здоровья, материнства, детства, социальной поддержке семьи; целевыми федеральными программами.Данные документы содержат ряд прав граждан Российской Федерации, которые могут рассматриваться самостоятельно или в сочетании с другими правами и служить целям охраны репродуктивного здоровья и защиты репродуктивной деятельности человека. Так, Конституция Российской Федерации содержит ряд статей, направленных на охрану отдельных репродуктивных прав мужчин и женщин (в соответствии с п. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства). Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация.

Конституционный принцип  защиты материнства и детства, семьи  находит свое конкретное выражение  и развитие в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов: об охране здоровья, о труде и охране труда, о социальном обеспечении, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.

Вместе с тем, диссертантом сделан общий вывод, что действующие  правовые нормы фрагментарны, затрагивают  лишь отдельные аспекты возникающих  проблем и не обеспечивают в полной мере условий и возможностей для  реализации репродуктивной функции  и сохранения его репродуктивного  здоровья. Сложившиеся нормы, регулирующие правоотношения в сфере репродукции  человека, представляют собой автономный межотраслевой комплекс, требующий  дальнейшего структурирования и  внутренней согласованности. Забота о  репродуктивном здоровье населения, бесспорно, одна из основных функций социального  государства, реализация которой, в первую очередь, должна сопровождаться изменениями правового механизма. Таким образом, в целях улучшения правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере репродуктивной деятельности человека, представляется необходимым принятие новых и совершенствование уже действующих правовых актов, закрепляющих репродуктивные права граждан и определяющих механизмы их реализации.

Восполнить отчасти этот пробел могло бы принятие специализированного  закона, регулирующего общественные отношения, возникающие при реализации гражданами прав на охрану репродуктивного здоровья. Целью принятия данного закона являлось бы обеспечение систематизации разрозненных нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу.

 

 

 

  1. Искусственное оплодотворение.

 

 

 

Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) положительно отнеслась к новым  репродуктивным технологиям, т.к. они  служат благородной цели - лечению  бесплодия и предоставлению права  супругам, лишенным возможности производить  потомство, завести детей. В 1987 г. было принято Заявление об искусственном оплодотворении и трансплантации эмбрионов (Мадридская декларация), в котором провозглашены следующие рекомендации и этические принципы: медицинская помощь оправдана при бесплодии, неподдающемся медикаментозному и хирургическому лечению, особенно в случаях иммуннологической несовместимости, непреодолимых препятствий для слияния мужской и женской гамет, бесплодия по неизвестным причинам. Действия врача должны осуществляться только на основе добровольного информированного согласия пациентов, соответствовать всем подзаконным и этическим нормам. Пациенты имеют такое же, как и при другом виде лечения право на соблюдение тайны и невмешательство в личную жизнь, определение судьбы яйцеклеток, которые не будут немедленно использованы для лечения бесплодия (уничтожены, подвергнуты криоконсервации с целью сохранения в замороженном виде, оплодотворены и подвергнуты криоконсервации). Должно быть обеспечено невмешательство в процесс выбора пола зародыша, кроме случаев передачи сцепленных с полом генетических заболеваний, должен отвергается любой коммерческий подход, при котором яйцеклетки становятся предметом купли-продажи, оговорена этичность отказа врача от подобных манипуляций в соответствии с его убеждениями. Особое место занимает проблема выбора донора спермы, его анонимности, прав и обязанностей. Регламентируются следующие условия: донорами могут быть только мужчины, имеющие детей, искусственная инсеминация проводится только по медицинским показаниям и только для гетеросексуальных пар, все доноры обследуются на наличие заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП).

Как в зарубежной, так и в отечественной  практике решение проблем, связанных  с донорством сперматозоидов, осложняется  отсутствием юридического и морального статуса гамет. Очевидно, что половые  клетки можно рассматривать либо как составную часть организма  человека (и тогда хозяин является субъектом права), либо как самостоятельную  единицу (в таком случае – он самостоятельный  субъект права). На донорство гамет  можно распространить законы о донорстве  крови и органов, и тогда рассматривать  его как терапевтическую помощь. Как следствие такое донорство  должно быть бесплатным и анонимным. Кроме того, возникают правовые и  этические проблемы, связанные с  возможностью получения сведений о  доноре (и сохранение требования анонимности), родительских прав доноров половых  клеток и эмбрионов, прав совершеннолетних детей иметь информацию о «биологическом»  отце. В условиях демократизации и  расширения прав человека, специфическую  актуальность приобретает желание  представителей сексуальных меньшинств иметь детей

 

 

 

 

 

 

  1. Экстракорпоральное оплодотворение.

 

 

 

Экстракорпоральное оплодотворение (от лат. extra — снаружи, вне и лат. corpus — тело, то есть оплодотворение вне тела, сокр. ЭКО) — медицинская технология, используемая для лечения бесплодия. Синонимы: «оплодотворение в пробирке», «оплодотворение in vitro», «искусственное оплодотворение», в английском языке обозначается аббревиатурой IVF (in vitro fertilisation).

Суть метода ЭКО состоит в  следующем: яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют  искусственно в условиях «in vitro» («в пробирке»), полученный эмбрион содержат в условиях инкубатора, где он развивается  в течение 2-5 дней, после чего эмбрион  переносят в полость матки  для дальнейшего развития.

Технологию ЭКО осуществляют в специализированных медицинских учреждениях в условиях амбулаторного лечения. Для проведения процедуры экстракорпорального оплодотворения необходимо получить яйцеклетки, получить сперматозоиды, провести оплодотворение in vitro, вырастить эмбрион, ввести эмбрион в полость матки женщины.

В своем официальном документе  «Основы социальной концепции» (2000) Русская православная церковь рассматривает различные проблемы биоэтики, к которым относятся и вопросы преодоления бесплодия. К нравственно допустимым методам преодоления бесплодия отнесено «искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений».

Церковь дает неодобрительную оценку тем вариантам экстракорпорального  оплодотворения, при которых используются донорская сперма, донорские яйцеклетки или суррогатная мать: «Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо „социальных“, еще и так называемых биологических родителей. „Суррогатное материнство“, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка „заказчикам“, противоестественно и морально недопустимо…». Также Церковь выступает против тех вариантов ЭКО, при которых могут быть получены заведомо большее количество эмбрионов, чем это необходимо для переноса в матку: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение „избыточных“ эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью».

Также Церковь обращает внимание на необходимость проведения ЭКО в  рамках церковного брака: «Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности».

Для проведения процедуры ЭКО в  соответствии с рекомендациями РПЦ  пациентам необходимо заранее обсудить с врачом необходимость оплодотворения одной, двух или трех яйцеклеток, с  тем, чтобы все полученные эмбрионы были перенесены в матку. Врачи всегда идут навстречу пациентам в такой  просьбе, но следует учесть, что шансы  на наступление беременности при  таком варианте ниже, чем при получении  большего количества эмбрионов (из-за отсутствия выбора наиболее жизнеспособных среди эмбрионов).

 

 

 

  1. Суррогатное материнство.

 

 

 

Особое место в вопросах новых репродуктивных технологий занимает «суррогатное материнство» - наиболее слабо разработана тема, как в  юридическом, так и в этическом планах. Под «суррогатным материнством» понимается такая ситуация, когда добровольно, но, как правило, за вознаграждение, женщина-реципиент вынашивает ребенка либо в результате трансплантации ей эмбриона, полученного в пробирке, либо после искусственной инсеминации ее собственной яйцеклеткой. В условиях, когда брак безнадежно бесплоден из-за несовместимости или отсутствия матки, этот способ деторождения, по мнению многих исследователей, имеет право на существование, хотя этичность суррогатного материнства подвергается сомнению. Необходимость контроля, правового и этического регулирования каждого этапа продиктована опасностью коммерциализации деторождения. В отечественном законодательстве такая правовая регламентация вопроса о «суррогатном материнстве» отсутствует. Хотя ряд центров материнства и детства, планирования семьи этими технологиями занимаются. В частности, городская газета «Вечерняя Казань» (№ 172 от 29.10.1999) рекламировала услуги республиканского медицинского центра «Семья» МЗ Республики Чувашия (г. Чебоксары): ЭКО и ТЭ, «суррогатное материнство». Отношение большинства российских медиков к этим технологиям – доброжелательное. А как еще может относиться специалист к методу, дающему возможность бездетной паре при отсутствии у женщины матки или при серьезной ее патологии, непроходимости маточных труб или их отсутствии испытать счастье материнства, получить генетически «своего» ребенка? По данным лаборатории генетики нарушений репродукции медико-генетического научного центра РАМН, проводившей социологический опрос населения, 79%, ответивших на анкеты респондентов-немедиков, поддерживают использование новых методов репродукции.

Информация о работе Этико - правовые проблемы новых репродуктивных технологий