Устройство государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:50, контрольная работа

Описание работы

Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

Содержание

1. Понятие формы государства, ее структура
2. Форма правления :
2.1 монархия
2.2 республика
2.3 их виды, тенденции развития

3. Государственное устройство :
3.1 Унитаризм
3.2 Федерация
3.3 Конфедерация
4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

hai-0406.doc

— 181.00 Кб (Скачать)


2

 

АЛМАТИНСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

 

 

 

 

кафедра «Социальных дисциплин »

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине « Основы права »

 

 

 

слушателя 3 курса заочного обучения

(группа – АЭСу-96-2)

 

 

 

 

 

Тема №4: « Форма (устройство) государства »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АЛМАТЫ – 1999 г.

ПЛАН

 

 

 

                            1. Понятие формы государства, ее структура

 

                            2. Форма правления :

                                   2.1 монархия

                               2.2 республика

                               2.3 их виды, тенденции развития

 

                            3. Государственное устройство :

                               3.1 Унитаризм

                               3.2 Федерация

                               3.3 Конфедерация

 

                            4. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №1 Понятие формы государства, ее структура.

Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

     Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму.  Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

      Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер  взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

 

   ФОРМА ГОСУДАРСТВА  -  сложное общественное явление, которое включает  в  себя  три  взаимосвязанных

элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

 

   В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

 

В теории государства и права равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема  формы государства то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.

Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места,упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.

 

Важность четкого определения формы государства становится понятной после того, как разрешается вопрос о сущности государства. После определения того, чем же является государство, необходимо четкое, ясное представление о его разновидностях, классификации; о форме государства.

Форма государства - это реальное выражение его сущности, а также его функций. Форма государства - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства,которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом,проявляется только в том,какую форму оно принимает,как оно "выглядит"; вместе с тем надо отметить,что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности. Рассмотреть форму государства - это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства, и политического режима. Это три составляющих,которые и образуют форму государства. Поэтому представляется необходимым рассмотреть их по отдельности, с конкретными историческими и политическими примерами, а затем представить себе форму государства в целом, во всем многообразии ее составляющих.

 

              Когда раскрыта “сущность” государства - определено его социальное назначение, отличие от догосударственной организации общества, выделены главные признаки и даны основные характеристики, возникает задача рассмотреть, как устроено государство, т.е. в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества.

              Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

              И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государст-венно организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Политический же режим характеризует как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.

              Вот почему форму государства можно определить как такое устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения.

              Но это пока самый общий подход к пониманию формы государства, самое первое приближение. Для дальнейшего продвижения необходимо подробно рассмотреть все три блока, составляющие форму государства, увидеть их взаимосвязь и взаимодействие, понять, почему теоретическая политико-правовая мысль, изучая на протяжении столетий государство, выделила именно такое содержание формы государства.

              Прежде всего, надо отметить, что в теоретическом осмыслении государства особое место действительно занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе. Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире, попытался разработать классификацию государств по критерию кто и как правит в этих государствах, т.е. по критерию формы правления. Он выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию, положив в основу классификации способы образования органов государства, их соотношение, приёмы осуществления государственной власти. Аристотель применил количественные и качественные оценки для определения разных форм правления. Ему же принадлежат и различные обозначения разновидностей той или иной формы правления, например, демократической и аристократической республик, той власти, которая лежит в основе соответствующей формы правления - демократия (власть народа), аристократия (власть элиты, избранных), охлократия (власть толпы), геронтократия (власть умудренных, пожилых), олигархия (власть немногих) и т.д.

              В настоящее время отечественная теория государства и права как наука, постепенно преодолевающая методологический кризис, связанный с общим кризисом марксистской концепции общественного развития, может предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления как одной из основных характеристик устройства государства, дать более взвешенную классификацию этих форм, наметить более реальный прогноз их развития. Нечего и говорить, как это важно сейчас для политической жизни России, когда идет поиск наиболее эффективной формы организации и осуществления государственной власти в стране. Не менее важно при этом учитывать и те факторы, которые ранее исключались из сферы научного рассмотрения - исторические традиции, национальная психология, религиозность и т.п.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №2 Форма правления. Монархия, республика. Их виды, тенденция развития.

 

       Форма правления представляет собой структуру высших  органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

   

        Форма государственного правления дает возможность уяснить:

 

                 -    как создаются высшие органы государства и какого их  строение;

                 -    как строятся взаимоотношения между высшими и другими  государственными органами;

                 -    как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

                 -    в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

 

                     По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на :

 

                 -   монархические ( единоличные, наследственные)

                 -   республиканские ( коллегиальные, выборные)

 

2.1 Монархия   

 

       Монархия  -  это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

 

   Основными признаками классической монархической формы управления являются :

 

                 -   существование единоличного главы государства, пользую-

                     щегося своей властью пожизненно (царь, король, импера-

                     тор, шах);

                 -   наследственный порядок преемственности верховной

                     власти;    

                -   представительство государства монарха по своему усмо-

                    трению;

                -   юридическая безответственность монарха.

 

      Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

    

       В свою очередь монархия делится на :

   

              -   абсолютную

              -   ограниченную(парламентарную)

              -   дуалистическую

              -   теократическую

              -   парламентарную

 

Абсолютная монархия  -  такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

       По формуле Петровского Воинского устава  — “ самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

        Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения бур-жуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

        Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

 

       Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолю-тизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя попрежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года.

    

   Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

     Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

 

        Конституционная монархия бывает парлапментарной и дуалисти-ческой.

       Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками :

 

                        -   правительство формируется из представителей  определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

                       -   лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

                        -   в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является  символической;

Информация о работе Устройство государства