Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:25, доклад
Трагическое предощущение «неслыханных перемен, невиданных мятежей» пронизывает все творчество Александра Блока, от первых, еще туманных стихов о сказочной птице Гамаюн, которая «вещает казней ряд кровавых, и трус, и голод, и пожар», до последних его поэм «Скифы» и «Двенадцать». Смятение поэта перед мрачной «тенью Люциферова крыла» отразилось и в «камерной» любовной лирике. Недаром печальной тенью пройдет через нее бедная Офелия, не выдержавшая жестокого испытания жизнью.
Трагическое предощущение
«неслыханных перемен, невиданных мятежей»
пронизывает все творчество Александра
Блока, от первых, еще туманных стихов
о сказочной птице Гамаюн, которая
«вещает казней ряд кровавых, и
трус, и голод, и пожар», до последних
его поэм «Скифы» и «Двенадцать».
Смятение поэта перед мрачной
«тенью Люциферова крыла» отразилось
и в «камерной» любовной лирике.
Недаром печальной тенью
Размышляя о любовной лирике древнеримского
поэта Катулла, Блок писал: «...личная страсть
Катулла, как страсть всякого поэта, была
насыщена духом эпохи; ее судьба, ее ритмы,
ее размеры, так же, как ритм и размеры
стихов поэта, были внушены ему его временем;
ибо в поэтическом ощущении мира нет разрыва
между личным и общим; чем более чуток
поэт, тем неразрывнее ощущает он «свое»
и «не свое»; поэтому в эпохи бурь и тревог
нежнейшие и интимнейшие стремления души
поэта также переполняются бурей и тревогой».
Лирика Блока почти вся циклична, то есть
организована в композиционно завершенные
конструкции. Но это вовсе не похоже на
естественную цикличность, например, лирики
Тютчева, которая складывалась под влиянием
жизни, никак не предусмотренной и не подготовленной
заранее автором.
Лирика Блока — это не только отражение
событий, но и опережение событий, это
— книга, строя которую, поэт словно бы
пересоздавал собственную душу, самого
себя. Может быть, именно в этом и таится
секрет той загадочности Блока, о которой
писал в свое время Ю. Тынянов: «Как человек
он остается загадкой для широкого литературного
Петрограда, не говоря уже о всей России.
Но во всей России знают Блока, как человека,
твердо верят определенности его образа,
и если случится кому видеть хоть раз его
портрет, то уже чувствуется непреложное
с ним родство».
23 декабря 1913 года поэт записал в дневнике:
«Совесть как мучит! Господи, дай силы,
помоги мне!» Это восклицание — ключ ко
всей поэзии Блока. Совесть была нравственно-этическим
и эстетическим определяющим фактором
его творчества. Без нее не понять и любовной
лирики Блока.
В любовной лирике отчетливо отразились
моменты его нравственно-идейного развития:
юношеские стихи, напоминающие раннего
Лермонтова; затем период «Прекрасной
Дамы» с его мистическим идеализмом, угар
увлечений «Снежной Маской» и «Кармен»;
и, наконец, возрождение любви настоящей,
которое приходит к поэту вместе с обретением
России. Не случайно, в этот период неотличимо
сливаются стихи, написанные о своем интимном
чувстве, и стихи о России, которую