Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:34, контрольная работа
Биологические факторы: биологические объекты, воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания, микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и макроорганизмы (растения и животные).
1.Классификация биологических факторов среды обитания и их влияние на организм человека………………………………………………………стр.3-14
2.характеристика поведенческих и психических реакций человека в экстремальных условиях………………………………………………стр.15-16
2.1 Характеристика поведенческих реакции человека в экстремальных условиях………………………………………………………………стр.17-24
2.2.Характеристика психических реакций человека в экстремальных условиях……………………………………………………………стр.25-32
Тревожная форма реакции характеризуется относительно малой связью со специфичностью экстремального условия. Она направлена, прежде всего, на сохранение функционирования организма и лишь в значительно меньшей степени на сохранение структуры трудовой деятельности. Сознательный контроль за поведенческими реакциями здесь ослабевает, и в крайних случаях наблюдаются бессознательные поведенческие реакции типа паники.
Реакции
тревоги дифференцируются на малую,
среднюю и крайнюю степени. Психологическое
содержание реакции тревоги малой
степени заключается в
При
реакции тревоги средней
Состояние тревоги средней степени может перейти или в слабо выраженное состояние адекватности или перейти в следующую стадию – состояние тревоги крайней степени.[4]
Выделяются
две формы состояния тревоги
крайней степени – пассивная
и активная. Однако как для одной,
так и для другой существенным
является выраженная утрата сознательного
контроля над поведенческой
Активные формы преодоления негативного воздействия стрессогенных факторов исследуются в рамках «концепции преодоления». Преодоление является активной попыткой овладения стрессогенной ситуацией и включает два процесса – непосредственную двигательную реакцию и временное облегчение. В свою очередь непосредственная двигательная реакция включает подготовительные защитные мероприятия, агрессию и пассивное избегание. Агрессия – не всегда эффективная форма преодоления. Наиболее значимым является идентификация цели и проявление эмоции гнева. Пассивное избегание также является формой преодоления и включает три защитных механизма: перемещение, отрицание и интеллектуализацию. Перемещение агрессивности происходит, когда человек сдерживает свое агрессивное поведение, направленное на более сильного противника (к примеру, по отношению к непосредственному начальнику) и проявляет агрессию по отношению к другому, менее сильному (например, по отношению к близким). При отрицании человек преодолевает угрозу или опасность, просто игнорируя ее существование. Интеллектуализация является способом защиты и тогда индивид относится к своим проблемам как к типичным (или нетипичным) случаям в той или иной ситуации. В зависимости от индивидуальных различий одни люди склонны к активному, другие – к пассивному поведению при стрессе. Те, кто имеет внутренний контроль за своей деятельностью – «интерналы» (уверенные в себе, надеющиеся только на себя, не нуждающиеся во внешней поддержке), менее подвержены дистрессу при социальном давлении в экстремальных условиях, чем «экстерналы» с внешним контролем (не уверенные в себе, нуждающиеся в поощрениях, болезненно реагирующие на порицания, полагающиеся на случай). Лица с тревожностью как чертой личности более подвержены эмоциональному стрессу, чем те, у кого тревога возникает только в опасных ситуациях.
Л. А. Китаев-Смык показал, что при длительной стрессовой монотонии личность может мобилизовать свою деятельность с опорой на внешние «приказы», т.е. проявить активность с внешней «точкой опоры». Снижение способности к самостоятельному выходу из ситуации при длительной монотонии названо им феноменом «экстернализации» личности. С другой стороны, ухудшение деятельности при стрессе является следствием ослабления эмоционально-волевых характеристик личности, приводит к уходу « в себя», т.е. стрессовой интернализации личности.
Автором
выделяется три типа отношений личности
к себе при стрессе. Первый тип
– отношение к себе как к
«жертве» экстремальной ситуации (такое
отношение, естественно, усиливает
дистресс). Второй тип, наряду с отношением
к себе как «жертве», включает отношение
к себе как к «ценности». Он свойственен
лицам зрелого возраста, спортсменам,
специалистам подразделений особого риска.
Третий тип отношений, включает в себя
два предыдущих и отношение к себе как
одному из ряда других. Он свойственен,
в частности, лицам, исследующим феномен
стресса.
Л.
А. Китаевым-Смыком выделены две основных
фазы эмоционально-поведенческого реагирования
на стресс-фактор. Первая фаза – «программного
реагирования», характеризуется наличием
эмоций типа гнева, решимости, испуга и
др. В ответ на неопределенность
ситуации и экстремальность воздействия
происходит избыточная мобилизация
энергетических и организационных
ресурсов организма. Вторая фаза –
«ситуативного реагирования»
Свои особенности имеет поведение индивида в экстремальных условиях, связанных с ведением боевых действий. Для его описания американскими военными психологами используется специальный термин - «поведение под воздействием боевого стресса», под которым понимается весь спектр поведения человека в условиях боевых действий, начиная от позитивных и заканчивая абсолютно негативными проявлениями. К позитивным поведенческим реакциям относится: повышение выносливости, неприхотливости солдат, укрепление у них чувства сплоченности и гордости за свое подразделение. Высочайшими проявлениями позитивного поведения являются акты героизма и самопожертвования.
Диапазон негативных поведенческих реакций чрезвычайно широк и включает в себя как отказ выполнять отдельные приказы, распоряжения и совершение мелких проступков с одной стороны, так и уголовных преступлений с другой. Чаще всего они наблюдаются у плохо тренированных, недисциплинированных солдат. Однако поведение данного типа может наблюдаться также и у хороших, даже совершивших героические поступки военнослужащих, находящихся вод воздействием стресса рискоопасной ситуации.
Одним из самых сильных психических состояний, характерных для пребывания в экстремальных условиях вооруженного конфликта, является состояние возбуждения. Время пребывания в зоне конфликта зачастую рассматривается ветераном как самый важный и яркий период в его жизни. Жизнь в мирных условиях кажется им пресной и скучной, что может подтолкнуть их к совершению каких-либо неправомерных поступков исключительно ради достижения состояния возбуждения.
Для
лиц, вовлеченных в военный
Некоторые случаи массовых убийств гражданского населения являются актами целенаправленной политики. Другие, хотя и являются умышленными, но представляют собой реакцию на кумулятивный стресс (боевую усталость). Эти случаи наиболее вероятны в условиях локального вооруженного конфликта, когда женщины и дети из числа местных жителей принимают непосредственное участие в боевых действиях.[6]
Возможные варианты психотического поведения:
• бегство наугад, даже в сторону, где опасность больше, при попытках остановить – немотивированная агрессия;
• эмоциональный паралич: полностью отсутствует проявление страха и тревоги,
• сострадания, заботы о семье, безучастность возникает ко всему;
• псевдодеменция (ложное слабоумие): на вопросы даются нелепые ответы, неправильно выполняются элементарные бытовые действия, впоследствии может возникнуть амнезия;
• ступорозный вариант: обездвиженность, молчание, отказ от приема пищи,
сохранение одной позы и т.д.;
• пуэрилизм (уход в детство): сюсюканье, капризы, игра в куклы, окружающие становятся «тетеньками» и «дяденьками»;
• бредовые состояния: бред ущерба – кругом враги, они хотят парализовать,
• завоевать, арестовать; либо бред самообвинения – я мог предотвратить беду, дальнейшая жизнь бесполезна и прочее;
• галлюцинаторные состояния: могут быть зрительные, слуховые и осязательные; люди «видят» своих погибших родственников и беседуют с ними.
Психотическое поведение
является мощным фактором психологической
индукции в толпе и нуждается
в изоляции и оказании неотложной
психологической и
Список литературы: