Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:52, реферат
Растения превращают солнечный свет в запасенную химическую энергию в два этапа: сначала они улавливают энергию солнечного света, а затем используют ее для связывания углерода с образованием органических молекул.
Зеленые растения — биологи называют их автотрофами — основа жизни на планете. С растений начинаются практически все пищевые цепи. Они превращают энергию, падающую на них в форме солнечного света, в энергию, запасенную в углеводах (см. Биологические молекулы), из которых важнее всего шестиуглеродный сахар глюкоза. Этот процесс преобразования энергии называется фотосинтезом. Другие живые организмы получают доступ к этой энергии, поедая растения. Так создается пищевая цепь, поддерживающая планетарную экосистему.
Растения превращают солнечный свет в запасенную химическую энергию в два этапа: сначала они улавливают энергию солнечного света, а затем используют ее для связывания углерода с образованием органических молекул.
Зеленые растения — биологи называют их автотрофами — основа жизни на планете. С растений начинаются практически все пищевые цепи. Они превращают энергию, падающую на них в форме солнечного света, в энергию, запасенную в углеводах (см. Биологические молекулы), из которых важнее всего шестиуглеродный сахар глюкоза. Этот процесс преобразования энергии называется фотосинтезом. Другие живые организмы получают доступ к этой энергии, поедая растения. Так создается пищевая цепь, поддерживающая планетарную экосистему.
Кроме того, воздух, которым мы дышим, благодаря фотосинтезу насыщается кислородом. Суммарное уравнение фотосинтеза выглядит так:
вода + углекислый газ + свет —> углеводы + кислород
Растения поглощают углекислый газ, образовавшийся при дыхании, и выделяют кислород — продукт жизнедеятельности растений (см. Гликолиз и дыхание). К тому же, фотосинтез играет важнейшую роль в круговороте углерода в природе.
Кажется удивительным, что
при всей важности фотосинтеза ученые
так долго не приступали к его
изучению. После эксперимента Ван-Гельмонта,
поставленного в XVII веке, наступило
затишье, и лишь в 1905 году английский
физиолог растений Фредерик Блэкман (Frederick
Blackman, 1866–1947) провел исследования и
установил основные процессы фотосинтеза.
Он показал, что фотосинтез начинается
при слабом освещении, что скорость
фотосинтеза возрастает с увеличением
светового потока, но, начиная с
определенного уровня, дальнейшее усиление
освещения уже не приводит к повышению
активности фотосинтеза. Блэкман показал,
что повышение температуры при
слабом освещении не влияет на скорость
фотосинтеза, но при одновременном
повышении температуры и
На основании этих экспериментов Блэкман заключил, что происходят два процесса: один из них в значительной степени зависит от уровня освещения, но не от температуры, тогда как второй сильно определяется температурой независимо от уровня света. Это озарение легло в основу современных представлений о фотосинтезе. Два процесса иногда называют «световой» и «темновой» реакцией, что не вполне корректно, поскольку оказалось, что, хотя реакции «темновой» фазы идут и в отсутствии света, для них необходимы продукты «световой» фазы.
Фотосинтез начинается с
того, что излучаемые солнцем фотоны
попадают в особые пигментные молекулы,
находящиеся в листе, — молекулы
хлорофилла. Хлорофилл содержится в
клетках листа, в мембранах клеточных
органелл хлоропластов (именно они
придают листу зеленую окраску)
Когда фотон сталкивается с 250-400 молекулами Фотосистемы II, энергия скачкообразно возрастает и передается на молекулу хлорофилла. В этот момент происходят две химические реакции: молекула хлорофилла теряет два электрона (которые принимает другая молекула, называемая акцептором электронов) и расщепляется молекула воды. Электроны двух атомов водорода, входивших в молекулу воды, возмещают два потерянных хлорофиллом электрона.
После этого высокоэнергетический
(«быстрый») электрон перекидывают друг
другу, как горячую картофелину,
собранные в цепочку
В результате процесса улавливания
света энергия двух фотонов запасается
в молекулах, используемых клеткой
для осуществления реакций, и
дополнительно образуется одна молекула
кислорода. (Отмечу, что в результате
еще одного, значительно менее
эффективного процесса с участием одной
лишь Фотосистемы I, также образуются
молекулы АТФ.) После того как солнечная
энергия поглощена и запасена,
наступает очередь образования
углеводов. Основной механизм синтеза
углеводов в растениях был
открыт Мелвином Калвином, проделавшим
в 1940-е годы серию экспериментов,
ставших уже классическими. Калвин
и его сотрудники выращивали водоросль
в присутствии углекислого
Цикл превращения солнечной
энергии в углеводы — так называемый
цикл Калвина — сходен с циклом
Кребса (см. Гликолиз и дыхание): он тоже
состоит из серии химических реакций,
которые начинаются с соединения
входящей молекулы с молекулой-«помощником»
с последующей инициацией других
химических реакций. Эти реакции
приводят к образованию конечного
продукта и одновременно воспроизводят
молекулу-«помощника», и цикл начинается
вновь. В цикле Калвина роль такой
молекулы-«помощника»
В большинстве растений осуществляется
описанный выше цикл Калвина, в котором
углекислый газ, непосредственно участвуя
в реакциях, связывается с
Гипотеза Ван Ниля
Процесс фотосинтеза описывается следующей химической реакцией:
СО2 + Н2О + свет —> углевод + О2
В начале XX века считалось, что кислород, выделяющийся в процессе фотосинтеза, образуется в результате расщепления углекислого газа. Эту точку зрения опроверг в 1930-е годы Корнелис Бернардус Ван Ниль (Van Niel, 1897–1986), в то время аспирант Стэнфордского университета в штате Калифорния. Он занимался изучением пурпурной серобактерии (на фото), которая нуждается для осуществления фотосинтеза в сероводороде (H2S) и выделяет в качестве побочного продукта жизнедеятельности атомарную серу. Для таких бактерий уравнение фотосинтеза выглядит следующим образом: СО2 + Н2S + свет —> углевод + 2S.
Исходя из сходства этих двух
процессов, Ван Ниль предположил, что
при обычном фотосинтезе
Мелвин КАЛВИН
Melvin Calvin, 1911–97
Американский биолог. Родился
в г. Сент-Пол, штат Миннесота, в семье
выходцев из России. В 1931 году получил
степень бакалавра в области
химии в Мичиганском колледже
горного дела и технологии, а в
1935 году — степень доктора химии
в университете штата Миннесота.
Двумя годами позже Калвин начал
работать в Калифорнийском университете
в Беркли и в 1948 году стал профессором;
за год до этого был назначен директором
отдела биоорганики в Радиационной
лаборатории Лоренса в Беркли,
где использовал