Экомаркировка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: идентификация экологически значимой, достоверной, новой информации.

Работа содержит 1 файл

РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ.doc

— 527.00 Кб (Скачать)

ДОМАШНЯЯ  РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЯ»

НА  ТЕМУ «ЭКОМАРКИРОВКА» 

      Цель  работы: идентификация экологически значимой, достоверной, новой информации.  
 

    Общие сведения

     Маркировкой называется нанесение  знаков, надписей и рисунков на товар или упаковку для их опознания и указания способов перевозки, обработки и хранения. Она включает в себя весь комплекс операций, обеспечивающих повышение эффективности товародвижения продукции, ее безопасность, качество, соответствие стандартам и международным нормам.

     Товары, хлынувшие на российский рынок при вхождении России в цивилизованный рынок, ошеломили обилием и ассортиментом, красочным оформлением и многообразием форм, «лейблов», различных маркировочных обозначений. Быстро наступившее товарное насыщение заставило тщательно подходить к товарам, изучать их свойства и потребительские характеристики, более придирчиво рассматривать их, вчитываясь в ту небольшую и не всегда понятную информацию, которая помещена на упаковке. Внимание к национальной и интернациональной системам торговли, в частности, к регулированию ввоза продуктов и, возможно, запрету ввоза «загрязненных» продуктов, - стало иллюстрацией постоянно проявляющегося интереса населения к сохранению и поддержанию экологической безопасности.  Эта поведенческая реакция потребителей оправданна, т.к. не всегда прелагаемые  клиентам и призывающие их к действию побудительные мотивы маркетинга1, представленные на упаковке или в рекламных аргументах, несут достоверную информацию.

     В России право человека на безопасность товара и здоровую окружающую среду закреплено Конституцией, Законами «Об охране окружающей природной среды» и «О защите прав потребителей». При этом наличие сертификата соответствия, гарантирующего качество продукции и услуг (соответствие ГОСТу или ТУ), уже не удовлетворяет общество, т.к. необходимо гарантировать безопасность не только человека, но и окружающей природной среды.

     В связи с этим особый интерес на упаковке потребительских товаров представляет экологическая маркировка (экомаркировка) – специальная система знаков и обозначений, вызванная к жизни осознанием необходимости сохранения окружающей природной среды и достижения гармонии человека с природой посредством природоохранной деятельности. Она является средством информирования клиентов и партнеров об экологических особенностях продукции и процессов ее разработки, производства и использования. Ее цель – идентифицировать экологически приоритетную продукцию.

     До  недавнего времени  экомаркировка  появлялась в России в основном с  импортной продукцией, но незнание ее смысла  и наличие иностранного текста на иностранном языке делали ее малоэффективной. В последнее время многие производители, следуя моде на маркировку «под Запад», зачастую не обращая должного внимания на ее особенности и правила применения, стали и на российском рынке использовать экомаркировку для стимулирования продаж своей продукции и создания привлекательного имиджа своего предприятия. Всевозможные знаки и надписи «натуральный продукт», «эко-продукт», «био-продукт», стали, чуть ли не обязательным элементом при оформлении упаковки. Чаще всего, «зеленые» логотипы маскируются под товарный знак. Но, несмотря на это, такое нанесение можно расценивать как нелегальное, только потому, что придуманные предприятием экологические надписи и графические изображения, это ни что иное, как самодекларация.

     В условиях цивилизованного рынка, в мировой практике уже сформировался правовой механизм, включающий в себя целую процедуру согласования с компетентными органами сертификации товара и знака «зеленого творения», его украшающего (экологической этикетки, экологической декларации). Это нашло закрепление в международных и государственных стандартах РФ.

     Существует  глобальная сеть экологического маркирования GEN (Global Ecolabelling Network), в которую входят знаки, обозначающие, благодаря своему международному признанию и авторитетности, безоговорочное подтверждение экологической чистоты и надежности продукта (рис.1). 

 

     Рис. 1. Информация об экологичности (безвредности для окружающей среды) предметов (товара, процесса или производственной системы) в целом  или их отдельных  свойств

     Сертификация на право присвоения такого знака проходит в независимой международной системе сертификации. Сертифицируется весь жизненный цикл продукции2 и, при оправдании продуктом заявленной экологичности на всех этапах жизненного цикла, в награду, предоставляется право поставить на упаковку национальный экологический знак.

     Если  предприятие самостоятельно разработало экологический знак или экологическую приставку к данной продукции, оно должно за свой счет разработать критерии и провести процедуру сертификации данной продукции по этим критериям в органах сертификации. И только после этого, организация имеет право на подобную маркировку (рис.2).

       
 
 
 

Рис. 2. Информация о натуральности продукции

     Представленная  в мировой и отечественной  практике система экознаков может  быть условно дифференцирована на несколько  групп:

- применяемые  для обозначения совокупной экологичности товаров или их отдельных составляющих (Рис.1);

-  характеризующие предметы, поддающиеся  вторичному использованию, - с символикой  ресайклинга: замкнутой фигуры, символизирующей  создание – применение – утилизацию  – воссоздание продукта из какого-то материала; при этом специальная маркировка упаковочных материалов (например, маркировка упаковки из пластика: PET (полиэтиленперфталат), PE-HD (полиэтилен высокого давления), PVC (поливинилхлорид, ПВХ), PE-LD (полиэтилен низкого давления), PP (полипропилен), PS (полистирол)) направлена на сбережение ресурсов и охрану природы (рис.3);

 
 
 
 
 

Рис. 3. Экознаки с символикой ресайклинга

- призывающие к охране окружающей человека среды (рис.4);

 
 
 

Рис.4. Экознак, призывающий не сорить, а собирать упаковку

- фиксирующие опасность данного  предмета для окружающей среды,  т.е. направленные на предупреждение  пользователя об опасности употребления  отдельных продуктов или о  необходимости осторожного обращения  с конкретными веществами, таящими  в себе опасность для окружающей среды (рис.5).

 
 
 

Рис.5. Информация о возможном ущербе для окружающей среды и путях его предотвращения 

     Выполнение  работы

1. Найдите  на упаковках используемых Вами в быту товаров 10 различных экологических маркировок (в т.ч. и отличные от приведенных в примерах).

2. Отделите (вырежьте) экологические этикетки  от упаковочного материала и  поместите их в качестве иллюстрационного  материала, указав название товара, страну-производителя и причастность экомаркировок к самому товару или к материалу упаковки, в таблицу вида: 

№№

п/п

Категория товаров 
 
 
 
 
 
 
Обозначение экологических особенностей продукции
Информация  об экологичности товаров Информация  о натуральности продукта Экознаки с  символикой ресайклинга Экознаки, призывающие  к охране среды Информация  о возможном 

ущербе среде

1. Продукты питания          
2. Пластмассовые изделия          
3. Средства гигиены          
4. Косметические средства          
5. Товары бытовой химии          
6. Изделия из бумаги и картона          
7. Канцелярские  товары          
8. Источники энергопитания          
9. Компьютерные  мониторы          
10. Бытовая техника          

Информация о работе Экомаркировка