Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:03, реферат
Не раз уже говорено о последствиях воздействия тоталитарных организаций и нетрадиционных культов на человека. Часто люди превращаются в рабов, при помощи всеобъемлющей системы запретов и предписаний вся их жизнь регламентируется до мельчайших деталей, между ними и остальным миром создается стена отчуждения, они отдают организации свое имущество, свои силы, здоровье. Часто это кончается сумасшествием или самоубийством (иногда убийством). Эта проблема не нова - еще в 30-е годы XIX века антисектантской работой в Саратове занимался святой преподобный Иларион Оптинский. Он активно противостоял деятельности скопцов и молокан, убеждая заблуждающихся словами Священного Писания, а в случае обнаружения уголовно наказуемых деяний сектантских лидеров - способствуя их пресечению со стороны правоохранительных органов.
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования «Российский государственный
педагогический университет им. А.И.Герцена»
Реферат на тему:
«Тоталитарные
секты в России»
Выполнила магистр 2 курса группы «СП»
Шестакова
Анна
Санкт- Петербург
2011 г.
Не раз уже говорено о последствиях воздействия тоталитарных организаций и нетрадиционных культов на человека. Часто люди превращаются в рабов, при помощи всеобъемлющей системы запретов и предписаний вся их жизнь регламентируется до мельчайших деталей, между ними и остальным миром создается стена отчуждения, они отдают организации свое имущество, свои силы, здоровье. Часто это кончается сумасшествием или самоубийством (иногда убийством). Эта проблема не нова - еще в 30-е годы XIX века антисектантской работой в Саратове занимался святой преподобный Иларион Оптинский. Он активно противостоял деятельности скопцов и молокан, убеждая заблуждающихся словами Священного Писания, а в случае обнаружения уголовно наказуемых деяний сектантских лидеров - способствуя их пресечению со стороны правоохранительных органов.
Учение и деятельность указанных в перечне нашего раздела сект пагубно влияет на духовную жизнь человека и искажает библейское учение о Боге, мире и человеке. К сожалению, нигде в нашем законодательстве понятие "секта" не определено. Однако, мы будем пользоваться этим термином, используя его как оценочный. Все организации, отнесенные нами к разряду сект, классифицированы так исключительно на основании анализа их учения, или культовой практики сравнительно с учением и практикой Православной Церкви и/или другой культурообразующей Церкви. Все последователи данных организаций не являются и не могут считать себя членами Православной Церкви в силу разделяемого ими мировоззрения. Любые заявления организаторов и руководителей нижеперечисленных организаций о их связи с Православной Церковью и соответствия их учений с Православным вероучением, а также о полученных ими благословениях на деятельность, не имеют никаких оснований. Зачастую секты используют обман или скрывают информацию о себе при контактах с людьми, не состоящими в данной организации; практикуют различные методы контролирования сознания своих членов, в том числе, гипнотическое воздействие. Они не признаны традиционными Церквями как последователи соответствующей религии.
Правительство ФРГ опубликовало листовку, призванную предупредить своих граждан об опасности, исходящей от сектантских организаций. Она включает 17 признаков тоталитарных сект:
Как только новый человек попадает в деструктивный культ, он становится объектом пристального внимания членов организации. На первом этапе он подвергается мощному влиянию, носящей название "бомбёжка любовью". Данный вид психологической обработки заключается в проявлении любви и повышенному вниманию к неофиту. Формируется максимально положительный, доброжелательный, защищённый образ среды. В ней человек перенимает паттерны поведения окружающих и становится доверчив, мягок, уступчив. Сменить данный стиль поведения на жёсткое отстаивание интересов своей личности в принципиальных вопросах очень сложно и не обойдётся без внутренней травмы и чувства вины, чего человек будет стараться избегать. Считая себя любимым, дорогим, ценным, завоевавшим доверие окружающих, человек будет бояться его потерять и уже с первых дней нахождения в группе, потенциально готов идти на уступки, жертвуя своими ценностями.
Та глобальная значимость, которую приобретает тоталитарная секта для человека, объясняется тем, что она становится для своих членов новой референтной группой. Так как человек чаще всего идёт в секту, чтобы решить свои экзистенциальные проблемы, секта быстро снимает ощущение социальной изоляции, страха, бессмысленности жизни и одиночества и вытесняет их ощущением собственной значимости человека, его религиозной избранности и привилегированности по отношению к другим членам социума. Сравнение с другими людьми перестаёт быть болезненным, так как член секты теперь оценивает себя с окружающими, исходя не из своего, относительно низкого социального статуса, а из своего "религиозного".
Стремясь
сделать доверие к секте
Стоит отметить, что исповедавшись, человек значительно смещает свои аттитюды по отношению к группе в позитивную сторону. Неспособный признать оказываемое на него давление, он склонен преувеличивать значение группы и создавать максимально положительный её образ для себя ("Раз я открыл этим людям, этой группе та много о себе, значит, они действительно стоят этого, значит они единственные, кто смогли меня понять").
На фоне достаточного доверия начинает эксплуатироваться естественное желание человека стать физически крепче и духовно сильнее. От него требуют специальных усилий, нового темпа жизни, чтобы "отчиститься", стать "светлее".
Специальные усилия в секте направляются на снижение переживаний по поводу неопределённого, пугающего будущего. Субъективный страх и связанная с ним тревожность снижаются, поскольку секта предлагает упрощённую систему понимания мира. Приняв данную систему как истинную по причине фундаментального доверия человека к секте, он будет подстраивать свои аттитюды под неё.
Укрепление глубинных связей с сектой также достигается благодаря культу харизматического лидера, при этом, если член группы находится в подростковом или юношеском возрасте, его гиперсексуальность, ненаправленная в социально-активные формы, сублимируется и обнаруживается как любовь и преданность к лидеру. Постоянное усиление чувств почитания и любви разворачивается на фоне напряжённости естественной потребности в любви, вследствие отрыва от семьи и социальной изоляции. Значимость лидера группы и самой организации растёт прямо пропорционально средствам и тем силам, которые человек вложил в неё. А так как секта требует всё большей отдаче себя организации, человек попадает в замкнутый круг постоянного самопожертвования, которое с каждым разом разрушает его личность всё сильнее.
Попадая в деструктивную группу и идентифицируясь с ней, новичок переносит на себя её успехи, и чувствует себя тем самым и значительнее и сильнее. У него возникает чувство гордости за свою группу, он постоянно по возрастающей переоценивает её достоинства и у него появляется стойкое предубеждение в отношении других групп и враждебность к ним. Восприятие мира с позиции дихотомии "мы - они" усиливается, гипертрофируется.
Итак,
основная функция тоталитарной секты
на первых этапах обработки члена
группы состоит в том, что она
удовлетворяет потребность
а) секта даёт человеку
б) секта характеризуется наличием положительной обратной связи, то есть отчётливым проявлением общественного признания, выраженного окружающими членами секты.
Причинами первых негативных симптомов включения человека в жизнь деструктивной группы является тотальное влияние группы на все сферы жизни человека. Цена группы настолько превышает цену личности, что он готов меняться, не осознавая последствий этого изменения, либо не желая их осознавать.
Изначально, любой человек обладает определённой системой психологической защиты личности, обеспечивающей ему иммунитет от деструктивных влияний, как группы, так и другого человека. Сила защиты варьируется в зависимости от личностных особенностей человека и его знаний. Так осведомлённость о действии определённых групповых феноменов может повысить уровень психологической защищённости личности.
Взломать психологическую защиту личности, действуя простым убеждением, в большинстве случаев не удаётся. Чтобы проникнуть во внутренний мир человека, в секте организуется специальная ситуация (ситуации), в рамках которой выработанные личностью защитные механизмы не эффективны.
М.
Т. Сингер и Р. Д. Лифтон выделили следующие
параметры ситуаций, с помощью
которых, можно достичь ослабления
защитных механизмов нового человека,
включившегося в жизнь
1. Тотальный
контроль над временем (в том
числе и временем размышления); практикуется
физически и эмоционально напряжённая
деятельность, при этом даётся мало времени
на её осмысление и в целом на уединение;
2. Содержание новичков в состоянии неведения
и неспособности отдавать себе отчёт в
том, что с ними делают;
3. Создание
жёстко контролируемой
4. Создание о новичка ощущения беспомощности
и снятие этого неприятного переживания
с помощью обеспечения его моделями нового
поведения - удобного группе;