Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 09:02, биография
Середина XIX века стала по Энгельсу переломным моментом в истории естествознания, пробив бреши в метафизическом воззрении на природу благодаря трем великим событиям, определившим всю его дальнейшее развитие. Этими событиями были: открытие клетки и разработка клеточной теории (Шванн), открытие закона превращения энергии (Гельмгольц) и наконец разработка эволюционной теории и введения эволюционного принципа или исторического метода (Уоллес, Дарвин). В результате этих трех событий были объяснены, сведены к естественным причинам основные процессы, протекающие в окружающей нас природе.
«Если мы позволим дать себе волю воображения,
может вдруг оказаться,
что животные –наши братья по боли, болезням, смерти, страданиям и бедствиям,
наши рабы в самой тяжелой работе,
спутники в развлечениях – разделяют с нами
происхождение от общего предка –
и
все мы слеплены из
той же глины».
Чарльз
Дарвин
Середина XIX века стала по Энгельсу переломным моментом в истории естествознания, пробив бреши в метафизическом воззрении на природу благодаря трем великим событиям, определившим всю его дальнейшее развитие. Этими событиями были: открытие клетки и разработка клеточной теории (Шванн), открытие закона превращения энергии (Гельмгольц) и наконец разработка эволюционной теории и введения эволюционного принципа или исторического метода (Уоллес, Дарвин). В результате этих трех событий были объяснены, сведены к естественным причинам основные процессы, протекающие в окружающей нас природе.
В
этой работе я прежде всего буду
касаться (именно касаться, так как рамки
реферата и интеллект автора не позволяют
полно раскрыть всю суть темы; хронологию
научных работ Чарльза Дарвина см в приложении)
прежде всего третьего–замечательного,
«революционного» открытия эволюционного
принципа развития и постараюсь охарактеризовать
с психологической точки зрения человека,
эпоху, в которой это происходило, успехи
естественных наук на тот период, а также
общественно-экономические предпосылки
этого открытия.
Впервые идея отбора обосновывается еще в учении древних мыслителей: Конфуция, Диогена, Гераклита, Анаксимандра, Эмпедокла, Аристотеля. Эмпедокл, например, полагал, что целесообразность организации возникает из комбинации случайностей. В ходе действия Вражды, особи, неприспособленные к соответствующим условиям среды обитания, погибают, так как развитие живых организмов, по Эмпедоклу, это самозарождающееся, беспорядочное и разнообразное формообразование, комбинирование самозарождающихся органов, разрушение неудачных комбинаций в ходе действия Вражды и удачное их совмещение с последующим образованием некой целостности, способной к размножению в ходе длительного действия Любви, как фактора формообразования.
Его
понятие отбор выступает
В первой половине XIX века Английское Королевство стало самой передовой капиталистической державой, с высоким уровнем развития промышленности и сельского хозяйства. Животноводство добилось исключительных успехов в выведении новых пород овец, свиней, крупного рогатого скота, лошадей, собак, кур и т.д. Были получены новые сорта зерновых, овощных, декоративных, ягодных и других растений. Предпринимались попытки объяснить с научной точки зрения методы селекции и разведения. Практика животноводов и растениеводов убедительно показывала, что породы домашних животных и сорта культурных растений изменяются и создаются человеком. Это была эпоха быстрого развития селекции как науки.
К
этому времени сложились и
научные предпосылки этого
Чарльз Дарвин родился 12 февраля
1809 года в небольшом английском
городке Шрусбери. Его отец, Роберт
Дарвин был врачом. Их неплохо
обеспеченная семья имела
...
Отчаявшись, отец подал ему мысль
поступить в Кембридж и
Ему и в голову не приходило, что наука может каким-то образом оказаться в не ладах с верой. У знакомых ему ученых в этом смысле все обстояло вполне благополучно. Генсло–не только профессор ботаники, но и священнослужитель–был непогрешимо правоверен. Седжвик, профессор геологии, без устали трудился также на духовной ниве, славясь здравомыслием и изощренностью в умении примерять несовместимые стороны своей деятельности. И у Чарльза не было причин сомневаться в церковных догмах. Чарльз стрелял бекасов, собирал жуков, постукивал молотком по камням и верил в бога. И хотя в 1831 году он и получил свою степень в Кембридже, ему, особенно после прочтения «Путешествий» Гумбольдта, уже мечталось о тропических лесах и о поездки хотя бы на Канарские острова. В этот же год Дарвин отправляется с Седжвиком в Уэльские горы для «усиления знаний молодого натуралиста в трех царствах природы–минеральном, растительном и животном и обучении его методам геологических исследований»
.
Именно Генсло рекомендовал его как естествоиспытателя на бриг «Бигль».
Плавание
Дарвина бесспорно самое
Уже
во втором томе «Начал геологии» Лайелл
отрицает эволюцию ввиду разрозненности
и противоречивости геологических
данных (W. Irvine). Но книга изобиловала указаниями
на естественный отбор и приспособление
к окружающей среде, особенно на геологическую
эволюцию. Лайелл, а также научный и богословский
авторитет Кювье, который допускал определенную
преемственность растений и животных
на протяжении земной истории и объяснявший
эту преемственность катаклизмами и светопреставлениями,
сметающих все формы жизни и новыми «творческими
актами сотворения жизни» сыграли определенную
роль. Но молодой Дарвин смотрел на доктрину
Кювье с критическим духом Ляйелла. Скорее
всего, он был слишком консервативен, чтобы
сразу стряхнуть с себя любое устаревшее
влияние; поэтому можно сказать, что на
его будущую книгу «Происхождение видов
наложили отпечаток не только Ляйелл с
Ламарком, но и Кювье с Книгой Бытия.
После
обнаружения рядом с Байи окаменелостей
гигантского мегатерия, перемешенного
с ныне живущими морскими раковинами,
Чарльз усомнился в том, что «катастрофы»
Кювье не вяжутся с фактами и не сметают
все дочиста.
Путешествуя по материку, Чарльз замечал, что в сходных условиях соседствуют родственные виды. По теории Кювье это ничего не означало, зато по теории эволюции получалось, что единый тип распространился по большому пространству и с течением времени изменился, приноровляясь к различным условиям окружающей среды.
Судя по «дневникам...», Дарвин был озадачен тем, что западная и восточная стороны Анд растительность была существенно несхожа, хотя почва и климат были приблизительно одинаковы; а также сходство между видами существующими и видами, принадлежащими к предыдущей геологической эпохе было настолько убедительно, что может предполагать борьбу за существование и вымирание.
Галапагосский архипелаг был путешествием в биологическое прошлое. Ландшафт наводил на мысли об эволюции, фауна и флора островов просто требовали её. Особенности распространения видов в здешних местах делали теорию «творческих актов» смехотворной. Каждый из островов изобиловал видами и разновидностями, присущими именно ему, но родственные виды и разновидности как на архипелаге, так и по соседству, на материке, отличались друг от друга в зависимости от величины разделяющих их естественных преград. Несомненно, что растения и животные этих островов были занесены с Южноамериканского материка. Близость их была налицо, но только близость. Естественно напрашивается вывод, что при географическом разъединении у потомков общего прародителя различия усугубляются путем эволюции. Еще не покинув островов, Дарвин заметил, что его данные «подрывают идею устойчивости видов». Отныне этот вопрос «преследовал его неотвязно». И хотя главные его достижения относились к области геологии: смелая, принципиально новая история Южно-Американского континента и не менее смелая теория роста коралловых рифов и островов. А важные идеи об эволюции видов находились в зачатке и были спрятаны в глубинах его сознания, и они даже в XIX веке оставались великой ересью.
Дарвин был не такой человек, чтобы из-за ереси обречь себя на скандальную известность, пока не проникся убеждением, что скандальная известность, как и сама ересь, неизбежна. И даже после возвращения из тропиков, он по-прежнему мыслил о создателе и читал Библию. Но он мало-помалу углублялся в геологические научные изыскания. Неприметные сдвиги в его представлениях о видах сопровождались неприметными сдвигами в представлениями о христианстве. Размышлять о эволюции – значило задумываться о сотворении мира и его неизменности. Задумываться об этике, религии, о Библии, природе и Боге. И о том, что подумают положительные, серьезные ученые, а также его отец и ученые родственники. И хотя он получал положительные отклики со стороны Генсло, Седжвика и друзей, что вдохновляло его на новые порывы, в его психике боролись старое и новое, учение о неизменности и эволюционные идеи, новаторская гипотеза и консервативные теологические мысли, в которые он как священник искренне верил. Кто знает, может быть это и стало причиной неврастении депрессии, и ипохондрического состояния, преследующего Чарльза через всю его жизнь.
Доктор Хаббл полагает, что недуги Дарвина были не только злом, но и определенно приносили пользу: « Неспокойными бессонными ночами деятельный мозг его мог без помех вынашивать обобщение, а наутро за два часа наблюдений и записей гипотеза подвергалась трезвой проверке и работа за день была завершена». Но если отбросить наследственную предрасположенность или иные причины болезни, то может показаться, что болезнь могла быть вызвана той борьбой идей, может это был поиск решения и в тоже время поиск выхода из противоречия.
После
возвращения в 1836 году в Англию и
опубликования «Дневников» и
геологических записей (1839-44), Чарльз
переезжает в имение Даун. К нему
приходит слава: его принимают в Королевские
общества, геологическое и зоологическое,
вскоре сделался членом совета первого
и секретарем другого, он работает над
костями ископаемых и заспиртованных
насекомых совместно с виднейшими учеными,
работал с Ляйеллом. В общем, «развивал
науку вообще и свои идеи в частности».
В 1837 году он начинает первую
тетрадь записей по
Надо
признать, что в книге Ляйлла тоже
рассматривались попытки