Биологические факторы среды обитаня

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:34, контрольная работа

Описание работы

Биологические факторы: биологические объекты, воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания, микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и макроорганизмы (растения и животные).

Содержание

1.Классификация биологических факторов среды обитания и их влияние на организм человека………………………………………………………стр.3-14
2.характеристика поведенческих и психических реакций человека в экстремальных условиях………………………………………………стр.15-16
2.1 Характеристика поведенческих реакции человека в экстремальных условиях………………………………………………………………стр.17-24
2.2.Характеристика психических реакций человека в экстремальных условиях……………………………………………………………стр.25-32

Работа содержит 1 файл

Малюхина В.В.docx

— 60.52 Кб (Скачать)

     Тревожная форма реакции характеризуется  относительно малой связью со специфичностью экстремального условия. Она направлена, прежде всего, на сохранение функционирования организма и лишь в значительно  меньшей степени на сохранение структуры  трудовой деятельности. Сознательный контроль за поведенческими реакциями здесь ослабевает, и в крайних случаях наблюдаются бессознательные поведенческие реакции типа паники.

     Реакции тревоги дифференцируются на малую, среднюю и крайнюю степени. Психологическое  содержание реакции тревоги малой  степени заключается в стремлении проанализировать внешний раздражитель, оценить его значимость и выработать реакции пассивной защиты от воздействующего  фактора. В отличие от обычной  ориентировочной реакции реакция  тревоги при действии слабого  экстремального фактора более устойчива  и в ней более выражен компонент  психических, поведенческих ответов. Наиболее выраженными являются изменения  порогов восприятия, изменения ряда психологических функций, нарушения  нормального хода выполнения профессиональных действий. Вместе с тем, появление  реакций тревоги малой степени не вызывает значительных эмоциональных изменений, не изменяется и значимость, и соотношение мотивов деятельности.

     При реакции тревоги средней степени  появляются ошибки в трудовой деятельности человека. Ошибки учащаются, нарушается процесс осуществления сознательного  контроля за ними, изменяется структура ассоциативных связей, происходит их упрощение. В частности, нарушается чувство восприятия времени. Эти явления характеризуются как эмоционально-ассоциативные нарушения, ведущим компонентом которых является сужение поля сознания. Одним из наиболее существенных признаков реакции тревоги является изменение мотивов деятельности, где на первый план выходят мотивы страха, ухода из экстремальной ситуации. Доминантным становится какой-либо один из множества мотивов, в обычных условиях определяющих деятельность человека. Появляется резко выраженное эмоциональное напряжение. Оно легко определяется по вегетативным признакам, мимике, речи и движениям человека. Так, в речи появляются паузы, увеличивается длительность и громкость произнесения гласных, разборчивость согласных падает за счет нарушений артикуляции звуков. Состав сообщений также меняется: они обрывочны, зачастую неполны, часто встречаются повторения. Движения становятся менее точными, в них вовлекается больший, чем это необходимо, мышечный аппарат и т. д.

     Состояние тревоги средней степени может  перейти или в слабо выраженное состояние адекватности или перейти  в следующую стадию – состояние  тревоги крайней степени.[4]

     Выделяются  две формы состояния тревоги  крайней степени – пассивная  и активная. Однако как для одной, так и для другой существенным является выраженная утрата сознательного  контроля над поведенческой деятельностью. При пассивной форме реакции  наступает своеобразная оцепенелость, прекращение активной формы деятельности. Рабочие движения могут и продолжаться, но они теряют осмысленный, целенаправленный характер, становятся вялыми, часто стереотипно выполняется одно и то же действие. Наступает почти полное блокирование сенсорной сферы. Поступающие сигналы не воспринимаются, человек зачастую не понимает обращаемой к нему речи, а, восприняв ее, или не отвечает, или отвечает неадекватным образом. Полностью отсутствует всякая форма активного противодействия экстремальному фактору, даже в виде попытки ухода от него. В ряде случаев отмечается отсутствие волевого контроля над деятельностью. При этом сохраняется восприятие действительности, человек понимает серьезность ситуации, знает алгоритм правильных действий, однако парализованная воля не дает ему возможности его реализовать. Классическим примером активной формы реакции тревоги крайней степени является состояние паники.

     Активные  формы преодоления негативного  воздействия стрессогенных факторов исследуются в рамках «концепции преодоления». Преодоление является активной попыткой овладения стрессогенной ситуацией и включает два процесса – непосредственную двигательную реакцию и временное облегчение. В свою очередь непосредственная двигательная реакция включает подготовительные защитные мероприятия, агрессию и пассивное избегание. Агрессия – не всегда эффективная форма преодоления. Наиболее значимым является идентификация цели и проявление эмоции гнева. Пассивное избегание также является формой преодоления и включает три защитных механизма: перемещение, отрицание и интеллектуализацию. Перемещение агрессивности происходит, когда человек сдерживает свое агрессивное поведение, направленное на более сильного противника (к примеру, по отношению к непосредственному начальнику) и проявляет агрессию по отношению к другому, менее сильному (например, по отношению к близким). При отрицании человек преодолевает угрозу или опасность, просто игнорируя ее существование. Интеллектуализация является способом защиты и тогда индивид относится к своим проблемам как к типичным (или нетипичным) случаям в той или иной ситуации. В зависимости от индивидуальных различий одни люди склонны к активному, другие – к пассивному поведению при стрессе. Те, кто имеет внутренний контроль за своей деятельностью – «интерналы» (уверенные в себе, надеющиеся только на себя, не нуждающиеся во внешней поддержке), менее подвержены дистрессу при социальном давлении в экстремальных условиях, чем «экстерналы» с внешним контролем (не уверенные в себе, нуждающиеся в поощрениях, болезненно реагирующие на порицания, полагающиеся на случай). Лица с тревожностью как чертой личности более подвержены эмоциональному стрессу, чем те, у кого тревога возникает только в опасных ситуациях.

     Л. А. Китаев-Смык показал, что при длительной стрессовой монотонии личность может мобилизовать свою деятельность с опорой на внешние «приказы», т.е. проявить активность с внешней «точкой опоры». Снижение способности к самостоятельному выходу из ситуации при длительной монотонии названо им феноменом «экстернализации» личности. С другой стороны, ухудшение деятельности при стрессе является следствием ослабления эмоционально-волевых характеристик личности, приводит к уходу « в себя», т.е. стрессовой интернализации личности.

     Автором выделяется три типа отношений личности к себе при стрессе. Первый тип  – отношение к себе как к  «жертве» экстремальной ситуации (такое  отношение, естественно, усиливает  дистресс). Второй тип, наряду с отношением к себе как «жертве», включает отношение к себе как к «ценности». Он свойственен лицам зрелого возраста, спортсменам, специалистам подразделений особого риска. Третий тип отношений, включает в себя два предыдущих и отношение к себе как одному из ряда других. Он свойственен, в частности, лицам, исследующим феномен стресса. 

     Л. А. Китаевым-Смыком выделены две основных фазы эмоционально-поведенческого реагирования на стресс-фактор. Первая фаза – «программного  реагирования», характеризуется наличием эмоций типа гнева, решимости, испуга и  др. В ответ на неопределенность ситуации и экстремальность воздействия  происходит избыточная мобилизация  энергетических и организационных  ресурсов организма. Вторая фаза –  «ситуативного реагирования» характеризуется  наличием позитивных или негативных эмоций типа радости, удовлетворения, ликования, досады и др. Позитивные эмоции характеризуют собой «торжество победы» над стрессом. Эмоции первой фазы реагирования при успешном их завершении могут редуцироваться. В  этом случае реагирование на стрессор протекает на фоне экстатического переживания  второй фазы.

     Свои  особенности имеет поведение  индивида в экстремальных условиях, связанных с ведением боевых действий. Для его описания американскими  военными психологами используется специальный термин - «поведение под  воздействием боевого стресса», под  которым понимается весь спектр поведения  человека в условиях боевых действий, начиная от позитивных и заканчивая абсолютно негативными проявлениями. К позитивным поведенческим реакциям относится: повышение выносливости, неприхотливости солдат, укрепление у них чувства сплоченности и гордости за свое подразделение. Высочайшими проявлениями позитивного поведения являются акты героизма и самопожертвования.

     Диапазон  негативных поведенческих реакций  чрезвычайно широк и включает в себя как отказ выполнять  отдельные приказы, распоряжения и  совершение мелких проступков с одной  стороны, так и уголовных преступлений с другой. Чаще всего они наблюдаются  у плохо тренированных, недисциплинированных солдат. Однако поведение данного  типа может наблюдаться также  и у хороших, даже совершивших  героические поступки военнослужащих, находящихся вод воздействием стресса рискоопасной ситуации.

     Одним из самых сильных психических  состояний, характерных для пребывания в экстремальных условиях вооруженного конфликта, является состояние возбуждения. Время пребывания в зоне конфликта  зачастую рассматривается ветераном  как самый важный и яркий период в его жизни. Жизнь в мирных условиях кажется им пресной и  скучной, что может подтолкнуть  их к совершению каких-либо неправомерных  поступков исключительно ради достижения состояния возбуждения.

     Для лиц, вовлеченных в военный конфликт, зачастую характерным является восприятие последнего как своеобразной игры или  охоты. С. Слапшак отмечено, в частности, что многие формы поведения мужчин, сражавшихся в условиях войны в бывшей Югославии, прослеживаются на уровне их охотничьих привычек: неорганизованные военные действия, демонстративный захват военнопленных, похищение/изнасилование женщин как символ временного обладания территорией, травля добычи и интенсивные переговоры с противниками наряду с запретами трогать такую особую «дичь», как отдельные лица, социальные группы или женщины, относящиеся к конкретным этническим или социальным группам. Многих солдат, по мнению автора, по-настоящему возбуждало не столько противостояние военной машине противника, сколько сам факт убийства индивидуально взятого врага. Они приравнивали себя к участникам некоей большой игры, а гибель товарищей рассматривали как неизбежную плату за право участия в этой игре.

     Некоторые случаи массовых убийств гражданского населения являются актами целенаправленной политики. Другие, хотя и являются умышленными, но представляют собой реакцию на кумулятивный стресс (боевую усталость). Эти случаи наиболее вероятны в условиях локального вооруженного конфликта, когда женщины и дети из числа местных жителей принимают непосредственное участие в боевых действиях.[6]

     Возможные варианты психотического поведения:

     • бегство наугад, даже в сторону, где опасность больше, при попытках остановить – немотивированная  агрессия;

     • эмоциональный паралич: полностью отсутствует проявление страха и тревоги,

     • сострадания, заботы о семье, безучастность возникает ко всему;

     • псевдодеменция (ложное слабоумие): на вопросы даются нелепые ответы, неправильно выполняются элементарные бытовые действия, впоследствии может возникнуть амнезия;

     • ступорозный вариант: обездвиженность, молчание, отказ от приема пищи,

     сохранение  одной позы и т.д.;

     • пуэрилизм (уход в детство): сюсюканье, капризы, игра в куклы, окружающие становятся «тетеньками» и «дяденьками»;

     • бредовые состояния: бред ущерба – кругом враги, они хотят парализовать,

     • завоевать, арестовать; либо бред самообвинения – я мог предотвратить беду, дальнейшая жизнь бесполезна и прочее;

     • галлюцинаторные состояния: могут быть зрительные, слуховые и осязательные; люди «видят» своих погибших родственников и беседуют с ними.

           Психотическое поведение  является мощным фактором психологической  индукции в толпе и нуждается  в изоляции и оказании неотложной психологической и психиатрической  помощи[4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы:

  1. Александровский Юрий Анатольевич.Пограничные психические расстройства,М,2004
  2. Арустамов Э.А., Безопасность жизнедеятельности / Э.А. Арустамов. - М.: Изд.центр Акад., 2009
  3. Белов С.В., Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Под общ. ред. Белова С.В. 2-е изд., испр. и доп./ С.В. Белов, А.Ф. Козьяков, Л.Л. Морозова, А.В. Ильницкая. – М.: Академия, 2007.
  4. Зинченко И.В. Психология личности в кризисных ситуациях. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2006.
  5. Исаков В.И.экология.Военная Экология. Учебник для ВУЗов/под редакцией М,2006
  6. Китаев-Смык Л. А. «Психология стресса». М.: Наука; 1983
  7. Муравья Л.А ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»  Под редакцией доктора физ.-мат. наук, чл.-корр. РЭА, профессора. Коллектив авторов, 2000  © ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА", 2000
  8. Ошмарин А.П., В.И.Ошмарин; Экология – 1998г.
  9. Соколова С.М. Влияние биологического фактора на состояние здоровья в / Сычик Л.М./ Здоровье и окружающая среда: Сб. науч. тр. к 75-летию НИИ санитарии и гигиены. В 2 т. Т. 2. / НИИ санитарии и гигиены; Под ред., В.Г. Цыганкова, - Барановичи: Баранов. укрупн. тип., 2002.

Информация о работе Биологические факторы среды обитаня