Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 00:13, контрольная работа
Положение животного в царстве животных. Анатомо-физиологическая характеристика нервной системы. Анатомо-функциональная характеристика сенсорных систем. Образ жизни животного. Характеристика инстинктивных форм поведения.
Исследование на абстрагирование и обобщение
Для оценки способности ворон
к обобщению относительных и
отвлеченных признаков Зорина и
ее коллеги исследовали
Как известно, сопоставление множеств по величине составляет одну из двух доступных животным форм количественных оценок. Оказалось, что вороны успешно запоминают число единиц подкрепления (от 1 до 8), полученных из открываемых ими кормушек разных цветов. В новой ситуации (предъявление закрытых кормушек разных цветов парами в разных комбинациях), птицы в достоверном большинстве случаев выбирают кормушку того цвета, с которым ранее было связано большее по числу единиц подкрепление, даже если разница составляла всего 1-2 единицы.
Способность ворон к обобщению другого относительного признака – «сходство» анализировали методом выбора по образцу. При этом на разных этапах эксперимента оценивали способность ворон к выявлению сходства по конкретным или абсолютным признакам (идентичность всех или одного из физических признаков стимула – цвета, формы, числа элементов и т.д.), а также их способность выявлять сходство по абстрактному признаку – по соответствию в структуре многокомпонентных стимулов (сходство по аналогии).
Птицам предъявили две кормушки, накрытые карточками (стимулами для выбора), между которыми помещали стимул-образец. Корм всегда помещали в кормушку, накрытую карточкой идентичной или соответствующей образцу. После длительного обучения (несколько тысяч предъявлений) с тремя базовыми наборами стимулов некоторые вороны усвоили правило выбора той из двух карточек, которая соответствовала образцу. Тесты с использованием новых стимулов уже знакомых категорий (признаки для сравнения – окраска, конфигурация линий и число элементов) показали, что вороны усвоили действительно отвлеченное от конкретных стимулов правило выбора по сходству с образцом. Кроме того, вороны успешно применяли это правило и к стимулам совершенно новых категорий, когда стимулы и образец вместо цвета имели разные типы штриховки или состояли из изображений фигур разной формы, продемонстрировав тем самым протопонятийный уровень обобщения признака «сходство» (т.е. оперирование довербальным понятием о сходстве).
Исследование на экстраполяцию
На основе наблюдений за поведением животных, в том числе птиц, в естественных условиях, была разработана схема эксперимента, оценивающего уровень их способностей к экстраполяции.
Сущность эксперимента заключается в следующем. Птицам предлагали отыскать одну из двух кормушек, одна из которых пустая, которые разъезжаются в разные стороны и исчезают из поля зрения птиц за ширмой. Чтобы решить задачу на экстраполяцию птицы должны помнить, в какой из кормушек был корм, и представить себе направление ее движения. Затем им нужно обойти ширму с той стороны, где из-за ширмы появится продемонстрированный пищевой стимул.
Исследования с курами, голубями и воронами показали, что куры и голуби, подобно рыбам, амфибиям и большинству грызунов, производили хаотичные движения и обходили ширму случайно. А врановые, так же как дельфины и известные своими «умственными способностями» крысы-пасюки, справлялись с этой логической задачей просто блестяще. Они при первом же ее предъявлении сразу направлялись в нужную сторону, то есть безошибочно экстраполировали направление движения кормушки. При этом на основании восприятия видимой вначале части траектории врановые использовали один из эмпирических законов – «неисчезаемость предметов». Наследственные знания «подсказали» птицам, что хотя кормушка и скрылась за укрытием, но продолжает существовать. Благодаря своей прекрасной памяти вороны сохраняют образ скрывшегося из поля их зрения пищевого стимула и осуществляют его поиск в правильном направлении даже по истечении некоторого времени (в тесте на отсроченную реакцию).
Следующие эксперименты показали, что вороны и попугаи, могут оперировать «законом о неисчезаемости» предметов при активном поиске корма, который накрыли непрозрачным стаканом. В отличие от них этим законом практически не оперируют голуби и куры. В большинстве случаев они перестают искать корм, когда он исчезает из их поля зрения.
Исследование орудийной деятельности
Способность к изготовлению
и употреблению орудий рассматривают
как одно из проявлений интеллекта
животных (способности к “инсайту”),
и ее анализ базировался первоначально
на лабораторных экспериментах. В 70-е годы
у врановых в условиях неволи были описаны
случаи применения орудий по типу инсайта.
В 90-е годы начались исследования орудийной
деятельности у новокаледонских врановых
Corvus moneduloides. Представители этого вида-эндемика
добывают насекомых с помощью изготавливаемых
ими орудий двух типов -"крючки" из
прутиков и “штыки” из листьев пандануса.
Характерно, что такие орудия не встречаются
ни у одного другого вида животных, но
сходны с орудиями первобытного человека
периода галечной культуры. Важно отметить
также, что орудия каждого типа птицы фиксируют
в клюве особым, наиболее эффективным
образом. Иногда они используют их по 4-5
раз, что редко отмечается даже в орудийных
действиях шимпанзе и рассматривается
как показатель целенаправленности поведения.
Отличительную особенность орудийных
действий у этого вида составляет также
то, что “штыки” асимметричны, т. е. обклеваны
с разных сторон в разной степени. Характер
этой асимметрии при их изготовлении заставляет
предположить наличие у птиц своего рода
“правоклювости”, характерной для человека,
а из животных обнаруженной только у шимпанзе.
Поскольку такая асимметрия обнаруживается
у врановых из удаленных друг от друга
районов Новой Каледонии, ее нельзя отнести
за счет локальных культурных традиций
или каких-то экологических факторов.
Считается, что этот единственный случай
устойчивой моторной асимметрии в манипуляционной
активности животных, не относящихся к
приматам, может быть отражением устойчивой
межполушарной асимметрии.
Характеристика игровой деятельности
Структура манипуляционной
активности у врановых формируется в основных
чертах уже к трехмесячному возрасту,
а у годовалых птиц стремление манипулировать
предметами резко ослабевает, так что
играют лишь немногие взрослые особи.
Вот несколько примеров игрового манипулирования, которое удалось наблюдать З.А. Зориной: опускание различных предметов, и том числе и биологически нейтральных, в миску с водой, в аквариум; расхаживание по комнате, перелеты с места на место с предметами, удерживаемыми в клюве; игры с водой, когда вороненок набирает се в клюв, не проглатывая носит в клюве, выпускает себе год ноги, глядя, как пропитывается влагой песок, или обратно в миску с водой. Отмечено также, что птенцы активно интересовались некоторыми предметами, взятыми в руки человеком, приближались, смотрели, при малейшей попытке поддразнивания стремились завладеть предметом.
У живущих на воле врановых
птиц также отмечают разнообразные и сложные
манипуляции с предметами. Иногда, например,
можно наблюдать, как ворона на лету выпускает
зажатую в клюве палочку или другой небольшой
предмет, и тут же ловит его, проделывая
это несколько раз подряд. Часто можно
наблюдать среди серых ворон и совместные
игры, обычно между двумя птицами, состоящими
в паре. Наряду с этим для них характерны
и другие весьма разнообразные подвижные
игры: парные полеты, преследования, пируэты
и кувыркание в воздухе, купанье в снегу,
катанье с крыш и т.д.
Заключение.
В результате теоретического анализа научных источников по проблеме психической деятельности серой вороны можно констатировать, что уровень психического развития серой вороны по концепции Леонтьева – Фабри - высший перцептивный, так как:
1. Инстинктивное поведение
серой вороны характеризуется явным выделением
исследовательско-
2. Исследования мышления серой вороны доказывают её способность к элементарной рассудочной деятельности: экстраполяции, обобщению, абстрагированию.
3. Серая ворона воспринимает и учитывает причинно-следственные связи между явлениями в практических действиях, а также способна перенести усвоенные навыки и принципы решения задач в новые условия.
Информация о работе Характеристика уровня психического развития Вороны Серой