Тоталитаризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Понятие «тоталитаризм» впервые появилось среди оппозиции Муссолини в 20-е годы (Дж. Амедола, Пьеро Гобетти). Однако слово понравилось самому Муссолини и стало использоваться в 30-е годы фашистскими и нацистскими идеологами. Гитлер не принимал этого термина. Официально советское обществоведение упорно доказывало, что неправомерно данный термин распространять на социалистический строй. Тем не менее в американской, а потом и в западной политологии в целом термин закрепился. Но литература по тоталитаризму появилась до возникновения самого термина. И прежде всего в фантастических романах утопиях. Таковы романы А. Богданова «Красная звезда», М. Замятина «Мы», О. Хаксли «Этот прекрасный новый мир». Все они были написаны не столько на основе чего-то увиденного, сколько на основе художественного последовательного развития социалистических идей начала века.

Работа содержит 1 файл

ТОТАЛИ~1.DOC

— 59.50 Кб (Скачать)

Российский  Университет Дружбы Народов

Международная Школа Бизнеса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

на тему «Характерные черты тоталитаризма»

по курсу  «Политология» 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 1998

Характерные черты тоталитаризма 

      Понятие «тоталитаризм» впервые появилось среди оппозиции Муссолини в 20-е годы (Дж. Амедола, Пьеро Гобетти). Однако слово понравилось самому Муссолини и стало использоваться в 30-е годы фашистскими и нацистскими идеологами. Гитлер не принимал этого термина. Официально советское обществоведение упорно доказывало, что неправомерно данный термин распространять на социалистический строй. Тем не менее в американской, а потом и в западной политологии в целом термин закрепился. Но литература по тоталитаризму появилась до возникновения самого термина. И прежде всего в фантастических романах утопиях. Таковы романы А. Богданова «Красная звезда», М. Замятина «Мы», О. Хаксли «Этот прекрасный новый мир». Все они были написаны не столько на основе чего-то увиденного, сколько на основе художественного последовательного развития социалистических идей начала века.

      Первый  симпозиум по тоталитаризму прошел в США уже в начале 30-х годов. Накануне второй мировой войны на Западе выходит книга Н. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма». В 1944 г. Книга Ф. Хайека «Путь к рабству», в 1951 г. - «Происхождение тоталитаризма» Х. Арендта, в 1956 г. - «Тоталитарная доктрина и автократия» К. Фридрихта и З. Бжезинского. Современное понимание тоталитаризма обогащено работами многих философов, среди которых, К. Поппер, Э. Фромм, Т. Адорно, эмигранты из СССР (А. Янов, А. Зиновьев, М. Восленский). Яркие и страшные картины жизни при тоталитаризме написаны А. Солженицыным и Д. Оруэллом.

      Кроме тенденции к конституционализму, в политической истории проявилась тенденция расширения сферы политической власти. Поскольку в политической истории Востока доминировали деспотии, эту тенденцию можно было назвать восточной. Ш. Монтескье, Г. Гегель, Д. Милль писали о деспотии как о восточном азиатском явлении. Тенденция конституционализма развивалась и победила на Западе. ЕЕ с полным правом можно отнести к западной культуре и традиции.

      Однако  наступление власти на общество проявилось и в Европе. Цезаризм опрокидывал  аристократию и насаждал солдатчину. Во время средневековья католическая церковь претендовала на контроль и в государстве и в частой жизни. Но произошедшее в 30-40-е годы наступление государства на общество в Германии и особенно в СССР, не знало себе равных ни по масштабам, ни по последствиям. Поэтому не случайно именно явлению ХХ в. Найдено особое определение - тоталитаризм.

      Тоталитаризм  возникает вначале как евразийское (СССР), потом как европейское (Германия, Италия, частично Испания), наконец, азиатское  явление (Китай, Северная Корея, Вьетнам, Кампучия). В Южной Америке и Африке наблюдались отдельные признаки тоталитаризма, особенно в Бразилии в годы правления военной хунты в 60-70-е годы, в Эфиопии в 70-80-е годы, В Заире в 60-80-е годы. В стертой форме черты тоталитаризма проявились в странах Восточной Европы в 50-е годы в силу зависимости от СССР, насаждения в них коммунистических режимов. Все типы тоталитаризма существенно различаются между собой, но имеют и немало общего. Последнее дает повод считать, что кроме национальных есть и общие причины его бурного развития в первой половине ХХ в.

      В настоящее время в мире нет  страны, политический режим которой  можно было бы назвать последовательно  тоталитарным. Поэтому точное и полное понимание сути тоталитаризма дает практика несегодняшнего дня. Обращаясь  к наиболее ярким образцам тоталитаризма теперь уже ушедшей эпохи, мы имеем возможность выявить характерные черты тоталитаризма в целом. Знание их имеет принципиальное значение для политически образованного гражданина. Во-первых, потому что тоталитаризм - противоположность конституционализму. В его основе принципиально иная парадигма не только политического строя, но и всего образа жизни. Поэтому знание основ конституционализма и тоталитаризма - это условие сознательного выбора гражданской позиции. Во-вторых, тоталитаризм во многом поучителен для всех. Для России особенно, так как Россия 30-50-х годов наиболее последовательный пример тоталитаризма. Знание тоталитаризма полезно и для будущего. Если бегство в тоталитаризм произошло на фоне выдающихся прорывов научной социальной мысли, завоеваний гуманизма и демократии, то не исключается вероятность нового возврата в условиях нового кризиса и на фоне новых выдающихся достижений культуры.

      Потребность в ясности и четкости понятия  развивалось в годы «холодной войны», когда обострилось сознание противоположности интересов СССР и США. Первое понимание тоталитаризма сформулировано в законах США «Об эмиграции и гражданстве» (1952г.) и «О борьбе с коммунизмом» (1954г.). Согласно этим законам к характерным чертам тоталитарной диктатуры относятся наличие единой, обладающей диктаторской властью политической партии, которая, по существу, срослась с правительством; подавление любой оппозиции; непризнание основных прав и свобод, которые присущи представительной форме правления; подчинение провозглашаемых прав интересам государства.

      Приведенные положение американских законов  З. Бжезинский и К. Фридрих взяли  за основу своего определения тоталитаризма  и предложили более обстоятельную  характеристику тоталитаризма. Ими  выделены следующие признаки:

  1. единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;
  2. одна, единственно возможная идеология, которая должна признаваться всеми. Деление всего мира в соответствии с идеологией на друзей и врагов;
  3. монополия на средства массовой информации;
  4. монополия на все средства вооруженной борьбы;
  5. легализация террора и система террористического полицейского контроля;
  6. централизованная система управления экономикой.

      Уже на основе данных характеристик можно  видеть существенные отличия тоталитарной власти от демократической. Недостаток признаков, предложенных З. Бжезинским и К. Фридрихом, заключается в том, что в них нет системности, а главное - не выделен общий интегрирующий признак, нет общей связующей нити. Список черт тоталитаризма можно было бы продолжить. Так, при тоталитаризме утверждается монополия на массовую культуру, централизовано управление художественным и научным творчеством. Все признаки сами по себе верны, но неясно, что же является наиболее существенным, определяющим, исходным, а что характерным, но все же производным. Единая массовая партия, общая для всех официальная идеология типичны для тоталитарный режимов, но обусловлены они более общими свойствами тоталитаризма, емко выражающими его сущность.

      Американский  политолог Дж. Линц в 70-е годы выделяет такие признаки:

  1. сильно централизованная, монистическая структура власти, в которой правящая группа не несет ответственности перед выборным органом и не может быть лишена власти институциональными средствами;
  2. монопольная детализированная идеология, легитимирующая режим и пронизывающая его  неким величием исторической миссии;
  3. активная мобилизация населения на выполнение политических и социальных задач с помощью всех институтов.

      Такое описание тоталитаризма более фундаментально. Оно ориентировано на описание не всех, а наиболее характерных признаков и приближает к пониманию его сущности. И тем не менее оно тоже уязвимо, так как автор не разделяет двух политических вопросов - каковы отношения власти и как организована власть. И хотя в жизни эти вопросы взаимосвязаны. Все же они существуют как два вопроса. Тоталитаризм - понятие, призванное прежде всего выразить отношения власти и общества. Поэтому описание механизма власти (сильная централизация, способы легитимации) - это вторичные, производные признаки тоталитаризма.

      Наиболее  агрегированными признаками тоталитаризма  являются абсолютность, агрессивность, мобилизационность власти. Абсолютность власти означает, что власть - исходное начало всех инициатив, движений, изменений.  Гражданского общества нет, или сфера его жизни крайне сужена. Экономические, духовные интересы существуют такими, какими им разрешено быть властью. Как выразился однажды У. Черчилль о советском порядке: «У вас все запрещено, а что разрешено то приказано». Этот признак приближает к пониманию тоталитаризма, указывает на его родство с восточными деспотиями, азиатским способом производства или протестарной формацией. Особенность последней в том, что исходное начало заключено не в экономическом интересе человека, а в интересе власти, которая не может полностью игнорировать интересы людей, но в состоянии подчинить их себе, может ими пренебрегать, деформируя их.

      Абсолютность  власти противоположна практике ее конституционного ограничения. И отношения человека и власти при тоталитаризме принципиально иные по сравнению с отношениями, складывающимися на основе признания неотчуждаемости естественных прав. При тоталитарной системе человек только песчинка в общем потоке. Его положение основывается не на самоопределении, а на послушании. Здесь мы имеем дело не с гражданской, но авторитарной личностью.

      Авторитарная  личность - предмет внимания политический философии и теории политики. Платон описывает два типа авторитарной личности. Управляющие-философы - блюстители, обладающие большими знаниями, всевозможными добродетелями и уникальным опытом. Они обладают особым качеством - знают и видят Добро. Другой тип людей - управляемые. Они лишены возможности достичь высот в понимании Добра. Их удел верить в Добро, на которое указывает повелитель. И. Кант сводил авторитарность к способности повелевать, с одной стороны, и к способности повиноваться - с другой. И. Канту импонировал взгляд Фридриха 2 на границы допустимой свободы мнений. «Рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь».

      Т. Адорно выделил следующие черты современной авторитарной личности: преклонение перед властью, привычка и даже любовь к подчинению, никаких сомнений относительно правоты проводимой политики, нетерпимость к инакомыслию и действию нижестоящих. А. Адлер интерпретирует авторитарную личность в психоаналитическом духе. Влечение к власти - основная движущая сила поведения - уходит в бессознательное. Преклонение перед властью сочетается с отсутствием личной воли к власти, даже желания участвовать в осуществлении власти. Притязания на власть воспринимаются как нескромность. Самовыдвижение исключено. Чем скромнее, тем вернее карьера. Скромность переносится и на культ вождя. Для авторитарной личности независимость и достоинство - эфемерные понятия, инициатива исключена. Вырабатываются житейские правила политического поведения: инициатива наказуема, вести себя надо по правилам трамвая: передние места не занимать, из окон не высовываться. Авторитарная личность послушно идет отдавать свой голос кому положено, выбирает на собрании почетный президиум, подписывается на официоз. Человеку не положено знать, куда и как расходуется национальное хозяйство: верхи знают. Поэтому только в тоталитарном обществе люди не знают во что обходится военно-промышленный комплекс, число людей занятых в нем. Система секретности рассчитана не столько на тайну от иностранных служб, сколько на бесконтрольность внутри страны. Воспроизводство человека низводится до создания частички «общего дела», члена массовидных коллективов, корпораций. Чем дольше корпорация, тем проще деиндивидуализировать человека, свести его к какой-нибудь функции. Принудительность, тайная и явная, единообразие - таковы непременные черты такого коллективизма.

      В обществе создается мнение о существовании  сильной, всемогущей власти. Здесь произвол сочетается со своеобразным порядком. В России сильная власть утверждалась двумя путями, - прорывами произвола и перманентным бесправием человека. В первые годы советской власти новые суды руководствовались так называемым революционным правосознанием. В сталинские времена беззаконность проявлялась в массовых репрессиях, сплошной коллективизации. Во времена так называемой оттепели Хрущев мог вносить произвольные изменения в законы, передавать исторические российские земли другой республике, в одночасье перестраивать структуры управления. В брежневские времена диссидентов помещали в психиатрические лечебницы и «лечили». Одновременно складывался режим безропотного подчинения велениям властей. На партийных и государственных чиновников возлагалась особая ответственность за поведение масс. Попытка организовать неугодный властям митинг, демонстрацию, тем более забастовку, каралась жестоко.

      Устанавливались несложные правила. Управляемый  не должен «возникать» по собственной инициативе, активность допускалась только в рамках социалистических принципов. Отклонение от принципов было опасно. Задача управляющего - обеспечить требуемый верхами порядок, выполнение спускаемого сверху плана.

      Неограниченность  власти дает американскому политологу А. Янову считать, что и гитлеризм, и сталинизм являются лишь очередным тотальным наступлением государства на гражданское общество. С его точки зрения, тоталитаризм - теоретическая фикция. В действительности в СССР был старый, как мир деспотизм.

      В такой оценке существенный момент истины. Но было бы упрощением свести проблему тоталитаризма к возрождению деспотизма. Деспотии характерны для традиционных обществ, тоталитаризм для обществ, переживающих социальное развитие. Тоталитаризм - это резкое возрастание наступательной власти и ее мобилизационного потенциала.

      Мобилизационность означает, что деятельность всех подчиняется  одним задачам, которые формируются  вождем. Политическая система становится метасистемой, поглощающей все другие сферы жизни общества, превращая  их в политические подсистемы. Особенно ярко это проявилось в нашей стране, где властными структурами планировалось почти все в экономике и образовании, кинематографе и пополнении системы рабства типа Гулага. Экономические ресурсы подчинялись целям, которые выдавались как великие стройки коммунизма, заводы-гиганты, соревнование в гонке вооружений, интернациональная помощь. Другой вопрос, что многие из великих целей оказывались ненужными, преступными, народные средства растранжиривались. Но ни одно конституционное государство в принципе не обладает таким  мобилизационным ресурсом, каким обладает тоталитарный режим.

Информация о работе Тоталитаризм