Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:56, реферат
Очевидно, что наше время - время максимально негативного влияния антропогенных факторов на биосферу. Мы обязаны сохранить самую уникальную ценность человека – его здоровье и здоровую природную среду. Поэтому особенно в преподавании биологии приоритетным, я считаю, экологическое направление со здоровьесберегающими технологиями. В результате чего, учащиеся должны научиться строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы.
Сегодня
человечество ежегодно
тратит на вооружение, на уничтожение
жизни 1 трлн. долларов, а на поддержание
жизни,
на все экологические программы ООН около
10 млрд долларов, т.е. в 100 раз меньше.
В настоящее время в мире производится
2465 химических соединений .
Из них детально проверено в отношении
безопасности для человека и
окружающей среды только 31 соединение.
Очевидно, что наше время - время максимально негативного влияния антропогенных факторов на биосферу. Мы обязаны сохранить самую уникальную ценность человека – его здоровье и здоровую природную среду. Поэтому особенно в преподавании биологии приоритетным, я считаю, экологическое направление со здоровьесберегающими технологиями. В результате чего, учащиеся должны научиться строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы.
При этом учащиеся должны понимать и ощущать свою ведущую роль в поддержание устойчивости природной среды.
В процессе обучения
и воспитания я обязана формировать
ответственное отношение к
Нового я ничего не открою, но хотелось бы поделиться наиболее эффективными и интересными моментами в моей работе, которые помогают мне с учащимися находить оптимальные решения многих жизненно важных проблем.
В первую очередь,
это интегрированные уроки. Значительную
часть тем курса “Биология
растений” и курса “Биология
животных” провожу
- возрастную миграцию животных;
- сезонную миграцию животных.
В курсе “Биология растений” темы “Роль бактерий в природе и в жизни человека”, “Распространение и разнообразие растений”, “Взаимосвязь растений в сообществе” и многие другие очень информативно объёмны, поэтому анализируя таблицы, диаграммы, схемы, интегрируя знания по биологии, географии и основам экологии, удачнее усваиваются новые понятия, составляются правильные выводы по соответствующей теме.
Ну а интеграция междисциплинарных знаний и человеческих ценностей в изучении практически всех тем курса “Биология человека в большей степени помогают утверждать необходимость здорового образа жизни, что, как считаю я, особенно важно для соответствующей возрастной категории учащихся. Некоторые темы позволяют интегрировать сведения, знания и понятия таких наук, как анатомия – физиология – химия - экология; или анатомия – физиология – психология – экология. Иногда такие уроки реализуются сложно, но вызывают особую заинтересованность и увлечённость со стороны учащихся.
Например, такая объемная тема как “Пищеварение и гигиена питания” эффективнее усваивается учащимися с помощью интегрированных уроков, которые сопровождаются творческой работой учащихся (индивидуальной или групповой) в виде:
-“режим питания и рацион питания”
-“функции питательных веществ”
-“правила гигиены питания”
-“расщепление
питательных веществ в
-“виды регуляции
отделения пищеварительных
В ходе работы по отдельным вопросам темы возникает стремление отдельных учащихся подготовить сообщения и плакаты о влиянии вредных привычек и нездорового образа жизни на органы пищеварения и на организм в целом. В данном случае удается нам интегрировать знания по анатомии, физиологии, химии, экологии, этики, медицины и изобразительному искусству.
Буквально при изучении любой темы курса “Биология человека” уделяем внимание негативному влиянию вредных привычек на здоровье, самочувствие человека и его трудоспособность. А также ежеурочно утверждаем необходимость здорового образа жизни.
С учащимися
старших классов мы обратили внимание
на такую информацию, что XXI век объявлен
ЮНЕСКО веком образования. Система
образования названа
Названы две взаимосвязанные глобальные функции образования: гуманистическая и экологическая. Я считаю, что на сегодняшний день реализация этих функций только через повседневную урочную работу будет не совсем достаточна, интересна и удачна. Поэтому мы выполняем биолого-экологические проекты, которые могут быть коллективными, масштабными по своему содержанию и целям, и малые индивидуальные. Работа над проектами развивает умения самостоятельно конструировать систему своих знаний, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление, исследовательские и творческие навыки. Увлеченно работают над проектами старшеклассники; восьмиклассники, изучая курс “Человек и его здоровье”, более старшие, изучая курс “Общая биология”. Учащиеся могут выбрать тему и объекты исследований самостоятельно, а могут работать над темой, предложенной мною.
Такой проект как “Красота и здоровье неразделимы” включает в себя три составные блока:
- теоретический
- исследовательский
- творческий.
Теоретический блок представляет собой информацию по теме проекта; исследовательский блок состоит из практической работы “Оценка состояния здоровья” в результате чего подростки учатся оценивать функциональное состояние организма, используя субъективные и объективные показатели, зависимость здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня. Наблюдения проводят в течение двух недель и результаты фиксируют в таблице:
После наблюдений и исследований формируется учащимися вывод о характере зависимости состояния здоровья от особенностей психосоциальных условий и режима дня, что в значительной степени поможет моим детям управлять своими эмоциями и придерживаться режима дня.
И, наконец, творческий блок проекта. Дети представляют видеофильм, в котором участвуют члены семьи, родные и друзья.
Такой проект “Наше здоровье – национальное богатство” представляет собой теоретическую часть и практическую. Практическая часть представлена исследовательской работой “Определение влияния образа жизни на состояние здоровья”. Результаты исследований фиксируются в примерной таблице:
В результате наблюдений, исследований и заполнения таблицы формируются собственные выводы, которые служат серьезным ориентиром в поведении, в поступках и образе жизни.
Обсуждая результаты
работы, мы убеждаемся с детьми, что
лучший способ уберечь себя от болезней
– следовать принципам
Некоторые биоэкологические проекты учащихся представляют серьезную исследовательскую работу. Учащиеся, определяя объекты и методы исследования, сами формируют цели, задачи и выводы исследований.
Почти каждая исследовательская , практическая работа требует интеграции, знаний многих школьных предметов : химии, физики, географии, биологии, основ экологии и многих других.
Выполнение коллективного проекта “Вода – основа жизни” вызвало особый интерес как у учащихся 7-х классов, так и у учащихся 9-11-х классов. Был проведен мониторинг водопроводной воды школы и воды природных водоемов.
А такой проект,
как “Лес – уникальное природное
сообщество” увлек уч-ся наблюдать
и исследовать природные
Как правило, результаты наших проектов мы выносим на более массовое обсуждение, проводим школьные конференции, “круглые столы”. Тем самым утверждаем здоровый образ жизни, обращаем внимание многих на необходимость сбережения своего здоровья, а также здоровья природной среды, опять-таки используя межпредметное взаимодействие (биология, химия, экология, психология, этика).
Желаемым результатом моей работы является способность моих учащихся самим правильно и своевременно решать проблемы сохранения и укрепления своего здоровья. Приятно видеть и у сегодняшних учеников, и у бывших выпускников стремление выработать свой собственный здоровый образ жизни.
Далее привожу краткое содержание биоэкологических проектов, каждый из которых реализовывался в процессе всего учебного года.
Информация о работе Биолого-экологическое обучение и воспитание со здоровьесберегающими технологиями