Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 11:25, биография
Родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловке Вольского района Саратовской области. Русский. После окончания фабрично-заводского училища работал на Московском мясокомбинате, одновременно учился в аэроклубе. Окончил Борисоглебокое военное авиационное училище летчиков. Принимал участие в советско-финской войне 1939-40 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды (1940).
Виктор Васильевич Талалихин
Виктор Васильевич Талалихин (18.9.1918 - 27.10.1941), летчик-истребитель, совершивший первый ночной таран, Герой Советского Союза.
Талалихин Виктор Васильевич
- заместитель командира
Родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловке
Вольского района Саратовской области.
Русский. После окончания фабрично-заводского
училища работал на Московском мясокомбинате,
одновременно учился в аэроклубе. Окончил
Борисоглебокое военное авиационное училище
летчиков. Принимал участие в советско-финской
войне 1939-40 годов. Совершил 47 боевых вылетов,
сбил 4 финских самолёта, за что награждён
орденом Красной Звезды (1940).
В боях Великой Отечественной войны с
июня 1941 года. Произвёл более 60-и боевых
вылетов. Летом и осенью 1941 года, сражался
под Москвой. За боевые отличия был награждён
орденами Красного Знамени (1941) и орденом
Ленина.
Звание Героя Советского Союза с вручением
ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"
(№ 347) Виктору Васильевичу Талалихину
присвоено Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 8 августа 1941 года за первый
в истории авиации ночной таран вражеского
бомбардировщика.
Вскоре Талалихин был назначен командиром
эскадрильи, ему было присвоено звание
лейтенанта. Славный летчик участвовал
во многих воздушных боях под Москвой,
сбил еще пять вражеских самолетов лично
и один в группе. Погиб смертью храбрых
в неравной схватке с фашистскими истребителями
27 октября 1941 года.
Подвиг Виктора Талалихина
В ночь на 22 июля 1941 года был первый вражеский налет самолетов на Москву, а в июле - августе налеты немецкой авиации участились. 25 июля летчики полка открыли счет, капитан Иван Самсонов сбил «юнкерс-88». В последних числах июля 1941 года Виктора Талалихина назначили заместителем командира первой эскадрильи, а потом он стал исполнять обязанности командира.
Первый бомбардировщик Виктор Талалихин сбил в ночь с 5 на 6 августа - это был немецкий бомбардировщик «юнкерс-88».
Под Москвой август 1941 года - это беспокойное, тревожное и грозное военное время. Бесконечные ночные бомбежки немецкими самолетами Москвы и се пригородов. Мне, пережившему те тяжелые летние и осенние месяцы первого года войны, бывавшему мод бомбежками и обстрелами из пулеметов, запомнилось обостренное чувство опасности, и победа советских летчиков и зенитчиков в московском небе вселяла надежду.
О ночном таране летчиком-истребителем Виктором Талалихиным немецкого самолета «хейнкель-111» мы узнали 8 августа 1941 года.
С самого раннего утра 6 августа авиационные техники и авиамеханики Сергей Борзов, Филипп Усатюк и Владимир Цветков готовили истребители к полетам.
«Ястребок» Талалихина был подготовлен к полету. Борзов доложил инженеру полка A.M. Меньшову о выполнении задания: опробован мотор, заправлены бензобаки, произведен предварительный осмотр самолета.
В. Талалихин должен вылететь на ночное дежурство, он подошел к самолету. Виктор в кожаном реглане, пилотке и хромовых сапожках, с планшетом. Он все досконально проверил и попросил переставить педали ножного управления, укоротив их. Виктор Талалихин сел в кабину самолета и подготовился к боевому дежурству. Ночь с 6 на 7 августа была теплой, тихой, звездной. В московском небе заработали прожектора. Множество ярких лучей пронзали темное небо, ища неприятельские самолеты.
Истребители стояли в укрытии на опушке небольшого леса, вблизи поселка, ожидая боевого сигнала. Самолеты Виктора Талалихина, Петра Фунтова, Александра Печеневского, Ивана Тяпина, Александра Богданова, Григория Финогенова получили сообщение: «Самолеты противника появились в квадрате 82 на высоте 4 тысяч метров». Командир полка вызвал 1-ю эскадрилью в 22 часа 55 минут. Талалихин услышал команду: «Воздух!». «Ястребок» Талалихина поднялся в небо и набрал высоту. Внизу железнодорожные станции Львовская, Столбовая. Талалихин заметил блестящую точку, от которой шли зелено-красные вспышки. Это от моторов вражеского самолета.
Талалихин стремительно вел «ястребок»
к цели - бомбардировщику «хейнкель-111»
Продолжался воздушный ночной поединок. Подбитый, но недобитый фашистский бомбардировщик продолжал лететь, снова атака - шестая. Талалихин жмет на гашетку, но пулемет молчит, кончились патроны,
«Хейнкель-111» уходит в темень ночи. Талалихин мгновенно принимает решение - идти на таран, информирует на землю - кончились боеприпасы. Талалихин догоняет «хейнкеля-111», приближается к нему, пристраивается мастерски к хвосту самолета, из «хейнкеля-111» сверкнула пулеметная очередь, обожгло правую руку Талалихину - рука прострелена. Но «ястребок» у цели - осталось 10 метров. Всей своей машиной Талалихин протаранил бомбардировщик, «ястребок» перевернулся в воздухе, летчик покидает самолет и около тысячи метров летит затяжным прыжком, а потом раскрывает парашют.
Фашистский бомбардировщик «хейнкель-111» падает у березовой рощи между селами Добрыниха и Щеглятьево.
Это был первый в истории
войны ночной таран, героический
подвиг Виктора Талалихина. Таран -
это наивысшая степень
Выбросившись из самолета, Талалихин приземлился на дно неглубокой речки. Северки у окраины деревни Мансурово. Выбравшись на берег, Bиктop Талалихин почувствовал боль в ногах, в пояснице, особенно сильно беспокоила рана на руке.
Часы Талалихина остановились в 23 часа 28 минут (именно в этот момент произошел таран). Летчик в полете находился 33 минуты. Обнаружили летчика на берегу реки Северки мансуровцы. К нему отнеслись осторожно - не знали, кто это. Талалихина первыми увидели и подошли к нему И.М. Буралкин, В.Д. Заелкин и В.Г. Ларионов, колхозники из Мансурова.
Летчик сказал: «Я свой», - и, превозмогая боль, встал. Раненого Виктора Талалихина колхозники осторожно повели к крайнему дому деревни, в котором жил Е.И. Ларионов. Марфа Ивановна Ларинова сразу перевязала Виктору руку, принесла белье, напоила молоком и уложила отдыхать.
Виктор, проснувшись на рассвете, выглянул из окна, невдалеке виднелась опушка леса. Утром Виктора напоили чаем, и Егор Иванович Ларионов проводил Талалихина к месту падения самолета. Осмотрев остатки самолета, они вернулись в дом. Дома у Ларионовых уже стояла подвода по распоряжению председателя колхоза Н.И. Заелкина. Все мансуровцы. проводили Виктора Талалихина в деревню Степыгино.
В ту августовскую ночь на
аэродроме ждали летчика В. Талалихина,
а его все не было и не было.
Все спрашивали: «Где же Талалихин,
что же с ним?» Друг Виктора
летчик Александр Печеневский
Утро: 9 часов 45 минут... над Подольском показался самолет У-2, летевший к аэродрому... Из самолета вышел Талалихин с перевязанной рукой. Виктора окружают однополчане.
Командир полка Королев срочно сообщил в штаб авиасоединения о подвиге Талалихина. Командир авиационного корпуса И.Д. Климов дал указания майору Королеву лично выехать на место падения фашистского бомбардировщика и представить материалы к присвоению летчику Виктору Талалихину звания Героя Советского Союза. К сбитому самолету «хейнкель-111» майор Королев выехал вместе с Талалихиным. Четверо фашистов лежали неподвижно в десятке метров. О героическом подвиге Виктора родители его узнали из сообщения по радио. В тот же день вечером Виктор Талалихин приедет в Москву.
Раннее утро 27 октября,
холодное, ясное. К середине дня появились
тучи, задул пронзительный холодный
ветер. Фашисты рвутся к Москве, колонны
танков движутся по Варшавскому шоссе,
бомбардировщики волнами
Эскадрилья «ястребков» под командованием Виктора Талалихина утром 27 октября вылетела в сторону деревни Каменки, шли на бреющем полете. Каменки расположены на 85-м км Варшавского шоссе. Сюда днем и ночью залетают фашистские разведчики. Эскадрилья подлетела к Каменке к 11 часам утра. В сплошных облаках шестерка «ястребков» обнаружила шестерку «мессершмиттов».
- «Мессеры» слева! Атакуют! Действовать смело и решительно!» - приказал по радио Талалихин.
И первым ринулся в
бой. За ним ведомые. От огня В. Талалихин
и А. Богданова рухнул вниз один «мессершмитт». Остальные
ушли. Боевым заданием эскадрильи Талалихина
было обнаружить полевой аэродром противника,
откуда «юнкерсы» и «хейнкели» вылетали
бомбить наши боевые позиции. Но вдруг
из облаков вынырнула большая эскадрилья
«мессершмиттов» и направила огонь на
самолет Талалихина. Сбит один «мессершмитт»,
но в тот же момент самолет Талалихина
стал снижаться. «Товарищ командир!», -
взывали ведомые, но Виктор Талалихин
молчал. «Ястребок» Талалихина был изрешечен
пулями трех «мсссершмиттов». Командир
эскадрильи погиб геройской смертью. Самолет
врезался в густой лес, Виктор Талалихин
не отклонился от боя, он смело шел на врага
в те нависшие над страной тяжелые октябрьские
дни 1941 года. Надо было победить, надо было
спасать Россию, но погибают и герои. На
место гибели вылетел на самолете У-2 начальник
штаба полка. В чаще леса нашли останки
самолета и погибшего Героя Советского
Союза Виктора Талалихина. Похороны Виктора
состоялись в Москве в клубе мясокомбината.
Похоронен В.В.Талалихин с воинскими почестями
на Новодевичьем кладбище в Москве. Приказом
Народного Комиссара Обороны СССР от 30
августа 1948 года навечно зачислен в списки
первой эскадрильи истребительного авиационного
полка, в составе которою он сражался с
врагом под Москвой.
Именем Талалихина были названы улицы
в Калининграде, Волгограде, Борисоглебске
Воронежской области и других городах,
морское судно, ГПТУ № 100 в Москве, ряд
школ. На 43-м километре Варшавского шоссе,
над которым произошел беспримерный ночной
поединок, поставлен обелиск. В Подольске
установлен памятник, в городе-герое Москве
— бюст Героя.
«Воздушный таран, - пишет маршал авиации
А.А.Новиков, - это не только молниеносный
расчет, исключительная храбрость и самообладание.
Таран в небе – это прежде всего готовность
к самопожертвованию, последнее испытание
на верность своему народу, своим идеалам».
Слушатель 2-го взвода, младший сержант Тишин Г. А.