Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:22, реферат
Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем -мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.
Во многом аналогичная система выборов используется и при формировании парламента в Италии. Отличие заключается в том, что по пропорциональной системе там избирается 25% депутатов, остальные 75% - на мажоритарной основе.
Смешанные избирательные
системы принято различать по
характеру взаимосвязи
• смешанная несвязанная
система выборов, при которой
распределение мандатов по мажоритарной
системе никак не зависит от результатов
выборов по пропорциональной системе
(приведенные выше примеры - это как
раз примеры смешанной
• смешанная связанная избирательная
система, при которой распределение мест
по мажоритарной системе зависит от результатов
выборов по пропорциональной системе.
В этом случае кандидаты в мажоритарных
округах выдвигаются политическими партиями,
участвующими в выборах по пропорциональной
системе. Мандаты, полученные партиями
в мажоритарных округах, распределяются
в зависимости от результатов выборов
по пропорциональной системе. Так, в Германии
на выборах в Бундестаг, основным голосованием
является голосование за земельные списки
партий. Однако, немецкие избиратели голосуют
и за кандидатов по мажоритарным округам.
Политическая партия, набравшая голосов
больше предусмотренного законом количества,
получает право на представительство
своих кандидатов, победивших в мажоритарных
округах («переходные мандаты»).
Избирательные системы, применявшиеся на выборах в Российской Федерации
Мажоритарная система
абсолютного большинства была основной
системой выборов в РСФСР в 1989-1991
гг. После 1991 г. эта система применялась
в нашей стране на выборах Президента
Российской Федерации, на выборах высших
должностных лиц (руководителей
исполнительных органов государственной
власти) в большинстве субъектов
Федерации, а также в некоторых
субъектах Федерации на выборах
глав муниципальных образований
и на выборах депутатов
До принятия в 2002 г. нового Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в некоторых субъектах Федерации на выборах высших должностных лиц (руководителей исполнительных органов государственной власти) субъекта Федерации использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся, строго говоря, ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства. К таким разновидностям относятся:
• система, требующая для
избрания получения относительного
большинства, но не менее 25% от числа
граждан, внесенных в списки избирателей;
• система, требующая для избрания получения
относительного большинства, но не менее
25% от числа избирателей, принявших участие
в голосовании;
• система, требующая для избрания получения
более половины голосов от общего числа
голосов избирателей, отданных за всех
кандидатов.
Последняя система применяется и в настоящее время на выборах должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области. Недавно Конституционный Суд признал ее не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Многомандатные округа использовались в РСФСР в 1990 г. на выборах в местные Советы нижнего уровня, а с 1993 г. - на выборах депутатов представительных органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления во многих субъектах Федерации. Кроме того, двухмандатные округа использовались на выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г.
Число распределяемых в много мандатных округах мандатов до 1997 г. федеральным законом не регулировалось. Чаще всего округа на выборах законодательных органов государственной власти субъектов Федерации были двух- и трехмандатные, реже четырехмандатные. В Краснодарском крае на выборах 1994 г. образовывались 7- и 8-мандатные округа. Выборы Парламента Ингушетии в 1994 г. проходили по единому 27-мандатному округу.
На выборах в представительные органы местного самоуправления в 1995-1998 гг. 31% мандатов замещался в многомандатных округах. При этом округа с числом мандатов менее 6 составляли 41%, от 6 до 11 - 52%, от 11 до 16 - 6%.
Начиная с 1997 г. федеральное законодательство устанавливает предельное число мандатов, распределяемых в многомандатном избирательном округе - 5.
До 2000 г. в ряде регионов образовывались
округа с разным количеством распределяемых
мандатов, в том числе практиковалось
сочетание одномандатных и
В 1990 г. в случае выборов
по многомандатным округам число
голосов у избирателя ограничивалось
лишь числом баллотировавшихся кандидатов.
В период 1993-2000 годов число голосов
у избирателя соответствовало числу
замещаемых в округе мандатов ("блоковая"
система неограниченного
После выборов депутатов
Законодательного Собрания Оренбургской
области 1998 г., где разные избиратели
имели один, два, три или четыре
голоса, областной закон был оспорен
в Конституционном Суде Российской
Федерации. Конституционный Суд 23 марта
2000 г. принял постановление, в котором
признал практику наделения разных
избирателей неодинаковым числом голосов
неконституционной. В соответствии
с этим решением и принятым впоследствии
новым федеральным законом
В Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском, Корякском, Ненецком автономных округах, Еврейской автономной области и Республике Северная Осетия - Алания часть депутатов избиралась по единому многомандатному округу, включающему всю территорию субъекта Федерации.
Пропорциональная система с закрытыми списками использовалась с 1993 г. на выборах половины состава Государственной Думы. До 2003 г. эта система применялась также в 9 регионах на выборах части состава представительного органа государственной власти субъекта Федерации, а в Красноярском крае - на выборах представительных органов местного самоуправления в ряде муниципальных образований.
Начиная с декабря 2003 г. пропорциональная
система используется повсеместно
на выборах представительного
В небольшом числе регионов решено использовать систему открытых списков. Выборы по этой системе уже прошли в Республике Калмыкия, в Корякском и Ямало-Ненецком автономных округах.
Избирательные системы, основанные на преференциальном голосовании, до сих пор в России не применялись.
Процесс совершенствования избирательных систем постоянен: общество стремится к нахождению модели избирательной системы, которая позволяла бы формировать эффективную власть, действующую в интересах общества, содержала бы в этом смысле больше достоинств и была бы лишена существенных недостатков. Общество накапливает на этом пути огромный опыт, который является основой возникновения все более и более прогрессивных и поистине демократических избирательных систем. Основные принципы совершенствования избирательного законодательства были сформулированы в Докладе ЦИК РФ «О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» (Постановление ЦИК РФ №111/1170-3 от 06.10.2000). Именно после этого доклада началась интенсивная работа по совершенствованию закона о гарантиях: сначала в виде проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях...»», а затем — в виде проекта нового Федерального закона «Об основных гарантиях...». В данном докладе были озвучены следующие основные направления совершенствования избирательного законодательства:
• Совершенствование системы
избирательных комиссий с целью
повышения их независимости и
эффективности их работы;
• Совершенствование системы регистрации
избирателей;
• Совершенствование организации голосования
и подсчета голосов, повышение открытости
и гласности этих процессов;
• Совершенствование процедур, cвязанных
с реализацией пассивного избирательного
права;
• Совершенствование системы финансирования
выборов и системы финансового контроля;
• Уточнение понятий, связанных с информационным
обеспечением выборов и референдумов;
• Уточнение процедур рассмотрения нарушений
избирательного законодательства и привлечения
к ответственности за эти нарушения.