Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:24, контрольная работа
Цель данной работы: дать характеристику биологическим и социальным потребностям человека в разные периоды жизни.
Задачи работы: 1) дать классификацию потребностей; 2) рассмотреть биологические потребности; 3) рассмотреть социальные потребности; 4) рассмотреть трансформацию потребностей; 5) показать процесс управления потребностями.
Введение
1. Классификация потребностей
2. Биологические (естественные) потребности
3. Социальные потребности
4. Трансформация потребностей
5. Управление потребностями
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Классификация потребностей
2. Биологические (естественные) потребности
3. Социальные потребности
4. Трансформация потребностей
5. Управление потребностями
Заключение
Список литературы
Введение
Человек, как и все другие живые существа -- часть природы и продукт природной, биологической эволюции. Антропологи проследили биологическую эволюцию Homo sapiens от высших приматов до современного человека. Питекантропы, австралопитеки, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы составляют отдельные этапы этой эволюции, которая наглядно демонстрирует развитие человека как биологического вида, увеличение объема его головного мозга, изменение - конечностей и всей его природной конституции.
Как и всякое живое существо, человек является своеобразной метаболической системой, существующей за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Человеку, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные (витальные) потребности. Существуют также и биологически запрограммированные протосоциальные (досоциальные) схемы поведения человека как специфического биологического вида. Биологические детерминанты (факторы, определяющие существование и развитие) определяются набором генов у человека, балансом вырабатываемых гормонов, обменом веществ и другими биологическими факторами. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу.
Человек, в отличие от животного, как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы, ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен. Человек -- не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире -- в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества.
Цель данной работы: дать характеристику биологическим и социальным потребностям человека в разные периоды жизни.
Задачи работы: 1)
дать классификацию потребностей; 2)
рассмотреть биологические
1. Классификация потребностей
Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.
Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми подходят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие - у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается: каждая классификация - оригинальная, но узкопрофильная, непригодная для общего употребления. Так, например польский психолог К. Обуховский насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций. П. Ершов в своей книге «Потребности человека» считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф. М. Достоевского и Гегеля.
Рассмотрим вкратце содержание этих классификаций как их представил П. Ершов.
Достоевский делил
множество интересов и
1. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.
2. Потребности познания.
3. Потребности всемирного объединения людей.
У Гегеля 4 группы:
1. Физические потребности.
2. Потребности права, законов.
3. Религиозные потребности.
4. Потребности познания.
Первую группу, по
Достоевскому и по Гегелю, можно
назвать потребностями
Во-первых, мы полагаем
неприемлемыми
Во-вторых, методологически исходной посылкой нашей классификации является концепция человека, в частности, виды бытия человека: биологическое, социальное, духовное.
В-третьих, в иерархии
потребностей, восходящих по закону возвышения
от низшей к высшей потребности в
нашей классификации
В соответствии с изложенными принципами можно выделить следующие большие группы потребностей:
1. Базовые потребности:
это всеобщие потребности,
Внутри базовых потребностей можно обнаружить много их модификаций, дополнительных характеристик. Такие потребности являются конкретизацией базовой потребности. Так, в биологических потребностях можно выделить антропологические потребности, основанием для их выделения являются различия людей по полу (сексуальные потребности), по возрасту, по принадлежности к расе, к этнической общности. Внутри материальных потребностей можно выделить бытовые потребности - потребности комфорта жилья, транспортных средств, безопасности. Среди социальных потребностей можно выделить потребность в самоидентификации личности, потребность в защите прав и достоинств личности.
Следующим основанием
для выделения больших групп
потребностей является разделение потребностей
по их социально-гуманистической
Согласно классификации, предложенной П.В. Симоновым, потребности делят на три группы - потребности биологические, социальные и идеальные. В каждой группе выделяют так называемые базисные(основные, основополагающие) потребности, производными от которых является множество других потребностей (квазипотребностей), которые по сути сводимы к той или иной базисной потребности.
Биологические или материальные потребности обеспечивают существование человека как биологического существа и человечества как биологического вида.
Базисными в этой группе являются потребности в безопасности, в личной территории и потребность в продолжении рода.
Социальные (социоэмоциональные)
потребности человека включают в себя
необходимость принадлежать к социальной
группе, занимать в ней определенное место,
пользоваться уважением и любовью окружающих,
т. е. занимать определенную социальную
нишу (территорию).
К этой группе относятся
также потребности в
Социальные и биологические потребности делятся на две ветви - потребности «для себя» и потребности «для других».
Биологические потребности
«для себя» обеспечивают выживание
индивида самого по себе. Биологические
потребности «для других» обслуживают
выживание вида в целом как
общности биологических особей. Предпосылкой
развития потребностей «для других»
в животном мире являются родительский
инстинкт, групповая забота о молодняке,
наблюдаемая у многих видов животных,
а также способность к
Социальные потребности
«для себя» обусловлены
Когда человек занят
удовлетворением потребности «
Идеальные (духовные) потребности - это потребности в новой информации, в познании окружающего мира, в поиске своего места в нем, в познании смысла и назначения своего существования на земле, в самовыражении, самореализации, творчестве, эстетическая потребность, потребность освоить некую «идеальную территорию».
Базисной в этой
группе является потребность в новой
информации, которая проявляется
уже у грудных детей. И если
уже в этом возрасте не обеспечить
ребенку возможность такую
Потребность в познании происходит от присущей всему живому потребности в информации, наряду с потребностью в притоке вещества и энергии. Потребность в новой информации существует у человека независимо от ее практического значения для удовлетворения биологических или социальных потребностей. Она проявляется не только как стремление к новому, неизвестному, но и как стремление это новое объяснить, упорядочить, познать присущие ему закономерности. Слишком много новой информации может действовать на человека пугающе. Объясняя же мир, создавая разные модели, описания мира, человек снимает свой страх перед загадочностью и непредсказуемостью жизни.
Биологические, социальные и идеальные потребности можно разделить на две группы: потребности сохранения (нужды) и потребности развития (роста).
Потребности нужды удовлетворяются в пределах существующих общественно-исторических норм, их неудовлетворение, как правило, сопровождается отрицательными эмоциями, переживаемыми как тревога, ощущение нависшей угрозы, боязнь наказания.
Удовлетворение потребностей развития связано с выходом за пределы существующих общественных норм удовлетворения данной потребности, со стремлением улучшить свое положение. Поэтому удовлетворение потребностей развития вызывает у человека положительные эмоции. Угроза неудовлетворения потребностей развития вызывает у человека тоску, раздражение, вызванные отсутствием удач.
Помимо перечисленных выше трех основных групп потребностей существуют так называемые вспомогательные потребности: потребность в вооруженности и потребность в преодолении препятствий.
Потребность в вооруженности навыками и умениями, необходимыми для удовлетворения других потребностей, существует и проявляется независимо от них.
Она появляется с раннего детского возраста в виде потребностей в игре и в подражании. Подражание позволяет, копируя поведение окружающих, бессознательно усваивать поведение, навыки, благодаря подражанию ребенок обучается речи. Именно подражанию, имитации принадлежит решающая роль в овладении навыками, придающими деятельности человека - производственной, спортивной, художественной и др. - черты мастерства. Реализация потребности в вооруженности у взрослого человека определяет его квалификацию, компетентность, тем самым определяя общественную ценность личности.
Информация о работе Биологические и социальные потребности человека в разные периоды