Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:42, реферат
Одним из ведущих представителей этого направления был Макс Вертгеймер. После окончания университета он изучал философию в Праге, а затем в Берлине. Знакомство с Х. Эренфельсом, который впервые ввел понятие гештальт-качество, повлияло на занятия Вертгеймера. Переехав в Вюрцбург, он работал в лаборатории О. Кюльпе, под руководством которого защитил в 1904 году диссертацию. Однако, отойдя от объяснительных принципов Вюрцбургской школы, он уходит от Кюльпе, начиная исследования, которые прjavascript:activate_paper(1176955)ивели его к обоснованию положений новой психологической школы.
Вопрос 1. Гештальтпсихология и её основные принципы.
Исследования процесса познания. Работы М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки
Одним из ведущих представителей этого направления был Макс Вертгеймер. После окончания университета он изучал философию в Праге, а затем в Берлине. Знакомство с Х. Эренфельсом, который впервые ввел понятие гештальт-качество, повлияло на занятия Вертгеймера. Переехав в Вюрцбург, он работал в лаборатории О. Кюльпе, под руководством которого защитил в 1904 году диссертацию. Однако, отойдя от объяснительных принципов Вюрцбургской школы, он уходит от Кюльпе, начиная исследования, которые привели его к обоснованию положений новой психологической школы.
В 1910 году в Психологическом институте
во Франкфурте-на-Майне он встречается
с Вольфгангом Келером и Куртом
Коффкой, которые становятся вначале
испытуемыми в опытах Вертгеймера
по исследованию восприятия, а затем
его друзьями и коллегами, в содружестве
с которыми были разработаны основные
положения нового психологического
направления – гештальт-
Первые работы Вертгеймера посвящены экспериментальному исследованию зрительного восприятия.
Остановимся подробнее на этом исследовании. С помощью тахистоскопа он экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (линии или кривые). Когда интервал между предъявлениями был относительно большой, испытуемые воспринимали раздражители последовательно, а при очень коротком интервале они воспринимались как данные одновременно. При экспонировании с оптимальным интервалом (около 60 миллисекунд) у испытуемых возникало восприятие движения, то есть им казалось, что один объект перемещается из одной точки в другую, в то время как им предъявлялось два объекта, размещенных в разных точках. В определенный момент испытуемые начинали воспринимать чистое движение, то есть они не осознавали, что движение происходит, но без перемещения объекта. Это явление было названо фи-феноменом. Это специальный термин был введен для того, чтобы выделить уникальность этого явления, его несводимость к сумме ощущений, и физиологической основой этого феномена Вертгеймер признал “короткое замыкание”, которое возникает при соответствующем временном интервале между двумя зонами мозга. Результаты этой работы были изложены в статье “Экспериментальные исследования видимого движения”, которая была опубликована в 1912 году.
Данные, полученные в этих экспериментах,
стимулировали критику
Таким образом в качестве основного
принципа формирования психики был
выдвинут принцип целостности в
противовес ассоцианистическому принципу
элементов, из которых по определенным
законам формируются образы и
понятия. Обосновывая ведущие принципы
гештальт-психологии, Вертгеймер писал,
что “существуют связи, при которых
то, что происходит в целом, не выводится
из элементов, существующих якобы в
виде отдельных кусков, связанных
потом вместе, а, напротив, то, что
проявляется в отдельной части
этого целого, определяется внутренним
структурным законом этого
Исследования восприятия, а затем
мышления, проводимые Вертгеймером, Коффкой
и другими гештальт-
В дальнейших исследованиях Вертгеймера и его коллег было получено большое количество экспериментальных данных, которые позволили установить основные постулаты гештальт-психологии, сформулированные в программной статье Вертгеймера “Исследования, относящиеся к учению о гештальте”(1923). Главный из них гласил, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений как близость, сходство, замкнутость, симметричность. Существует и ряд других факторов, от которых зависит совершенство и устойчивость фигуры или структурного объединения - ритмичность в построении рядов, общность света и цвета и т.д. Действие всех этих факторов подчиняется основному закону, названному Вертгеймером “законом прегнантности” (или законом “хорошей” формы), который интерпретируется как стремление (даже на уровне электрохимических процессов коры мозга) к простым и четким формам и простым и устойчивым состояниям.
Считая перцептивные процессы врожденными, и объясняя их особенностями организации коры головного мозга, Вертгеймер пришел к выводу об изоморфизме (взаимно-однозначном соответствии) между физическими, физиологическими и психологическими системами, то есть внешним, физическим гештальтам соответствуют нейрофизиологические, а с ними, в свою очередь, соотносятся психические образы. Таким образом вводилась необходимая объективность, которая превращала психологию в объяснительную науку.
В середине двадцатых годов Вертгеймер переходит от исследования восприятия к изучению мышления. Результатом этих экспериментов является книга “Продуктивное мышление”, которая была опубликована уже после смерти ученого в 1945 году и является одним из самых значительных его достижений.
Изучая на большом эмпирическом
материале (эксперименты с детьми и
взрослыми испытуемыми, беседы, в
том числе и с А.Эйнштейном)
способы преобразования познавательных
структур, Вертгеймер приходит к выводу
о несостоятельности не только ассоцианистического,
но и формально-логического
В своем анализе проблемных ситуаций и способов их решения, Вертгеймер выделяет несколько основных этапов мыслительного процесс:
1. Возникновение темы. На этом
этапе возникает чувство “
2. Анализ ситуации, осознание проблемы. Основной задачей этой стадии является создание целостного образа ситуации.
3. Решение проблемы. Этот процесс
мыслительной деятельности в
значительной степени
4. Возникновение идеи решения - инсайт.
5. Исполнительская стадия.
В опытах Вертгеймера обнаруживалось
отрицательное влияние
В книге также описываются
Он также доказывал, что творческое
мышление зависит от чертежа, схемы,
в виде которой представляется условие
задачи или проблемной ситуации. От
адекватности схемы зависит правильность
решения. Этот процесс создания разных
гештальтов из набора постоянных образов
и является процессом творчества,
при этом чем больше различных
значений получат предметы, включенные
в эти структуры, тем более
высокий уровень творчества продемонстрирует
ребенок. Так как такое
Значительное внимание уделяет ученый и проблемам этики, нравственности личности исследователя, подчеркивая, что формирование этих качеств также должно учитываться при обучении, а само обучение должно быть построено так, чтобы дети получали от него радость, осознавая радость открытия нового. Эти исследования были направлены преимущественно на изучение “визуального” мышления и носили общий характер.
Данные, полученные в исследованиях Вертгеймера, привели гештальт-психологов квыводу о том, что ведущим психическим процессом, особенно на начальных этапах онтогенеза, является восприятие.