Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:28, реферат
Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. При этом не следует упускать из виду, что способности иметь дело с абстрактными символами и отношениями только одна сторона интеллекта; не менее важна и такая сторона как конкретность мышления. Нередко интеллект трактуют, как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Однако нельзя не учитывать то, что интеллект заключает в себе продуктивное начало.
Введение
Термин интеллект
Способы изучения интеллекта
Теория Пиаже
Исследование
Одаренность
Факторы развития
Заключение
Министерство образования
Интеллект. Факторы развития интеллекта.
г. Пермь 2008г.
Содержание
Введение
Надо стараться выяснить
не кто знает больше,
а кто знает лучше…
Интеллект (от латинского intellectus — познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия «нус» («ум»), тождественный ему по смыслу.
Термин интеллект
Интеллект в широком смысле – это
совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле – это мышление.
Интеллект является основной формой познания действительности.
Существует три
разновидности в понимании
способность к обучению, 2) оперирование символами, 3) способность к
активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.
Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. При этом не следует упускать из виду, что способности иметь дело с абстрактными символами и отношениями только одна сторона интеллекта; не менее важна и такая сторона как конкретность мышления. Нередко интеллект трактуют, как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Однако нельзя не учитывать то, что интеллект заключает в себе продуктивное начало. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность.
До 60-летнего возраста
умственные способности у человека
не снижаются, а по многим аспектам
интеллекта - повышаются (особенно если
это связано с
Методики исследования интеллекта
Грубо делятся на:
Первые дают наиболее быстрый и четкий результат.
Вторые позволяют серию корелирующихся между собой данных, но чуть более сложны в обработке.
Третий тип вынесен в особый класс, является наиболее информативным, но представляет значительные трудности в обработке результата и его трактовки, более того результаты полученные с помощью этой группы методик не всегда явно связаны с аналогичными результатами другой группы.
Интеллектуальное развитие по Пиаже.
Существует не одна схема умственного развития человека. Мы рассмотрим теорию Пиаже, который рассматривает умственное развитие ребенка как непрерывный процесс.
Пиаже выделяет 3 главных стадии интеллектуального развития:
На первой стадии ребенок овладевает своими собственными сенсорными и моторными способностями (слушает, кричит, ударяет, мнет, бросает...). Пиаже разделяет ее на 6 подстадий:
1.1.Врожденные рефлексы (0 - 1 месяц) - сосание, хватание и т.д.
1.2.Моторные навыки (1 - 4 месяца) формируются как условные рефлексы в результате взаимодействия ребенка со средой (сосательные движения при виде бутылочки с соской, хватание этой бутылочки и т.д.). Как конкретно это происходит, мы уже рассматривали на примере развития перцепции из моторики и сенсорики. в теме "Онтологический аспект возрастной психологии".
1.3.Циркулярные реакции (4 - 8 мес.) формируются благодаря развитию координации между перцептивными системами и моторными схемами (хватание веревки, на которой висит погремушка, с целью заставить ее греметь).
1.4.Координация средств и целей (8 - 12 мес.) - отодвигает руку экспериментатора, чтобы достать спрятанную за ней игрушку.
1.5.Открытие новых средств (12 - 18 мес.) происходит случайно, но вызывает у ребенка формирование связи между его действиями и их результатом (подтянув к себе ковер, можно достать куклу, которая на нем лежит).
1.6.Изобретение новых средств (18 - 24 мес.) - первое проявление мысли - сочетает уже имеющиеся средства для оригинального решения проблемы (как вытащить конфету из спичечного коробка - надо его открыть и т.д.).
На стадии конкретных операций ребенок узнает, что существуют некоторые типы действий, которые обратимы и могут интегрироваться в общие структуры; то есть он, еще неосознанно, открывает для себя логические категории и начинает ими пользоваться, но обязательно с опорой на конкретный предмет. Однако овладение этими структурами - длительный процесс. Пиаже выделяет здесь 3 подстадии:
2.1.Предоперациональный уровень (от 2 до 5 лет) - первый этап интериоризации действий. Для него характерно развитие символического мышления, то есть ребенок начинает представлять себе объекты или стимулы с помощью мысленных образов и обозначать их названиями или символами, а непрямыми действиями. Здесь начинается радикальное отличие между возможностями человека и всех других живых существ.
Пример. Опыты совместного воспитания детенышей шимпанзе и обычных детей показали, что детеныши шимпанзе в плане сенсомоторного развития на 6 месяцев обгоняют человеческого ребенка в возрасте 18-24 мес. Но, если для детей сенсомоторная стадия - только трамплин к следующей стадии (конкретных операций), то шимпанзе навсегда застревают на ней. Самое большее, на что способен шимпанзенок - это подражать действиям, не имея о них никакого представления, но он никогда не сможет, скажем, "притвориться", хотя это может сделать ребенок, достигший уровня 2.1, то есть символического мышления.
Тем не менее, на уровне 2.1. ребенок еще не способен одновременно учитывать различные аспекты данной ситуации.
Пример. На глазах ребенка из шарика пластилина раскатывается колбаска. Вопрос: что больше - эта колбаска или бывший шарик? Нормальный ответ в этом возрасте – колбаска больше, потому что она длиннее. Здесь говорит прежний опыт ребенка (обыкновенно, если что-нибудь длиннее, то оно и больше), но еще не происходит необходимой компенсации (колбаска длиннее, но она тоньше).
Заметим, что даже многие подростки и взрослые люди проявляют признаки такого же мышления (вопросы "что тяжелее - 10 кг перьев или 10 кг железа" или "что будет с уровнем воды в чашке после того, как в нее положат кусок сахара, и после того, как он растворится").
Таким образом, для структуры мышления ребенка в возрасте от 3 до 5 (а иногда и 7-8) лет характерны два главных признака:
Эгоцентризм часто и ошибочно определяют как представление ребенка о том, что все вокруг имеет к нему отношение (что мир "сделан для него"). Во многом это неверно, так как ребенок воспринимает мир не сам по себе, а как свое продолжение (не выделяет себя из мира). Для ребенка мир таков, каким он воспринимает его собственными глазами и ощущает через извлекаемые из него удовольствия.
Пример: девочка 5 лет звонит по телефону: "Бабушка, посмотри, какая у меня красивая кукла!".
Выделим отдельные проявления детского эгоцентризма:
Пример: кошка - не кошка, если она не позволяет себя гладить или не мурлычет так, как его собственная кошка
Примеры - "определения по предназначению": что такое стул - начем сидят, что такое солнце - чтобы нам светить.
Эгоцентризм мало-помалу смягчается на стадии конкретных операций (то есть после 7 лет), но нередок и для взрослых людей.
Пример: взрослый человек, заходя в комнату, где уже есть люди, восклицает: "Закройте окно, здесь так холодно", то есть выносит собственное суждение о ситуации от имени всех присутствующих.
Синкретизм - мир есть некое смутное целое, в котором все перепутано без разбору, а отдельные детали важны в зависимости от интереса, который они представляют для ребенка.
Пример: ребенок отвечает на вопрос "Как работает велосипед?": "Ну, видишь, вот колеса, потом вот педали и вот цепь, а потом колеса крутятся, и цепь тоже". При этом на рисунке велосипед изображается как ансамбль примыкающих друг к другу элементов.
Выделяются 3 грани детского синкретизма:
Пример: надо разделить 6 конфет с приятелем - он отдаст ему 3 конфеты, но обоснование будет примерно такое: "ну, ладно, если 3 разделить на 2, будет 6".
Пример: Ребенок 3-4 лет легко узнает страницу книги, которую он любит слушать, даже если он не умеет читать и не имеет представления о значении букв и слов.
Пример. Ребенок отвечает на вопрос " Как бывает, когда человек умирает?" – "Умирает, закрывает глаза, а потом их везут закапывать, а потом кладут венки и начинают поливать цветы. Иногда их просто кладут, иногда на кладбище ходят гулять. Иногда рабочие копают могилы, а потом посыпают песком". - "Из чего видно, что человек умер?" – "Потому что его закапывают." – "А как узнать, умер он или нет?" - "Это видно в могиле."
2.2.Первый уровень конкретных операций (с 5-6 до 7-8 лет). Ребенок становится способен понять, что два признака объекта (форма и количество вещества) не зависят друг от друга (пример про колбаску из пластилина). В этом возрасте ребенок приобретает способность к расположению объектов в ряд (например, в порядке уменьшения размеров) и к их классификации (голубые предметы - к голубым и т.д.). Надо отметить, что некоторые из этих умений ребенок демонстрирует гораздо раньше (пирамидка, матрешка и т.д.).
2.3.Второй уровень конкретных операций (8-11 лет). Постепенный переход к логическому мышлению (представления о времени, скорости, измерениях с помощью эталона, расположение предметов в пространстве, проблемы перспективы, простые физические задачи).
3.Стадия формальных операций (с 11- 12 до 14-15 лет). На этой стадии мыслительные действия могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Фактически - это абстрактное мышление, функционирующее с помощью гипотез и дедукции.
Итог: Пиаже, как мы видим, вообще не рассматривает связь между познанием и аффективной сферой (сферой желаний) ребенка. Для него ребенок - обособленное существо, которое социализируется после длительного периода эгоцентризма только в силу необходимости как-то разделить с другими людьми объективные средства для познания вещей и описания отношений между ними.
Исследование
Мы провели исследования уровня интеллекта у 307 детей в возрасте 5-16 лет.
Исследования показали:
Низкий уровень интеллекта(0-82 балла) наблюдался у 100 человек
Средний уровень интеллекта(83-108 баллов) наблюдался у 169 человек
Высокий уровень интеллекта(109-120 баллов) наблюдался у 32 человек
Очень высокий уровень интеллекта(
Вундеркиндов (выше 149 баллов) не оказалось.
Одарённость
Проведя исследования мы обнаружили, что с наивысшем показателем интеллекта детей не оказалось. Мы решили узнать, о возможности существования таких детей.
Одарённые дети или вундеркинды — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте — они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами.