Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 04:19, статья
Аквакультура - не только самая быстрорастущая по производству продуктов питания животного происхождения, но и опережающая рост населения отрасль. На этапе ее становления, в конце 1960-х гг., объем производства составлял около 3 млн. т, хотя потенциал только пресноводной аквакультуры оценивали в 20 млн. т. В 1985 г. общий мировой объем продукции аквакультуры (включая водоросли) составил 12,1 млн. т, однако к концу XX века, в 2000 г., он достиг 41,7 млн. т, а к середине первого десятилетия XXI в., в 2006 г., - 66,8 млн. т. Таким образом, по сравнению с начальным периодом развития, этот показатель увеличился в 22 раза, в результате чего аквакультура обеспечила почти половину (47%) среднего мирового объема поставки рыбы на душу населения - 16,7 кг в 2006 г. (Микодина, 2009).
УДК 597.553.1
Аквакультура
и законодательство
в России
И.Г. Рыбникова,
Бровкина Е.П., Дальрыбвтуз, Владивосток
Аквакультура - не только самая быстрорастущая по производству продуктов питания животного происхождения, но и опережающая рост населения отрасль. На этапе ее становления, в конце 1960-х гг., объем производства составлял около 3 млн. т, хотя потенциал только пресноводной аквакультуры оценивали в 20 млн. т. В 1985 г. общий мировой объем продукции аквакультуры (включая водоросли) составил 12,1 млн. т, однако к концу XX века, в 2000 г., он достиг 41,7 млн. т, а к середине первого десятилетия XXI в., в 2006 г., - 66,8 млн. т. Таким образом, по сравнению с начальным периодом развития, этот показатель увеличился в 22 раза, в результате чего аквакультура обеспечила почти половину (47%) среднего мирового объема поставки рыбы на душу населения - 16,7 кг в 2006 г. (Микодина, 2009).
Анализ
состояния мировой
Россия серьезно отстает от других стран в развитии аквакультуры, с 1990 года объемы производства продукции аквакультуры резко сократились. На долю аквакультуры (выращенной рыбы и других водных животных и растений) в России приходится только 3 процента всего улова. В мире аква- и марикультура бурно развиваются и уже стали мощным альтернативным источником получения рыбопродукции, обеспечивают до 40 процентов ее рыночного оборота. В Китае около 60 процентов добычи рыбы производится за счет аквакультуры, в Германии — 20, во Франции — 30. Франция на 50 процентов обеспечивает свое внутреннее потребление черной икры за счет продукции местных рыбозаводов (Мамонтов, Захаров, 2009).
Аквакультура в России имеет два основных направления: товарное рыбоводство, то есть разведение одомашненных видов рыб в прудах и садках, и искусственное воспроизводство ценных видов гидробионтов с целью сохранения, пополнения и увеличения промысловых запасов. Товарное рыбоводство технологически и организационно относится к животноводству (Горбунов, 2008).
Факторы, отрицательно влияющие на развитие аквакультуры в России - отсутствие качественных кормов, недостаток собственного посадочного материала (мальков) и оборотных средств, отсутствие нормативно правовой базы (Никоноров, 2006; Коротаев, 2007; Горбунов, 2008;),
Еще в 2006 году в Астрахани состоялось совещание, посвященное развитию аквакультуры в Российской Федерации. По результатам совещания было запланировано включить аквакультуру в приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Задачами федеральной власти были определены необходимость ускоренного развития аквакультуры, включая пресноводную и марикультуру, которая невозможна без принятия современной законодательной и нормативно-правовой базы в области аквакультуры в Российской Федерации и разработка федеральной целевой программы длительного использования, создание благоприятных условий для частного бизнеса. Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», как приоритетное направление развития экономики Российской Федерации, предусматривает дальнейшее развитие и государственную поддержку хозяйств аквакультуры. Однако, провозглашенная проектом государственная поддержка в практическом исполнении имеет ряд недостатков: не разработана система стимуляции частных инвестиций и льготного кредитования, нет механизма лизинга для предприятий аквакультуры, который был бы аналогичен существующему механизму для предприятий сельского хозяйства и пр.
До настоящего времени аквакультура не получила должного развития. К сожалению, этому вопросу на протяжении долгих лет отводилась второстепенная роль, что предопределило неспособность рыбоводства удовлетворять возрастающие потребности населения в высококачественной рыбной продукции. Законопроект, призванный заложить правовой фундамент для развития этой отрасли Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии готовит к рассмотрению Государственной Думой (проект Федерального Закона «Об аквакультуре).
Действующие федеральные законы, регулирующие отдельные общие вопросы использования, воспроизводства и охраны водных биоресурсов не учитывают специфику деятельности в области аквакультуры.
Федеральным законом от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" регламентируются вопросы распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов по отдельным видам пользования, правила добычи (вылова) водных биоресурсов в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях, порядок определения общих допустимых уловов водных биоресурсов, вопросы предоставления в пользование водных объектов рыбохозяйственного значения и рыбопромысловых участков. Закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" содержит в себе положения о договоре пользования рыбопромысловым участком в различных целях, включая и промышленное рыбоводство, что по терминологии Закона и означает аквакультуру.
В статье 23 этого закона только провозглашается, кем осуществляется рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов. Статья 45 "Искусственное воспроизводство водных биоресурсов" и статья 46 "Акклиматизация водных биоресурсов", носят общий, постановочный характер.
Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не предусматривает положения о содержании и разведении объектов животного и растительного мира. Процедура определения допустимого вылова, квот, запретов и других норм регулирования прописана без учета интересов и нужд предприятий аквакультуры. Таким образом, Закон регулирует отношения, главным образом возникающие в области рыболовства, т.е. добычу (вылов) водных биологических ресурсов, находящихся в естественной среде обитания. В свою очередь, детального правового регулирования в области аквакультуры в названном законе нет.
Однако, 3 декабря 2008 г. выходит Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты РФ № 250-ФЗ, в котором пункты 17 и 18 (статья 1) излагаются в следующей редакции:
«17) рыбоводство (аквакультура) - деятельность по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по добыче (вылову) данных водных биоресурсов;
18) товарное рыбоводство – предпринимательская деятельность по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, их добыче (вылову) с последующей реализацией уловов водных биоресурсов».
В связи с появлением новых понятий появляется Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 136 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства и заключении такого договора». В соответствии со статьей 33.3 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" Правительство Российской Федерации постановляет утвердить «Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства»; «Правила подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства» и «Форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства».
Федеральный закон "О животном мире" (от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ) ст. 3 лишь провозглашает, что указанным законом регулируются отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания. Однако, механизм реализации не прописан. Только ст. 26 устанавливает право содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на условиях лицензий специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ) содержит в себе всего лишь положение (статья 60) о сохранении генетического фонда редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания.
Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ) устанавливает статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, включая права Российской Федерации в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления.
Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" (от 30. И. 1995 г. № 187-ФЗ) определяет статус континентального шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе. ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ) определяет статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне.
Положения
всех этих законов не предусматривают
регулирование отношений в
В сельскохозяйственном законодательстве ("О племенном животноводстве" от 03.08.1995 г. № 123-ФЗ; "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ; "О ветеринарии" от 14.05.1993 г. № 4979-1) положения, в части разведения и выращивания рыб, водных беспозвоночных и растений, отсутствуют.
Ряд вопросов регламентировался постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1999 г. № 1201 "О развитии товарного рыбоводства и рыболовства, осуществляемого во внутренних водоемах Российской Федерации" (срок действия - до 2005 г.), Федеральной целевой программой "Экология и природные ресурсы России (2002-2010)", утвержденной постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 г. № 860,
Сборником
нормативно-технической
Таким
образом, правовые нормы регулирования
отношений в области
Как
отдельная хозяйственная
Информация о работе Аквакультура и законодательство в России