Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 13:38, реферат
Далее возникает вопрос, почему инстинкт агрессии не дает видимых последствий, если он имеет место при половом поведении? Во-первых, этот инстинкт присутствует в брачных танцах не в чистом виде. Можно даже сказать, что в тех движениях, которые раньше являлись выражением агрессии, теперь её уже нет – это ритуализированные движения. Во-вторых, существует определённый механизм сдерживания агрессии – торможение(в тупиковой ситуации животное подставляет уязвимое место – затылок).
И ещё хочу заметить, что изучение поведения животных требует множества конкретных примеров, для которых специально выделяю отдельную главу.
Введение
2
Функции брачного поведения животных 3
Синхронизация
3
Соблазнение и умиротворение
4
Пространственная ориентация
5
Репродуктивная изоляция
6
Возникновение брачного ритуала в филогенезе
7
Брачное поведение разных животных 8
Беспозвоночные
8
Рыбы
9
Птицы
10
Млекопитающие
11
Заключение
12
Список использованной литературы
13
Если
географическая или экологическая
изоляция не всегда способствует невозможности
скрещивания разных видов, ввиду их
близкородственности, то репродуктивная
изоляция действует наверняка. Например,
самка десятииглой колюшки реагирует
на черную окраску самца, а самка трехиглой
колюшки - на красную. Для трехиглой колюшки
черная окраска самца не является стимулом
к брачному поведению.
Возникновение
брачного ритуала
в филогенезе.
Понятно, что брачное поведение состоит из серии реакций и не включает в себя ни предвидения целей, ни обдуманных действий для их достижения. Ещё Д. Хаксли в своих исследованиях обнаружил, что некоторые инстинктивные действия в процессе филогенеза приобретают символический характер, ритуализируются. Ритуализация – это процесс утраты первоначальной функции действия и превращение в символическую церемонию, являющуюся новым инстинктом. Именно путём ритуализации в процессе эволюции возникли брачные игры животных. Например, у самок египетских гусей натравливание содержит ярость в сочетании со страхом, а у нырков натравливание это церемония, которая является частью брачного поведения и не содержит ни ярости не страха. У кур кудахтанье в процессе эволюции путём ритуализации превратилось вместо угрозы в сигнал сексуального характера.
К. Лоренц приводит для рассмотрения образования брачного ритуала пример с мухами. Самки ктыри («мухи-убийцы») больше по размеру, поэтому ей не составляет трудности съесть самца (толкунчики – мухоядные мухи), поэтому самцу приходится занять её чем-нибудь. Самец непосредственно перед спариванием приносит ей в дар насекомое, такое по размеру, которое самка будет есть в течение всего спаривания. Такое поведение сформировалось под давлением опасности для жизни самца. Близкородственный ктырям вид – северный толкунчик(«танцующие мухи») – не мухоядный, но церемония вручения дара у особей этого вида не исчезла. Это говорит о том, что из жеста смущения и страха возник филогенетический ритуал. Этот ритуал не имеет того значения, которое имело дарование у ктырей. Самцы ткут красивые белые шары, которые зрительно привлекают самку (о роли зрительного привлечения уже говорилось выше). В эти шары они заворачивают маленьких насекомых и преподносят их самке, которая кроме свадебного пира никогда больше насекомых не ест. Самцы иногда вообще не кладут насекомое внутрь шарика, но самки при этом все равно принимают дар без всякой агрессии, что и подразумевается под филогенетически возникшим ритуалом.
Возникновение
новых наследственных реакций играет
огромную роль в образовании ритуала.
Такая чёткая последовательность отдельных
действий это и есть новый инстинкт,
который может выступать наряду
с основными инстинктами(питание, размножение,
бегство, агрессия). Брачные танцы -
это ритуал, в котором не только поступает
ряд инстинктивных стимулов, но и производится
ряд ответных реакций на эти стимулы.
Стимулирующая ситуация, которая определяется
ответным поведением сородича, превращаясь
в автономный ритуал, становится такой,
к которой стремятся ради неё самой, то
есть из средства становится целью.
Брачное
поведение разных
животных.
Брачное
поведение некоторых животных уже
описано в качестве примеров в предыдущих
разделах работы, но, тем не менее, хочу
привести примеры брачных церемоний разных
классов животных с целью найти сходства
и отличия в этих церемониях.
Беспозвоночные.
Среди беспозвоночных интересными брачными церемониями отличаются некоторые членистоногие.
Из класса паукообразных яркий пример брачного поведения, похожего на брачное поведение мух толкунчиков демонстрируют пизауры.
В мае пауки пизауры ищут паучиху. Как только наткнутся на ее след или на сигнальную ниточку, которую паучиха, путешествуя, всюду тянет за собой, сейчас же охотятся за мухами. Синхронизация здесь очевидна: след самки или сигнальная ниточка вызывают у самца реакцию охоты за мухами. Поймает паук муху и быстро оплетает паутиной, пока она не обратится в белый шарик. Взяв осторожно челюстями муху в шелковом пакете, порывистым шагом идет на сближение с паучихой. Увидит ее и, застывая в странной, не назойливо, но картинно преподносит невесте свой свадебный подарок. Стоит перед ней, опираясь концом опущенного вертикально вниз брюшка и кончиками шести ног. Четвертую же их пару поднял над свертком с мухой, который держит во рту. Паучиха медленно подползает, принимает свадебный дар и, порвав упаковку, сосёт муху. Плохо будет пауку: съест его паучиха, если он явится к ней без подарка! Но обманывать умеют и пауки: некоторые самцы пизауры упаковывают в шелковый пакет пустую, уже высосанную ими шкуру от мухи.
Самые красивые брачные танцы у насекомых, наверно потому что они устраивают очень интересные зрительные демонстрации.
Бабочки
перламутровки летают с середины
июля до конца августа. Самка
привлекает самца своей окраской,
а именно желто-оранжевым цветом
крыльев. В этом легко убедиться,
построив макет самки. Если макет
будет полностью по размерам и
форме соответствовать настоящей самке,
а среди множества цветов не будет желто-оранжевого,
то самец не отреагирует на этот макет.
Если же макет будет немного грубоват
по размеру и форме, а крылья будут окрашены
в желто-оранжевый цвет, то самец отреагирует
на это зигзагообразным танцем. Затем
самец садится на землю и хлопаньем крыльев
приглашает самку. Когда самка садится
рядом с самцом, он усиками и средними
лапками гладит её задние крылья. Если
самка не садится рядом с ним на землю,
то он взлетает и продолжает свой танец.
Рыбы.
Лучше
всего этологами изучено
Самец
может исполнять
У
других рыбок – цихлид, брачные
церемонии похожи на церемонии колюшек.
Самец ложится плашмя на дно, бьет
хвостом по воде и кружится. Таким образом,
образуется ямка. Исполнив зигзагообразный,
танец самец ведет самку за собой к гнезду.
Птицы.
Среди птиц много интересных примеров брачных игр. Приведу некоторые из них.
Дикие утки сначала знакомятся: плывут навстречу друг другу и пьют воду. Молодая утка, присмотревшая себе одного селезня, кричит призывно другому селезню. Когда они оба находятся с ней рядом, утка натравливает одного на другого. Бросая вызов сопернику, селезень плавает вокруг утки с вытянутой головой и опущенным вниз клювом. Перья на голове при этом нахохлены. Неожиданно селезни встают в воде вертикально, боком друг к другу, затем селезни взъерошивают перья на голове. Финал такого ритуального поединка ясен. Селезни расходятся, потому что такие поединки являются простыми демонстрациями перед самкой. Селезни относятся враждебно не только к самцам, но и к чужим самкам. Тем самым достигается равномерное размещение семейных пар. Дикие утки заключают браки рано, еще осенью на зимовках.
Союз гусей с гусынями очень прочен. Покинув свою семью гусак должен идти в семью гусыни, но её отец сначала гонит его и бьет. Самец начинает ухаживать издалека, проплывает мимо туда - сюда и нападает на обитателей пруда, с целью показать свою силу. После каждой победы он плывет к своей суженой и триумфально гогочет. Если папа гонится за ним, тот уплывает, если нет – он ждет ответного гогота гусыни.
У аистов все по-другому: самец, выбрав гнездо, сидит и дожидается самку. Как только увидит её, хлопает клювом. Главное в заключении браков у аистов не верность, а просто тот факт, что ту самку, которая ответит на приветствие, самец принимает как жену. «Случается так, что к такому гнезду возвращается прошлогодняя самка и если в гнезде уже есть новая, то начинается борьба между ними, на которую безучастно смотрит самец» (З. Веселовский).
Глядя на ворон, трудно решить кто из них самец, а кто самка. Обе особи настроены очень враждебно и внешне неотличимы. Ходят одинаково, угрожают одинаково: встают нос к носу с распушенными на голове перьями и клювами, готовыми к бою. Но потом самка потихоньку уступает и подставляет самцу самое слабое место – затылок. От одного удара в затылок ворона может умереть, и поэтому это является тормозящим жестом. Самец не бьет её, а просто перебирает клювом перья на её затылке.
Токующие птицы своеобразны своими необычными движениями, направленными на то, что бы продемонстрировать наиболее яркие части своего оперения. Павлин не бегает за павами, он ждет их, раскидывая свой хвост. Это привлекает самок. Когда самка начинает ходить вокруг самца, он невозмутим, затем он разворачивается к ней тылом. Пава, желая любоваться самцом, забегает во фронт к павлину, но он опять поворачивается к ней задом. Она снова бежит во фронт, и так много раз, пока согнув ноги, не ляжет перед ним, тогда он победно кричит и брачная церемония завершается.
Очень
интересно брачное поведение
лирохвоста. Птица эта довольно неприметная
по своей окраске и для
Млекопитающие.