Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:28, реферат
значение естествознания для биологического и социального развития человека
Естествознание
в эпоху Средневековья
1. Физические идеи средневековья
В средневековом сознании доминировали ценностно-эмоциональные отношения к миру над познавательно - рациональным. Именно поэтому точкой отсчета в духовном освоении мира выступали ценностные противоположности – добро и зло, небесное и земное, божественное и человеческое, святое и грешное и др. Вещь, попавшая в сферу отражения, воспроизводилась прежде всего с точки зрения ее полезности для человека, а не в ее объективных связях. Аналогичным образом человек характеризовался прежде всего не его объективными чертами (деловитостью, активностью, способностями), а через сословно-иерархические ценности: престиж – авторитет – власть и др.
Стержнем
средневекового сознания выступало
религиозное мировоззрение, в котором
истолкование всех явлений природы
и общества, их оценка, а также
регламентация поведения
Выделяя себя из природы, но еще не противопоставляя себя ей полностью, средневековый человек и не формулирует своего отношения к природе как самостоятельной сущности. В качестве такого определяющего отношения для него существует другое отношение – к богу, а отношение к природе вторично и производно от отношения к богу. Знание природы подчинено “чувству божества”. Природа рассматривается им как сфера, созданная, творимая и поддерживаемая всемогущим и всевидящим божеством, абсолютно зависящая от него, своими предметами, их поведением реализующая его волю во всем ( в том числе и в отношении воздействия на людей, их судьбу, социальный статус, жизнь и смерть). Природа – проводник воздействия на людей божьей воли, вплоть до того, что она есть и средство их наказания.
Для средневекового человека природа - это мир вещей, за которыми надо стремиться видеть лишь символы бога. Поэтому и познавательный аспект средневекового сознания был направлен не на выявление объективных свойств предметов зримого мира, а на осмысление их символических значений, т. е. их отношения к божеству. Познавательная деятельность была по преимуществу толковательной, оценочной, опиралась на иерархизированную и субординированную систему ценностей, ценностное сознание.
Таким образом, средневековое сознание не ориентировано на выявление объективных закономерностей природы. Его главная функция – сохранение ценностного равновесия человека и мира, субъекта и объекта.
К
концу ХII - началу ХIII веков наметился
“исторический рывок” средневековой
Западной Европы, в основе которого
лежало развитие производительных сил
(как в сельском хозяйстве, так
и в ремесле). Происходит целая
“технологическая революция” в агротехнике
- появляется тяжелый колесный плуг,
боронование, совершенствуется упряжь
тягловых животных, что позволяет
в 3-4 раза увеличить нагрузки, появляется
трехпольная система
В
этих условиях происходит и подъем
духовной жизни. Одним из наиболее ярких
его выражений явилось
В
жизни университетов в
В
период позднего средневековья (ХIV-ХV в.в.)
постепенно осуществляется пересмотр
основных представлений античной естественнонаучной
картины мира и складываются предпосылки
для создания нового естествознания,
новой физики, новой астрономии,
возникновения научной
Одно из главных противоречий, попытки разрешения которого толкали средневековую схоластическую мысль на “разрушение” старой естественнонаучной картины мира, состояло в следующем: как совместить аристотелевскую идею замкнутого космоса с христианской идеей бесконечности божественного всемогущества? Ссылки на всемогущество бога служили у средневековых схоластов основанием для отказа от ряда ключевых аристотелевских представлений и выработки качественно новых образов и представлений, которые впоследствии способствовали формированию предпосылок новой механистической картины мира. К таким качественно новым представлениям и образам могут быть отнесены следующие.
Качественные сдвиги происходят как в кинематике, так и в динамике. В кинематике средневековые схоласты вводят понятия “средняя скорость” и “мгновенная скорость”, “равноускоренное движение” (они его называли униформно-дифформное). Они определяют мгновенную скорость в данный момент как скорость, с какой стало бы двигаться тело, если бы с этого момента времени его движение стало равномерным. И, кроме того, постепенно вызревает понятие ускорения.
В
эпоху позднего средневековья получила
значительное развитие динамическая “теория
импетуса”, которая была мостом, соединявшим
динамику Аристотеля с динамикой
Галилея. Жан Буридан (ХIV в.) объяснял
с точки зрения теории импетуса падение
тел. Он считал, что при падении
тел тяжесть запечатлевает в
падающем теле “импетус”, поэтому
и скорость его все время возрастает.
Величина импетуса, по его мнению, определяется
и скоростью, сообщенной телу, и “качеством
материи” этого тела. Импетус расходуется
в процессе движения для преодоления
трения, и когда импетус
Аристотель считал главным параметром для любого момента движения расстояние до конечной точки, а не расстояние от начальной точки движения. Благодаря теории импетуса внимание исследовательской мысли постепенно переносилось на расстояние движущегося тела от начала движения: тело, падающие под действием импетуса накапливает его все больше и больше по мере того, как оно отдаляется от исходного пункта. На этом пути складывались предпосылки для перехода от понятия импетуса к понятию инерции.
Все это постепенно готовило возникновение динамики Галилея.
2. Алхимия как феномен средневековой культуры
Алхимия
складывается в эпоху поздней
античности (II - VI вв.) в александрийской
культурной традиции и представляет
собой форму ритуально-
В эпоху средневековья все формы человеческой деятельности и общения пронизывались ритуалами. Все формы действий людей были строго регламентированы; если же действие было коллективным, то строго регламентировалось поведение каждого в отдельности. Магические, обрядовые и ритуальные действия рассматривались как способ влияния на природные и божественные стихии. С ними связывались надежды на дополнительную сверхъестественную помощь со стороны “добрых” сил и ограждения от сил “злых”. Соблюдение календарных обычаев, праздников, исполнение разного рода заклинаний, просьб, призывов – все это точное соблюдение ритуально-магических действий рассматривалось как необходимое условие благоприятного исхода деятельности, причем не только в хозяйственной области, но и в сфере общения людей, в сфере познания, политической и юридической практики и др. В ремесленном и мануфактурном производстве ритуалы сопровождали каждую технологическую процедуру. Их выполнение рассматривалось как условие полного раскрытия заложенных в предметах труда потенциальных возможностей.
Мировоззренческие основания алхимии могут быть концентрировано выражены следующими представлениями:
Алхимия
развивалась в тесном союзе этих
мистических философско-
Алхимическая деятельность в своих конкретных формах опиралась на некоторую совокупность “теоретических” представлений и образов. Прежде всего, на представление о том, что исходное материальное начало - первичная материя; она хаотична, бесформенна и потенциально содержит в себе все тела, все минералы и металлы. Порожденные первоматерией тела, уже не исчезают, но зато могут быть превращены друг в друга. Между первоматерией и отдельными порожденными ею материальными телами лежат два промежуточных “звена”.