Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:28, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что важной частью политической системы Российской Федерации являются политические партии. Положение партий в российском государстве определяется рядом нормативных правовых актов. Научное исследование правового статуса политических партий имеет большое значение для разрешения практических и законодательных проблем развития данного явления в нашем обществе
Введение
Глава 1. Значение политических партий в выборах органов местного самоуправления
1.1 Понятие политической партии
1.2 Формы участия политических партий в выборах
Глава 2. Роль и место политических партий в формировании и деятельности органов государственной власти
2.1 Участие политических партий в избирательном процессе
2.2 Роль и место политических партий в формировании избирательных комиссий
Глава 3. Место политических партий и их роль в выборах органов местного самоуправления, на материалах Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района
3.1 Формирование Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района
3.2 Сравнительный анализ места политических партий в Собрании депутатов Аргаяшского муниципального района
Заключение
Список использованных источников и литературы
Размещено на http://www.allbest.ru/
Оглавление
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что важной частью политической системы Российской Федерации являются политические партии. Положение партий в российском государстве определяется рядом нормативных правовых актов. Научное исследование правового статуса политических партий имеет большое значение для разрешения практических и законодательных проблем развития данного явления в нашем обществе. Политическая партия - одно из важных достижений цивилизации необходимый для нормальной общественной жизни политический институт. Партия, самая политическая из всех общественных организаций: ее целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль - агрегирования, согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Партии выступают существенным элементом политической системы общества, предоставляют собой важные структуры политики. Они являются выразителями потребностей, интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма политической власти, либо оказывают на него опосредованное влияние.
Одним из важнейших элементов современных политических систем является институт всеобщих выборов. Благодаря ему реализуются политические права граждан на формирование представительной власти — от местных органов до президента. Выборы представляют собой своеобразный политический рынок. Претенденты предлагают избирателям свои программы и обещания в обмен на властные полномочия. Как и на любом рынке, здесь имеют место обман и спекуляции на доверии избирателей. Поэтому выборы эффективны при наличии законодательства об избирательных системах и существовании гражданского общества как совокупности негосударственных образований, реализующих интересы граждан (партии, профсоюзы, клубы избирателей, различные ассоциации, союзы, центры, фонды и пр.).
Таким образом, цель данной работы – проанализировать место и роль политических партий в выборах органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- дать определение основным понятиям «партия», «политическая партия»;
- обозначить роль и место политических партий в формировании и деятельности органов государственной власти;
- определить место и роль политических партий в выборах органов местного самоуправления на материалах Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района.
Таким образом, объектом исследования в данной работе является институт политических партий в Российской Федерации, следовательно, предметом исследования являются основные понятия и элементы, характеризующие правовой статус политических партий в Российской Федерации, а также нормы конституционного права и иные нормативные правовые акты регулирующие вопросы создания и деятельности политических партий, их взаимодействия с государством и гражданским обществом, участия в избирательном процессе, парламентской деятельности.
Общие вопросы, связанные с институтом политических партий в своих трудах рассматривали такие ученые, как: Б.Н. Чичерин, С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, В.И. Ерыгину, Т.Б. Бекназар-Юзбашева, Н.В. Витрука, Ю.А. Веденеева, В.Н. Даниленко, С.Е. Заславского, О.К. Застрожную, А.В. Иванченко, С.Д. Князева, О.Е. Кутафина, В.В. Лапаеву, М.Н. Марченко, Г.В. Мальцева, В.Е. Чиркина, Т.Я. Хабриева и др.
Принципиальной стороной деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, они играют значительную роль в формировании политического сознания. В современную эпоху ведущую, а часто и решающую роль в организации и в ходе борьбы за власть, особенности которой, обусловлены либо однопартийным характером политической системы либо, наоборот, большим количеством партий обычно играют политические партии, пользующиеся авторитетом в обществе. Взаимоотношения между государством и политическими партиями строятся на основах невмешательства в деятельность друг друга.
Однако государство оставляет за собой право на правовую регламентацию деятельности политических партий, право на запрет определенных политических партий, которые своей деятельностью пытаются дестабилизировать обстановку в обществе и оказывают другие негативные влияния на граждан.
Нормативная база российского местного самоуправления достаточно определенно задает параметры его функционирования как института, наиболее тесно связанного с народом, формирующегося и действующего по прямому мандату снизу. Тем не менее, существуют серьезные проблемы, связанные с неполным соответствием практики организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации конституционным принципам, заложенным в основу этой сферы общественных отношений. Серьезную озабоченность проблемами местного самоуправления неоднократно высказывали главы субъектов Федерации. Общая направленность большинства их выступлений касается усиления подотчетности и подконтрольности органов местного самоуправления органам государственной власти, соблюдения законодательства и расходования бюджетных средств, а также укрепления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством.
политический партия местный самоуправление
Партии - весьма своеобразный феномен политической жизни. Они непосредственно связаны с интересами той или иной социально-классовой общности, этнических или религиозных образований.
По существу партии выполняют роль посредников между группами населения и государственной властью, обеспечивая сопряжение и учет их интересов в деятельности политических институтов. Такой процесс проходит в острой политической борьбе, в чем находят конкретное отражение перипетии социально-классовых отношений. Партии, как политический институт, не только объективно обусловлены, но и являются отражением политической жизни общества.
Политическая партия (от лат. «партио» - часть, дело) - добровольный союз граждан, связанный идеологической общностью, стремящийся к обладанию политической властью, либо к участию в осуществлении власти в государстве.1
Политическая партия - это часть населения, класса, социального слоя или слоев. Ее появление политологи относят к периоду становления буржуазной демократии. В учебной, монографической, справочной литературе встречается более 200 определений и называется более 30 различных разновидностей партии. Это обусловлено сложностью вычленения наиболее сущностных характеристик партии. Этимологически понятие «партия», как мы отметили ранее, означает часть, сторону целого, элемент. Аристотель говорит о партии долины, партии горы и т.п., имея при этом в виду не партии в современном смысле слова, но ранние политические союзы.
Политическая партия
- это общественное объединение, созданное
в целях участия граждан Россий
Политические партии во всем реальном многообразии обладает не только внешне схожими функциями но и определенными общими чертами. Это позволяет классифицировать их по различным основаниям. В основе типологии партий могут быть такие критерии: классовая природа, тип организационной структуры, место и роль в политической системе общества, отношение к форме государственного устройства, отношение к идеологии, отношение к существующему общественному строю, средства политической деятельности и др.2
В современных условиях партии играют важнейшую роль в обществе, и эта роль теперь закрепляется в конституциях. Во многих странах, в том числе и в России, приняты специальные законы о политических партиях. Согласно законодательству многих стран, включая Россию, партии — единственный вид общественных объединений, которые вправе заниматься политической деятельностью, т.е. выдвигать кандидатов на выборах, проводить массовые мероприятия под политическими лозунгами. Конечно, есть и иные способы выдвижения кандидатов (например, самовыдвижение), другие пути инициирования референдума (создание инициативных групп) или проведения политических акций. Однако следует иметь в виду, что во многих странах политические акции, проводимые не партиями, а иными объединениями, считаются незаконными. Если есть желание заниматься политикой, нужно идти в партию. Указанное обстоятельство существенно отличает внутрипартийную деятельность, внутреннее управление в партиях от внутреннего управления в других общественных объединениях.
Роль партий в обществе, их отношения с государством в разным странах неодинаковы. В демократических странах (Германия, Франция и др.), где существует многопартийность, партии содействуют формированию политической воли народа и ее выражению на выборах. В тоталитарных государствах (например, в прошлом в фашистской Германии, Италии, Испании) законодательство разрешало деятельность только одной партии, во главе которой стоял фюрер, дуче, кау-дильо.3 В странах тоталитарного социализма закрепляется руководящая роль в обществе и государстве одной партии — коммунистической, а другие партии, если они есть, должны быть союзными с коммунистической партией и отнюдь не оппозиционными ей. В связи с этим, хотя органы управления партийными делами внешне могут быть похожи ми (съезды, центральные комитеты и т.д.), принципы внутреннего управления в партиях той и другой группы стран неодинаковы. В демократических партиях решения вырабатываются на основе компромиссов, взаимных уступок, согласования разных позиций; в партиях тоталитарного типа действует, по существу, приказной порядок, хотя уставы могут содержать положения о внутрипартийной демократии. Основные принципы управления в партиях устанавливаются законами о политических партиях. Российский закон 2001 г. определяет партию как «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления» (п. 1 ст. 3).
Подводя итог, можно сказать, что если обобщить эти признаки, то можно сказать, что политическая партия — это добровольная, устойчивая, самоуправляющаяся организация граждан, принадлежащих к определенной группировке общества, созданная на основе общности политических убеждений и целей ее членов, действующая на основе принципов демократии и гласности, имеющая своей главной задачей не извлечение прибыли или удовлетворение профессиональных, мировоззренческих, культурных и иных запросов своих членов, а участие в формировании и выражении политической воли народа и в борьбе за государственную власть, давлении на нее мирными, конституционными средствами.
Исходя из основных целей любой политической партии (формирование общественного мнения, выдвижение кандидатов на выборах и участие в выборах) и основываясь на законодательно установленных нормах, регулирующих участие политических партий в выборах, можно выделить несколько юридически регулируемых форм участия партии в выборах. Конкретная форма участия определяется партией самостоятельно.
Во-первых, партия (ее структурное подразделение в соответствии с уставом партии) может выдвинуть кандидата в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления (одного кандидата в одномандатном избирательном округе, а в многомандатном избирательном округе – не более чем число распределяемых мандатов в этом округе). Конкретная процедура выдвижения регулируется соответствующим законом о выборах и подзаконными актами избирательной комиссии, организующей выборы.
Во-вторых, партия (ее структурное подразделение в соответствии с уставом партии) может выдвинуть список кандидатов на выборах депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти и органов местного самоуправления, организованных по смешанной либо пропорциональной системе. Непосредственно порядок выдвижения устанавливается соответствующим законом. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов.
К третьей форме участия партии в выборах, имеющей для партии только политическое (не юридическое) значение, можно отнести поддержку партией определенного кандидата (списка кандидатов) с целью формирования общественного мнения и выражения политической воли партии. Партия, как юридическое лицо, может финансировать избирательную кампанию кандидата (списка кандидатов), выдвинутого другим избирательным объединением, проводить агитационные мероприятия в поддержку либо против того или иного кандидата (списка кандидатов) в соответствии с законодательно установленным порядком ведения предвыборной агитации. Кроме того, политическая партия, не выдвинувшая кандидатов (список кандидатов), может назначать наблюдателей в избирательные комиссии всех уровней (в случаях, предусмотреннных законом). Однако перечисленные действия в поддержку кандидата (списка кандидатов) не имеют юридического значения для признания партии участвовавшей в выборах в соответствии со статьей 37 ФЗ «О политических партиях».4
До недавнего времени
политическая партия могла участвовать
в выборах в составе
Информация о работе Значение политических партий в выборах органов местного самоуправления