Характеристика уровня психического развития Вороны Серой

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 00:13, контрольная работа

Описание работы

Положение животного в царстве животных. Анатомо-физиологическая характеристика нервной системы. Анатомо-функциональная характеристика сенсорных систем. Образ жизни животного. Характеристика инстинктивных форм поведения.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 59.27 Кб (Скачать)

 

Исследование на абстрагирование и обобщение

 

Для оценки способности ворон  к обобщению относительных и  отвлеченных признаков Зорина и  ее коллеги исследовали способность  этих птиц оперировать количественными  параметрами стимулов.

Как известно, сопоставление  множеств по величине составляет одну из двух доступных животным форм количественных оценок. Оказалось, что вороны успешно запоминают число единиц подкрепления (от 1 до 8), полученных из открываемых ими кормушек разных цветов. В новой ситуации (предъявление закрытых кормушек разных цветов парами в разных комбинациях), птицы в достоверном большинстве случаев выбирают кормушку того цвета, с которым ранее было связано большее по числу единиц подкрепление, даже если разница составляла всего 1-2 единицы.

Способность ворон к обобщению  другого относительного признака –  «сходство» анализировали методом  выбора по образцу. При этом на разных этапах эксперимента оценивали способность  ворон к выявлению сходства по конкретным или абсолютным признакам (идентичность всех или одного из физических признаков стимула – цвета, формы, числа элементов и т.д.), а также  их способность выявлять сходство по абстрактному признаку – по соответствию в структуре многокомпонентных  стимулов (сходство по аналогии).

Птицам предъявили две  кормушки, накрытые карточками (стимулами  для выбора), между которыми помещали стимул-образец. Корм всегда помещали в кормушку, накрытую карточкой идентичной или соответствующей образцу. После  длительного обучения (несколько  тысяч предъявлений) с тремя базовыми наборами стимулов некоторые вороны усвоили  правило выбора той из двух карточек, которая соответствовала  образцу. Тесты с использованием новых стимулов уже знакомых категорий (признаки для сравнения – окраска, конфигурация линий и число элементов) показали, что вороны усвоили действительно  отвлеченное от конкретных стимулов правило выбора по сходству с образцом. Кроме того, вороны успешно применяли  это правило и к стимулам совершенно новых категорий, когда стимулы  и образец вместо цвета имели  разные типы штриховки или состояли из изображений фигур разной формы, продемонстрировав тем самым  протопонятийный уровень обобщения признака «сходство» (т.е. оперирование довербальным понятием о сходстве).

 

Исследование на экстраполяцию

 

На основе наблюдений за поведением животных, в том числе птиц, в естественных условиях, была разработана схема эксперимента, оценивающего уровень их способностей к экстраполяции.

Сущность эксперимента заключается  в следующем. Птицам предлагали отыскать одну из двух кормушек, одна из которых  пустая, которые разъезжаются в разные стороны и исчезают из поля зрения птиц за ширмой. Чтобы решить задачу на экстраполяцию птицы должны помнить, в какой из кормушек был корм, и представить себе направление  ее движения. Затем им нужно обойти ширму с той стороны, где из-за ширмы появится продемонстрированный пищевой стимул.

Исследования с курами, голубями и воронами показали, что  куры и голуби, подобно рыбам, амфибиям и большинству грызунов, производили  хаотичные движения и обходили ширму  случайно. А врановые, так же как  дельфины и известные своими «умственными способностями» крысы-пасюки, справлялись  с этой логической задачей просто блестяще. Они при первом же ее предъявлении сразу направлялись в нужную сторону, то есть безошибочно экстраполировали направление движения кормушки. При  этом на основании восприятия видимой  вначале части траектории врановые использовали один из эмпирических законов  – «неисчезаемость предметов». Наследственные знания «подсказали» птицам, что хотя кормушка и скрылась за укрытием, но продолжает существовать. Благодаря своей прекрасной памяти вороны сохраняют образ скрывшегося из поля их зрения пищевого стимула и осуществляют его поиск в правильном направлении даже по истечении некоторого времени (в тесте на отсроченную реакцию).

Следующие эксперименты показали, что вороны и попугаи, могут оперировать  «законом о неисчезаемости» предметов при активном поиске корма, который накрыли непрозрачным стаканом. В отличие от них этим законом практически не оперируют голуби и куры. В большинстве случаев они перестают искать корм, когда он исчезает из их поля зрения.

 

Исследование орудийной деятельности

 

Способность к изготовлению и употреблению орудий рассматривают  как одно из проявлений интеллекта животных (способности к “инсайту”), и ее анализ базировался первоначально на лабораторных экспериментах. В 70-е годы у врановых в условиях неволи были описаны случаи применения орудий по типу инсайта. В 90-е годы начались исследования орудийной деятельности у новокаледонских врановых Corvus moneduloides. Представители этого вида-эндемика добывают насекомых с помощью изготавливаемых ими орудий двух типов -"крючки" из прутиков и “штыки” из листьев пандануса. Характерно, что такие орудия не встречаются ни у одного другого вида животных, но сходны с орудиями первобытного человека периода галечной культуры. Важно отметить также, что орудия каждого типа птицы фиксируют в клюве особым, наиболее эффективным образом. Иногда они используют их по 4-5 раз, что редко отмечается даже в орудийных действиях шимпанзе и рассматривается как показатель целенаправленности поведения. Отличительную особенность орудийных действий у этого вида составляет также то, что “штыки” асимметричны, т. е. обклеваны с разных сторон в разной степени. Характер этой асимметрии при их изготовлении заставляет предположить наличие у птиц своего рода “правоклювости”, характерной для человека, а из животных обнаруженной только у шимпанзе. Поскольку такая асимметрия обнаруживается у врановых из удаленных друг от друга районов Новой Каледонии, ее нельзя отнести за счет локальных культурных традиций или каких-то экологических факторов. Считается, что этот единственный случай устойчивой моторной асимметрии в манипуляционной активности животных, не относящихся к приматам, может быть отражением устойчивой межполушарной асимметрии. 
 
Характеристика игровой деятельности

 

Структура манипуляционной активности у врановых формируется в основных чертах уже к трехмесячному возрасту, а у годовалых птиц стремление манипулировать предметами резко ослабевает, так что играют лишь немногие взрослые особи. 

Вот несколько примеров игрового манипулирования, которое удалось  наблюдать З.А. Зориной: опускание  различных предметов, и том числе  и биологически нейтральных, в миску  с водой, в аквариум; расхаживание по комнате, перелеты с места на место  с предметами, удерживаемыми в  клюве; игры с водой, когда вороненок  набирает се в клюв, не проглатывая  носит в клюве, выпускает себе год ноги, глядя, как пропитывается  влагой песок, или обратно в миску  с водой. Отмечено также, что птенцы активно интересовались некоторыми предметами, взятыми в руки человеком, приближались, смотрели, при малейшей попытке поддразнивания стремились завладеть предметом. 

 

У живущих на воле врановых птиц также отмечают разнообразные и сложные манипуляции с предметами. Иногда, например, можно наблюдать, как ворона на лету выпускает зажатую в клюве палочку или другой небольшой предмет, и тут же ловит его, проделывая это несколько раз подряд. Часто можно наблюдать среди серых ворон и совместные игры, обычно между двумя птицами, состоящими в паре. Наряду с этим для них характерны и другие весьма разнообразные подвижные игры: парные полеты, преследования, пируэты и кувыркание в воздухе, купанье в снегу, катанье с крыш и т.д.  
 
 

 

 

 

Заключение.

 

В результате  теоретического анализа научных источников по проблеме психической деятельности серой вороны можно констатировать,  что уровень психического развития серой вороны по концепции Леонтьева – Фабри - высший перцептивный, так как:

 

1. Инстинктивное поведение серой вороны характеризуется явным выделением исследовательско-ориентировочной активности, высоким уровнем игровой и манипуляционной активности и способностью к орудийной деятельности.

2. Исследования мышления серой вороны доказывают её способность к элементарной рассудочной деятельности: экстраполяции, обобщению, абстрагированию.

 3. Серая ворона  воспринимает и учитывает причинно-следственные связи между явлениями в практических действиях, а также способна перенести усвоенные навыки и принципы решения задач в новые условия.


Информация о работе Характеристика уровня психического развития Вороны Серой