Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:52, методичка
Задачи курса:
Изучить параметры роста микроорганизмов, основные методы культивирования бактерий и их классификацию, сравнить рост популяции при периодическом и непрерывном культивировании. Познакомить студентов с основами физиологии питания прокариот, потребностями в питательных веществах, метаболическим разнообразием микроорганизмов, энергоснабжением прокариот. Изучить механизмы транспорта веществ в клетку и выживаемости микроорганизмов в стрессовых условиях.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Биолого-почвенный факультет
Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры биохимии и микробиологии РГУ Протокол № _________ «_____» _____________200 г. Зав. кафедрой ______________________ |
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета (Зам. Декана по учебной ______________________________ ______________________________ «_____» _____________________200 г. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Учебной дисциплины
«ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ»
вузовского компонента цикла СД
по специальности 020201 (011600) БИОЛОГИЯ
Составитель канд.биол.наук доцент А.В.Полякова
Ростов-на-Дону
2007
Познакомить студентов с работами
Луи Пастера в области
Изучить параметры роста микроорганизмов, основные методы культивирования бактерий и их классификацию, сравнить рост популяции при периодическом и непрерывном культивировании. Познакомить студентов с основами физиологии питания прокариот, потребностями в питательных веществах, метаболическим разнообразием микроорганизмов, энергоснабжением прокариот. Изучить механизмы транспорта веществ в клетку и выживаемости микроорганизмов в стрессовых условиях.
3.Место
курса в профессиональной
Специальный курс «Основы физиологии микроорганизмов» базируется на знаниях, полученных студентами при прослушивании общих курсов «Микробиология», «Биохимия» и спецкурсах «Введение в специальность» и «Функциональная морфология микроорганизмов». Полученные знания послужат основой для изучения спецкурсов «Антибиотики», «Пищевая микробиология», «Техническая микробиология», курса «Биотехнология».
4.Требования к уровню освоения содержания курса
По завершении прохождения
специального курса студент должен
владеть соответствующим
II СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Предмет и задачи физиологии микроорганизмов.
Краткий исторический очерк. Физиологический период в микробиологии. Работы Луи Пастера в области физиологии брожения и в области медицинской микробиологии. Физиологическая специфичность микроорганизмов.
Послепастеровский период в развитии физиологии микроорганизмов. Вклад отечественных ученых Виноградского С.Н., Омелянского В.Л.,Мечникова И.И., Таусона В.О., Шапошникова В.Н., Иерусалимского Н.Д., Работновой И.Л. и других. Работы зарубежных ученых в области физиологии микроорганизмов.
Физиология роста
Понятия «рост», «размножение», «развитие». Способы размножения прокариот. Рост индивидуальной клетки и популяции. Прямые и косвенные методы оценки роста.
Основные методы посева: поверхностный и глубинный. Способы создания аэробных и анаэробных условий в лаборатории.
Параметры
роста (Перт, Иерусалимский, Моно, Печуркин).
Скорость роста (абсолютная и удельная),
скорость деления, время генерации,
время удвоения биомассы, урожай биомассы.
Зависимость между скоростью
роста и концентрацией
Эффективность
процессов роста
Методы культивирования
Периодическое культивирование. Кривая роста, характеристика фаз, причины, определяющие их продолжительность. Сбалансированный рост. Диауксия. Гетерогенность микробной популяции. Синхронные культуры, методы синхронизации.
Первичный и вторичный метаболизм. Первичные и вторичные метаболиты. Физиологическая роль вторичных метаболитов. Трофофаза и идиофаза. Кометаболизм.
Непрерывное культивирование. Скорость протока (коэффициент разбавления). Хемостат – как саморегулирующаяся система. Турбидостат. Отличия в работе хемостата и турбидостата, аппаратурное оснащение хемостатного и турбидостатного культивирования. Нестационарные состояния при непрерывном культивировании (дробная подача питательных веществ, импульсная подача кислорода и т.д.). Применение методов непрерывного культивирования в народном хозяйстве, его перспективы.
Классификация методов культивирования: периодическое (статическое, динамическое), непрерывное (аппараты идеального смешения, полного вытеснения и т.д.), полунепрерывное (продленные методы культивирования).
Физиология питания
Потребности микроорганизмов в питательных веществах (микро-, макроэлементы, органогены, ростовые факторы). Прототрофы, ауксотрофы, олиготрофы, копиотрофы, паратрофы. Элективные среды, накопительные культуры.
Основные источники азота (аминоавтотрофы, аминогетеротрофы). Источники углерода (органические источники, СО2, предельные восстановленные соединения). Автотрофы (фотосинтетики, хемосинтетики). Гетеротрофы (сапрофиты, паразиты).
Метаболическое разнообразие прокариот. Основы биоэнергетики микроорганизмов, взаимосвязь энергетических и конструктивных процессов. Энергоснабжение прокариот. Брожения. Пути катаболизма гексоз (гликолиз, пентозофосфатный путь, схема Энтнера-Дудорова, фосфокетолазный путь). Схема дыхания, цикл трикарбоновых кислот. Аэробное и анаэробное дыхание. Цепи переносчиков электронов. Механизмы фосфорилирования. Прямой и обратный перенос электронов. Пировиноградная кислота – как центральный метаболит углеводного, липидного и белкового обмена.
Первые представления о типах трофии микроорганизмов. Современная классификация типов питания бактерий. Хемолитотрофия – как уникальная физиологическая функция прокариот.
Клеточная поверхность микроорганизмов. Строение, химический состав и функции клеточной стенки и цитоплазматической мембраны.
Внеклеточное переваривание. Экзоферменты, физиологическая роль в клетке. Индуцибельные и конститутивные ферменты.
Транспорт веществ в клетку: простая диффузия, облегченная диффузия, активный транспорт, транслокация групп. Транспортные белки, связывающие белки. Энергетическое обеспечение транспортных процессов. Фосфотрансферазная система. Транспорт железа.
Физиология стресса
Выживаемость микроорганизмов. Особые
«экологические» ниши, «экстремофилы»
(психрофилы, термофилы, галофилы, ацидофилы
и другие). Особенности физиологии,
механизмы адаптации к
2.Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
III РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№ |
Наименование тем и разделов |
Всего часов (трудоемкость) |
Аудитор. занятия (час). в т.ч. |
Сам. работа | |
Лекции |
Сем. |
||||
1. |
История вопроса. Физиологический период развития микробиологии. |
3 |
2 |
1 |
2 |
2. |
Рост и размножение у бактерий. Методы оценки роста. |
3 |
2 |
1 |
2 |
3. |
Параметры роста. |
4 |
2 |
2 |
3 |
4. |
Методы культивирования микроорганизмов. Периодическое и непрерывное культивирование. |
4 |
2 |
2 |
2 |
5. |
Физиология питания (типы питания, источники углерода, азота, микроэлементы, дополнительные факторы). |
4 |
1 |
3 |
3 |
6. |
Механизмы транспорта веществ в клетку. |
6 |
3 |
3 |
3 |
7. |
Энергетический обмен прокариот. |
6 |
3 |
3 |
5 |
Итого |
30 |
15 |
15 |
20 |
Форма текущего и промежуточного контроля
– семинарские занятия и
IV УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Литература
Основная
Дополнительная
Календарно-тематический план спецкурса «Физиология микроорганизмов»