Влияние миграционных процессов на формирование немецкой идентичности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Все социальные, политические, экономические изменения, которые проходят в современном мире, связывают с процессами глобализации, которая затронула все сферы жизни и привела в действие ряд процессов. И если раньше удавалось “закрывать глаза” на происходящие процессы, ссылаясь на то, что это дело отдельных государств, то теперь это стало невозможным. Речь идет о международной миграции населения. Как известно, в свое время данный процесс привел к созданию таких государств как США, Канада, Австралия. Ведь данные государства были открыты европейцами, которые позже заселили “новые” территории, покинув Европу. Начиная с середины XX- начала XXI вв. миграционные процессы стали одной из центральных проблем для экономически развитых европейских стран.

Работа содержит 1 файл

эссе.doc

— 79.50 Кб (Скачать)
 

Европейский гуманитарный университет

Программа бакалавра философских  наук

Социальная  и политическая философия     
 
 
 

Эссе

по курсу

Введение  в современную политическую философию   
 

Влияние миграционных процессов  на формирование немецкой идентичности    
 
 

Выполнил:

студент 4 курса,      
 
 
 
 

Вильнюс, 2012 год  
 
 

Введение 

     Все социальные, политические, экономические  изменения, которые проходят в современном мире, связывают с процессами глобализации, которая затронула все сферы жизни и привела в действие ряд процессов. И если раньше удавалось “закрывать глаза” на происходящие процессы, ссылаясь на то, что это дело отдельных государств, то теперь это стало невозможным. Речь идет о международной миграции населения. Как известно, в свое время данный процесс привел к созданию таких государств как США, Канада, Австралия. Ведь данные государства были открыты европейцами, которые позже заселили “новые” территории, покинув Европу. Начиная с середины XX- начала XXI вв. миграционные процессы стали одной из центральных проблем для экономически развитых европейских стран. Так, из Восточной Европы, мусульманских стран и Африки начались первые «большие волны» иммигрантов, которые, в свою очередь, начинают оказывать влияние на этническую и демографическую ситуацию внутри европейских стран. В результате, количество иммигрантов растет и с каждым годом данная проблема обретает все более широкомасштабный вид. Все это приводит к тому, что иммиграция становится объектом политического контроля со стороны стран, принимающих иммигрантов. И все больше политических решений имеют отношение к миграционным процессам, к их если не пресечению, то хотя бы замедлению. Таким образом, иммигранты становятся политическими субъектами и сами оказывают влияние на политические процессы принимающих стран.

     Миграционные  процессы создают множество проблем  для принимающих стран. Так, необходимо обеспечить соблюдение прав человека в отношении иммигрантов. Помимо этого, необходимо оказать экономическую  поддержку, внутри принимающих стран появляются районы, где располагаются иммигранты. Это нередко приводит к межэтнической напряженности. А отрицательное отношение к процессам иммиграции со стороны коренного населения той или иной принимающей страны приводит к проявлению национализма и расизма.

     Сегодня происходит культурная интеграция не только внутри ЕС, но и извне. Культурное взаимодействие и воздание твёрдых связей в этой области, стали возможны и даже необходимы после Второй мировой войны. С ростом экономической и политической интеграции началось и взаимодействие культурное. Однако Европа сегодня - это не только совокупность представителей титульной нации, это ещё и большой процент эмигрантов из мусульманских стран, представителей Карибского бассейна, африканцев и других. В германии 10, во Франции, Италии и Великобритании по 6 млн. иммигрантов. В результате происходит не только размывание культурных границ внутри каждой отдельной страны, но и меняется  общеевропейская культурная идентичность. Хотя, сама это идентичность ещё находится в процессе становления и в отличие от понятия «нация» не может считаться объективно существующей.1

     В данной работе постараемся на примере Германии показать, как миграционные процессы оказывают влияние на формирование немецкой идентичности и оказывают ли? Думаю, что гипотезой станет утверждение: иммигранты оказывают влияние на формирование немецкой идентичности. Почему именно Германия? Все дело в том, что в отличие от других стран Западной Европы, только в Германии столь явно просматривается наличие «других» внутри страны. Речь идет об иммигрантах турецкого происхождения.

     Объектом  данной работы является процесс формирования немецкой идентичности. Субъектами данной работы являются иммигранты (переселенцы из Турции) и миграционная политика Германии.

     При написании работы будем опираться, прежде всего, на работы И. Берлин «Европейское единство и приватности его судьбы», З. Баумана «Незавершенное путешествие под названием Европа», Холла «The Question of Cultural Identity» а также интернет-статьи по данной проблематике.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Концептуальное многообразие интерпретаций идентичности

   Сегодня, в эпоху глобализации, понятие  идентичности является особенно важным. Все дело в том, что глобальное побеждает региональное и создается  впечатление, что уже не остается чего-то своего, отличного от других. Если раньше можно было говорить о немецкой культуре, и было понятно, что это, то сегодня немецкая культура представляет собой смесь нескольких культур. Происходит размывание границ как культурных, так и социальных, экономических и политических. И все эти процессы лучше всего описывает такое понятие, как «кризис идентичности». Один из авторов сказал следующее: «Идентичность становится важной темой только тогда, когда она находится в кризисе». Для того, чтобы разобраться в концептуальности идентичности, обратимся к тексту Холла «The Question of Cultural Identity». В данной работе автор выделяет три кардинально различающиеся концепции идентичности:

  1. идентичность как предмет просвещенности;
  2. идентичность как предмет социологический;
  3. идентичность как предмет пост-модерна;

   Идентичность  как предмет просвещенности была основана на личности человека, который  опирается, прежде всего, на свои способности  и умения. То есть индивидуальность каждой отдельно взятой личности играет главенствующую роль в данной концепции идентичности.2

   Идентичность  как предмет социологический  отличается от предыдущей концепции. В  основе данного подхода лежит  культура, а характеризуется данная концепция общими ценностями и унаследованными традициями. В рамках данного подхода происходит интеракция между личностью и обществом. Идентичность здесь преодолевает разрыв между «inside» и «outside».3

   В рамках концепции предмета пост-модерна  понятие идентичности не привязывается  ни к личности, ни к обществу. Идентичность становится смешанной, легко трансформирующейся, и зависит она не от биологического фактора, а от истории.4

   Как видно из работы Холла, идентичность сложное понятие, которое имеет  несколько интерпретаций. Как мне  кажется, на сегодняшний день для  европейского общества характерно пост-модерное понятие идентичности. И в первую очередь это связанно с процессами миграции, которые привели к смеси различных культур, что в свою очередь оказывает влияние на формирование идентичности в той или иной европейской стране.

   После того как были рассмотрены концепции идентичности, перейдем непосредственно к рассмотрению ее формирования на определенном примере, Германии. В частности, каким образом иммигранты влияют (если влияют) на формирование немецкой идентичности.

Культурная  идентичность и национальное государство германского общества

      Одной из основных целей ЕС является создание общеевропейской гражданской культурной идентичности. Однако проблема заключается  в том, что многие страны ЕС сохраняют  «достаточно жесткие традиционные культурные идентичности». К таким странам относится и Германия, чья традиционная культурная идентичность базируется не столько на «общеглобальных идеях гражданственности, сколько на неполитических и во многом примордиалистских нормах этнического единства и однородности, общности языка и культуры». Таким образом, «структура немецкой идентичности в значительной степени остается комплексом культурного и этнического ее компонентов так, что политическая составляющая в ее динамике играет менее значимую роль»5. Поэтому ЕС не может каким-либо образом повлиять на формирование немецкой идентичности.

        Всё дело в том, что в отличие от остальных европейских стран, формирование национального государства в Германии происходило следующим образом:

- немцы как «культурная нация» – чувство принадлежности к единому языковому и культурному сообществу, но без общего государства;6

- немцы как «экономическая нация» – сплоченность немцев реализуется не столько с помощью единства культуры (романтики), сколько на основе предварительных государственно-экономических структур (Германский таможенный союз); 7

- «единое централистское государство немцев» – созданное по национальному принципу государственное образование, основой существования которого, прежде всего, является агрессия по отношению к внешним и внутренним врагам (конечная фаза кайзеровского рейха, «Третий рейх», ГДР). 8

     «Во многих странах первой стадией было образование непосредственно государства, и только затем уже произошло  формирование единой нации и единого  хозяйства».9

     Как видно из вышеперечисленного, немецкая идентичность основывается, прежде всего, на своих культурных ценностях и на экономическом могуществе. Можно даже сказать, что именно экономическая составляющая играет главную роль, так как «германские государства, которые не могли обеспечить своих приверженцев экономическими успехами, традиционно терпели провал. Такова была сначала Веймарская республика, а позже – ГДР»10.

Иммиграционная  политика Германии

      Как и многие другие европейские страны, Германия находится между двумя  огнями: с одной стороны, в связи с нехваткой трудоспособного населения необходимо приглашать иммигрантов, а с другой стороны, нежелание коренного населения принимать иммигрантов по социальным, экономическим, национальным и культурным причинам.

      Считается, что в Германии существуют две категории населения: немцы и иностранцы. По результатам различных исследований 92% немцев и 8 % иностранцев. В период с 1970 и до 2005 гг. количество иммигрантов в Германии увеличилось в 13 раз11. А до этого, «вплоть до конца ХХ в., Германия официально не была страной иммиграции; на законодательном уровне отсутствовали нормативные акты в области иммиграции и/или миграционной политики»12. Однако в 1970 году Германия институциализировала различные типы фактической миграции, дав тем самым «зеленый свет» иммигрантам. А свободное перемещение внутри ЕС подразумевает под собой и временные трудовые формы миграции. Однако известно, что временные трудовые формы миграции становятся постоянными. Помимо этого все более значимыми становятся требования внутреннего рынка труда. И в большинстве своем – это специальности, не требующие высокой квалификации, поэтому все больше становятся востребованными работники извне. 13

      «Все перечисленные процессы накладывает свои ограничения и требования на современную иммиграционную политику страны».14

      Изначально, как было сказано выше, власти Германии приглашали граждан турецкого происхождения  как временных рабочих и обещали  каждые шесть лет производить  замену «гастарбайтеров». Однако идея замены была слишком дорогостоящей, поэтому от нее пришлось отказаться, а «гастарбайтерам» было разрешено привозить за собой свои семьи. «Однако вплоть до последнего времени официальные отношения с мигрантами строились в соответствии с тезисом, выдвинутым канцлером Гельмутом Колем: «Германия никого не интегрирует»»15.

      Все это привело к тому, что вместо того, чтобы изучать немецкий язык, искать стабильный заработок и приспосабливаться  к чужой культуре, турецкие иммигранты формировались в группы и «организовывали иммигрантские ассоциации, преимущественно на религиозной основе»16. Данные ассоциации способствовали как адаптации турецких граждан в Германии, так и «лоббированию интересов Турции в отношениях с ЕС»17.

      Реакция Германии была следующей: «1 января 2000 г. в Германии вступил в силу новый кодекс национальности. С этого времени она может определяться также правом почвы - jus soli - по месту рождения. Получить общеевропейский паспорт можно, сдав экзамен на знание немецкого языка и отказавшись от прежнего гражданства»18. Но возникает вопрос: зачем гражданам Турции немецкое гражданство, когда они живут, в большинстве своем, своими общинами, где действуют свои законы, где говорят на турецком языке и где своя религия?

        «В октябре в Германии разгорелась  острая дискуссия по вопросам  миграционной политики и интеграции приезжих в немецкое общество. Масла в огонь подлили неожиданные заявления Ангелы Меркель о том, что мультикультурная модель в ФРГ потерпела крах, но ислам в дальнейшем будет все более ощутимо определять собой облик Германии. Противоречивые заявления немецких политиков, похоже, свидетельствуют о сумятице в умах правящего класса. Тем временем миграция уже стала полновесным политическим вопросом и, судя по всему, действительно окажется "мегатемой предстоящих лет"»19. Как видно из вышесказанного уже никто не скрывает того, что миграционная политика германии провалилась. И когда механизм запущен, остается только ждать, к чему это приведет.

      А сейчас постараемся показать, каким  образом турецкие иммигранты оказывают  влияние на немецкую культуру. Ни для кого не секрет, что футбол является определенным видом культуры для немцев, так как благодаря достижениям немецкой сборной происходило сплочение немецкой нации. И если раньше, сказав немцу, что в сборной Германии будет играть иммигрант из Турции, никто бы Вам не поверил, то сегодня это реальность. Месут Озил, Сами Хедира и Жером Боатенг – все это игроки сборной Германии и пример удачной интеграции. Для немецкого общества они считаются идолами и образцами иммигрантов. А футбол считается сегодня мотором интеграции.20

Информация о работе Влияние миграционных процессов на формирование немецкой идентичности