Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 00:12, реферат
Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации.
Память это основа личности. По представлению древних греков богиня памяти Мнемозина мать девяти муз, покровительница всех известных тогда наук и искусств. “Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком” (Ч.Айтматов.). И, наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ: «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ»
ВЫПОЛНИЛА:
Студентка 4 курса
Специальности «УП и ЭТ»
Группы 0505-А
Онищенко Юлия
Донецк
- 2011
Введение
Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации.
Память это основа личности. По представлению древних греков богиня памяти Мнемозина мать девяти муз, покровительница всех известных тогда наук и искусств. “Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком” (Ч.Айтматов.). И, наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям.
Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Память
есть у всех живых существ, но наиболее
высокого уровня своего развития она
достигла у человека. Такими мнемическими
способностями и возможностями, какими
обладает человек, не обладает ни одно
живое существо в мире.
РАЗДЕЛ 1. Память и ее виды.
При
классификации видов памяти возможны
самые различные подходы, дающие
возможность рассмотреть
Поэтому
существует несколько оснований
для классификации видов
Мгновенная или иконическая,
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется неполный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его как более существенные элементы.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, ставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезнуть из оперативной памяти.
Этот вид памяти по длительности сохранения информации по своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз, без утраты.
Генетическую память – можно определить такой, в которой информация хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти является, по-видимому, мутации, и связанные с ними изменениями генных структур. Генетическая память человека – едина, на неё не возможно оказать влияние через обучение и воспитание.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников.
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам.
Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п.
Двигательная
память представляет собой запоминание
и сохранение, а при необходимости
и воспроизведение с
Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях.
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной памятью ограничен. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма.
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делится на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки или перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, и сам процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий.
Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной и долговременной. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию сохранению в течение всей жизни.
Кратковременная
память играет большую роль в жизни
человека. Благодаря ей перерабатывается
самый большой объем
Переход информации из кратковременной в долговременную связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, поступившей через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такое количество информации, которое превышает объём кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путём повторения.
Обычно
в долговременной памяти оказывается
лишь то, что находится в сфере
внимания человека. Одним из возможных
механизмов кратковременного запоминания
является временное кодирование, т.е.
отражение запоминаемого
Более точно и строго память человека можно определить, как психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию, запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда-то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти.
Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов (в том числе и памяти) и состояний.
Способности представляют собой высший уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающие успешное выполнение человеком различных видов деятельности.
Способности – это, то что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение закрепление и эффективное использование на практике. Это определение является наиболее узким и наиболее точным из всех трёх.
Поэтому рассматривая
В
данной классификации память является
одной из природных способностей
наряду с мышлением, воображением. Эти
способности непосредственно
Этот вид памяти является общим у человека и животных особенно высших, например у обезьян. У человека, кроме биологических обусловленных есть способности, обеспечивающие его жизнь и развития в социальной среде. Это общие и интеллектуальные специальные высшие способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические учебные и творческие, предметные и межличностные.
Общие
способности это такие
Обратимся теперь к непосредственному анализов некоторых фактов свидетельствующих, за и против обусловленности индивидуальных различий в познавательных процессах и интеллектуальных способностей детей.
В
результатах исследования очень
много противоречивого. В одних
случаях эта связь
РАЗДЕЛ 2. Исследование индивидуальных особенностей памяти отечественными и зарубежными исследователями.
Интерес к проблеме памяти проявляется уже в далёкой древности. Попытки подойти к её пониманию мы находили у Платона и Аристотеля, которые осмысливали эти вопросы в основном с философской позиции. Древнегреческие философы считали, что ум человека можно уподобить восковой дощечке для письма на ней и запечатляются происходящие события.
Более высоких успехов в