Индивидуальное развитие человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Процесс индивидуального развития любого организма носит название онтогенез. Понятие онтогенеза было введено в биологию Эрнстом Геккелем в 1866 году. По современным представлениям онтогенез (греч. ontos - существо, особь, genesis - развитие) - это полный цикл индивидуального развития каждой особи, в основе которого лежит реализация наследственной информации на всех стадиях существования в определенных условиях внешней среды; он начинается образованием зиготы (при половом размножении) и заканчивается смертью. Для биологического вида Homo sapiens характерно прямое внутриутробное развитие.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 56.57 Кб (Скачать)

30-31 недели. Продолжает развиваться зрение, хотя хорошим его пока не назовешь, зрачки могут реагировать на свет и темноту, почти как у взрослого человека. Даже после рождения малыш, конечно, будет реагировать на свет, но различать объекты будет только те, что находятся в нескольких сантиметрах от его лица. Очень заметно растет его голова, достигая 60 процентов размера головы взрослого. Двигательная активность плода сохраняется, но теперь значительно выросший малыш занимает практически все пространство матки, поэтому места для движений остается сравнительно немного и его движения становятся более рациональными. Он может спокойно крутить головкой из стороны в сторону, а ручки, ножки и тельце начинают округляться, наполняясь необходимым подкожным жирком.

32-33 недели. К 32 неделе беременности у него есть полноценные ногти на ногах, руках и настоящие волосы, или, по крайней мере, заметный пушок. Кожа становится мягкой и гладкой, а конечности более пухленькими. С личика малыша исчезло большинство морщин. Почти окончательно формируется сердце, но и оно, и вся кровеносная система сохраняют особенности, присущие именно плоду. В сердце остается баталлов проток — овальное отверстие между правым и левым предсердиями, которое у новорожденного закрывается. Во всей кровеносной системе ребенка нет чистой артериальной крови, даже в артериальной системе циркулирует смесь крови венозной и артериальной. Артериальная кровь течет лишь по пупочной вене от матери к плоду. Малыш весит 2 кг и вырос до 43 см в длину Он быстро видоизменяется. Кости его черепа не сращены, что позволяет им смещаться и немного перекрываться, помогая ребенку протиснуться через родовые пути (давление на голову при рождении так велико, что некоторые младенцы рождаются с немного вытянутыми головками). Эти кости окончательно срастаются только к началу периода полового созревания. Продолжают формироваться альвеолы легких. В печени начинается формирование долек, она как бы «оттачивает» свою форму и функции. Ее клетки располагаются в строгом порядке, характерном для строения зрелого органа. Они укладываются рядами от периферии к центру каждой дольки, отлаживается ее кровоснабжение, и она все больше приобретает функции главной химической лаборатории организма. Продолжается формирование поджелудочной железы, которая уже полностью снабжает плод инсулином. Продолжается развитие всех остальных органов плода.

34-38 недели. с 35 недели малыш будет набирать примерно 220 граммов еженедельно и продолжать расти. В течение ближайших недель плод примерно вдвое увеличивает свой вес и займет почти весь объем матки. В тесноте уже не выступишь со всем разнообразием кульбитов, поэтому его двигательная активность несколько снижается, но регулярность толчков остается прежней. Движения детеныша становятся более упорядоченными. Физический он уже почти готов на выход, и последующие недели будет занят в основном добором веса и "дошлифовкой" отдельных систем (нервной, мочеполовой и др.). Малыша окружает максимальное количество околоплодных вод. На 34-38 неделях беременности у плода существенно увеличивается жировой слой, благодаря чему округляются формы его тела, кожа становится гладкой и розовой. Пушковые волосы, покрывающие все тело, начинают исчезать, а волосы на голове становятся гуще и длиннее. Ногти у малыша начинают выступать за кончики пальцев.

39-40 недели. Итак, идет последний, девятый месяц беременности. средняя продолжительность беременности - 280 дней, или 40 недель. Акт рождения, пожалуй, один из самых сильных стрессов, который человек переживает за всю свою жизнь. И в последние недели внутриутробной жизни природа особенно активно готовит организм ребенка, и, в частности, его центральную нервную и эндокринные системы, к серьезному испытанию. Больших размеров достигают надпочечники (они гораздо больше почек!). Во время родов им придется поставлять в кровь много адреналина и норадреналина. Как показали специальные исследования, уровень этих «гормонов стресса» в крови новорожденного выше, чем у взрослого в состоянии сильного эмоционального напряжения. Практически заканчивается анатомическое формирование половой системы. У плодов мужского пола яички опускаются в мошонку. Закладываются и развиваются они в брюшной полости, а во второй половине беременности проделывают длительный и довольно сложный путь, прежде чем оказываются на своем месте. Очень скоро ребенок будет отторгнут от плаценты, от материнского организма, и для того, чтобы не остаться голодным, ему придется трудиться — сосать грудь. Весь аппарат сосания, центр которого находится в продолговатом мозге, готовится к работе. Три мощные нервные ветви обеспечивают безусловный рефлекс: тройничный нерв отвечает за работу жевательных мышц, лицевой нерв иннервирует мышцы рта (а, впоследствии, и зубов), а подъязычный — языка. Полость рта у плода сравнительно небольшая, и почти всю ее занимает язык. Жевательная мускулатура к моменту рождения развита плохо, но стоит ребенку начать сосать и она быстро окрепнет. Ряд особенностей строения челюстей, языка и щек способствует акту сосания. Так, между жевательными мышцами располагается сосательный валик. Специальные валики имеются и на слизистой оболочке губ, а также на челюстях. Слизистая оболочка рта интенсивного красного цвета, потому что богата кровеносными сосудами. Благодаря этому процесс всасывания пищи начинается прямо в полости рта. Слюнные железы развиты пока слабо, и это вполне объяснимо: ребенок в первые месяцы своей жизни будет получать только жидкую пищу. А вот когда в его рационе появятся блюда более густые и даже твердые, слюнные железы усилят свою функцию. К концу беременности органы желудочно-кишечного тракта выполняют специфические функции. Приблизительно около половины туловища занимает пищевод, а длина петель кишечника колеблется от 335 до 460 см. Железы желудка уже функционируют, и можно обнаружить их продукцию: небольшое количество пепсина и сычужного фермента. Мышечная оболочка кишечника развита слабо, но ворсинки — этот универсальный аппарат всасывания — уже есть. Если на первых этапах внутриутробного развития пищевод и тонкая кишка имеют места временной закупорки, то на девятом месяце весь пищеварительный тракт проходим. Кишечник плода совершает слабые перистальтические движения, продвигает в нижние отделы меконий — первородный кал. В состав мекония входит секрет желудка и кишечника, плотные частички, содержащиеся в околоплодных водах, - эпителий кожи плода, компоненты первородной смазки и т. п. Химический анализ мекония позволяет обнаружить в нем холестерин, билирубин, жиры. У плода меконий стерилен, но буквально в первые часы после рождения кишечник начинают заселять различные микроорганизмы. И очень важно, чтобы это были полезные бактерии, вот поэтому очень полезно ранее прикладывание к груди: именно молозиво и молоко — богатейшие источники бифидо- и лактобацилл. В последний месяц плод все ближе и ближе продвигается ко входу в родовой канал. Из всех частей его тела наибольшую окружность имеет голова, и если она прошла через родовые пути, — считайте, что все в порядке. Природа позаботилась о том, чтобы облегчить плоду прохождение по родовым путям. Кости черепа мягкие и податливые, между ними остается особая соединительная ткань. Пространства, занятые этой тканью, называют родничками. Один из них, ромбовидный, располагается спереди над лобной костью, второй родничок, треугольной формы, — в области затылка. Заканчивается развитие плода родами (изгнание плода и плаценты из матки). Начало родов связано с выделением гипофизом гормона  окситоцина, вызывающего сильные сокращения мышц матки и брюшного пресса. Ребенок проталкивается в малый таз и рождается на свет. Первый признак легочного дыхания - крик. Через 15-20 минут плацента с амниотической оболочкой отделяются от стенки матки и выталкиваются наружу.

В процессе эмбриогенеза на развивающийся организм могут  воздействовать различные факторы (яды, излучение, авитаминозы, кислородное  голодание и др.) и вызывать отклонения развития в виде аномалий и уродств. Особенно опасно нарушение условий  жизни, если оно совпадает с периодами  повышенной чувствительности зародыша, так называемыми критическими периодами  эмбриогенеза.

У человека критическими периодами считаются 7-е сутки,7-ая неделя и роды. Поэтому беременную женщину необходимо оберегать от любых неблагоприятных воздействий  с самых первых дней беременности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Внеутробный (постэмбриональный) период.

С момента рождения и до смерти длится внеутробное (постэмбриональное, постнатальное) развитие.

Выделяют следующие  его периоды (периодизация возрастов  принята на VII международном симпозиуме по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии в 1965 году):

новорожденный (первые 1 - 10 дней после рождения),

грудной (от 10 дней до 12 месяцев),

раннее детство (с 1 до 3 лет),

первое детство (с 4 до 7 лет),

второе детство (с 8 до 12 лет),

подростковый возраст (с13 до 16 лет),

юношеский возраст (с17 лет до 21 года),

период зрелости (от 22 лет до 55 -60 лет),

пожилой возраст (от 56-61 года до 74 лет),

старческий период ( 75 - 90 лет)

долгожители (свыше 90 лет).

Наиболее интенсивный  рост и развитие ребенка отмечаются в первый год жизни и в период полового созревания. В процессе роста  и развития изменяются пропорции  тела. Например, соотношение размеров головы и тела у новорожденного 1:4, тогда как у взрослого 1:8.

Основными особенностями  человека по сравнению с животными  являются наличие мышления, речи и  двигательной активности, которая тесно  связана с трудовой деятельностью. Для становления этих функций  очень важно правильное воспитание детей в возрасте от 2 до 4 лет. Промежуток времени от 7 до 18- летнего возраста - решающий период для физического, умственного и нравственного  развития человека.  

Информация о работе Индивидуальное развитие человека