Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:51, реферат
Физическая культура и спорт являются важным средством укрепления здоровья и продления жизни человека. Здоровый образ жизни должен прочно войти в повседневный быт современного человека. Для этого необходимо обеспечить воспитание, начиная с самого раннего возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Это требует всемерной поддержки всех видов массового спорта и физической культуры, в том числе в вузах, вовлечения в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы…………....5
2. Основы гигиены физической культуры…………………………………...7
2.1. Личная гигиена…………………………………………………………….7
2.2. Рациональное питание……………………………………………………9
2.3. Закаливание……………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………...14
Список литературы………………………
Энергозатраты организма
выражаются в килокалориях (ккал). В
этих же единицах обозначается и энергетическая
ценность пищи. Повышение активности
процентов обмена веществ и энергии
при выполнении различной, главным
образом мышечной, деятельности является
решающим фактором при определении
суточного расхода энергии. Чем
интенсивнее выполняемая
При расчете калорийности пищи и ее состава в сутки можно пользоваться данными таблицы 1.
Таблица 1.
Состав и калорийность пищевых рационов для спортсменов в сутки, г на 1 кг массы тела.
Наиболее массовые виды спорта |
Белки |
Жиры |
Углеводы |
Калорийность ккал |
Гимнастика |
2.1-2.4 |
1.5-1.6 |
8.3-9.0 |
60-62 |
Легкая атлетика: | ||||
Бег на короткие, средн. дист., прыжки, метания |
2.4-2.5 |
1.7-1.8 |
9.5-10.0 |
65-70 |
Бег на длинные дистанц., спортивная ходьба |
2.0-2.3 |
2.0-2.1 |
10.0-11.5 |
70-60 |
Марафон |
2.4-2.5 |
2.1-2.3 |
11.0-13.0 |
75-85 |
Плавание |
2.1-2.3 |
2.0-2.1 |
9.5-10.0 |
65-70 |
Тяжелая атлетика, атлетическая г-ка |
2.4-2.5 |
2.0-2.3 |
10.0-11.0 |
70-75 |
Футбол и хоккей |
2.3-2.4 |
1.8-1.9 |
9.0-10.0 |
62-65 |
Баскетбол, волейбол |
2.1-2.3 |
1.7-1.8 |
9.0-10.0 |
62-65 |
Лыжный спорт, короткие дистанции |
2.0-2.1 |
1.9-2.0 |
9.5-10.0 |
65-70 |
Длинные дистанции |
2.1-2.3 |
2.0-2.1 |
10.5-11.0 |
70-73 |
Во время выполнения
интенсивной мышечной работы в связи
с повышением обмена веществ потребность
в витаминах возрастает. Удовлетворять
потребность организма в
В суточном режиме следует
устанавливать и строго придерживаться
определенного времени для
Питаться лучше 4 раза в день: завтрак – 7 – 7.30, обед – 13.00 – 14.00, полдник – 16.00 – 17.00, ужин – 20.00 – 20.30. можно ограничиться и трехразовым питанием.
Примерное распределение калорийности суточного рациона питания.
завтрак |
обед |
полдник |
ужин | |
Четырехразовое питание |
35-40 |
30-35 |
5 |
25-30 |
Трехразовое питание |
40 |
35 |
- |
25 |
При приеме пищи все внимание стоит уделять еде.
Отвлечения от еды приводят к нарушению пищеварения и усвоения пищи. Во время еды нельзя торопиться. Пища должна всегда хорошо пережевываться.
2.3. Закаливание.
Закаливание – система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающей среды (холода, тепла, солнечной радиации, понижению атмосферного давления).
Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2 – 5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их. Закаливание способствует повышению физической и умственной работоспособности, улучшает кровообращение, повышает тонус ЦНС, нормализует обмен веществ, помогает выработать рациональный гигиенический режим.
Приступать к закаливанию
можно практически в любом
возрасте, предварительно посоветовавшись
с врачом. Он не только проверит состояние
здоровья, но и поможет определить
форму закаливающих процедур и их
дозировку. Установлены следующие
гигиенические принципы закаливания:
систематичность требует
Разнообразие средств и форм обеспечивает всестороннее закаливание. Как правило, устойчивость организма повышается только к тому раздражителю, воздействию которого он многократно подвергался. Так, повторное воздействие холода вырабатывает устойчивость организма лишь к холоду, повторное действие тепла, наоборот к теплу.
Вот почему необходимо использование разнообразных форм закаливания.
Самоконтроль. Показателями правильного проводимого закаливания и его положительного эффекта являются крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и т.п. Бессонница, раздражительность, снижение аппетита и работоспособности указывают на неправильное проведение закаливания. В этих случаях необходимо обратиться к врачу и изменить форму проведения и дозировку процедур.
Значительного расцвета гигиена
достигла в наши дни. В настоящее
время в стране существует целая
система гигиенических
Внедрение в жизнь гигиенических требований осуществляется путем санитарного, т. е. направленного на оздоровление законодательства, санитарного надзора, санитарного просвещения.
По своей природе гигиена - наука предупредительная, главная ее задача - предотвратить вредное влияние на организм человека каких-либо неблагоприятных факторов.
Важным разделом гигиенической работы является диспансеризация. Так называется активное наблюдение медицинских работников за здоровьем различных групп практически здоровых людей с целью предупреждения или своевременного выявления у них заболеваний и направления их в случае необходимости на лечение, не дожидаясь, пока человек почувствует себя больным и обратится за медицинской помощью. В частности, диспансеризация проводится среди детей, готовящихся к поступлению в школу. Профилактический осмотр детей различными специалистами - педиатрами, окулистами, отоларингологами, психоневрологами и другими врачами проводится для того, чтобы своевременно выявить возможные отклонения в состоянии здоровья детей и к моменту поступления в школу полностью их вылечить, иначе нездоровье помешает им успешно учиться.
Государство заботится о здоровье граждан, о создании наилучших условий для их жизни, труда, быта. Подчеркивается, что бережное отношение к своему здоровью и здоровью других членов общества является обязанностью каждого гражданина нашей страны. И это совершенно справедливо. Дело в том, что создаваемые государством благоприятные условия для жизни людей сами по себе еще не могут обеспечить высокого уровня их здоровья. Важно то, как сами граждане относятся к своему здоровью, обладают ли они санитарной культурой, необходимыми гигиеническими навыками. Что из того, например, что человек работает в чистом, хорошо вентилируемом и хорошо освещенном помещении, что на этом предприятии правильно организовано питание работающих и т. д., если этот человек не считает необходимым чистить зубы, следить за чистотой тела и одежды, соблюдать правильный режим труда и отдыха, избегать таких вредных веществ, как алкоголь и никотин.
Особенно близки гигиене две другие науки о человеке - анатомия и физиология. Анатомия изучает строение и форму тела, отдельных органов и тканей; физиология - жизнедеятельность организма в целом, а также отдельных органов и их систем.
При этом сведения, добываемые различными другими науками, гигиенисты оценивают в свете знаний о человеке, получаемых анатомией и физиологией.
Список литературы:
1. Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья: Методическое пособие. - Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000.
2. Лаптев А.П. Гигиена массового спорта. - М.: ФиС, 1984.
3. Лаптев А.П., Малышева И.Н. Практикум по гигиене. - М.: ФиС, 1987.
4. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: Учебник для ин-тов физич. культ. - М.: ФиС, 1990.
5. Минх А.А. Общая гигиена. - М.: Медицина, 1984.
6. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. - М.: Медицина, 1989.
7. Черноусов О.Г. Физическая
Информация о работе Гигиена физической культуры – предмет, задачи и методы