Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 05:48, реферат
Целью настоящей работы является реконструкция понятия правящего класса, властвующего меньшинства, элиты в концепциях Парето, Моска. Предметом исследования являются причины их появления, генезис, а также классификация и типология элит, данные этими авторами .
Целью настоящей работы является реконструкция понятия правящего класса, властвующего меньшинства, элиты в концепциях Парето, Моска. Предметом исследования являются причины их появления, генезис, а также классификация и типология элит, данные этими авторами .
К задачам работы следует отнести:
-
во-первых, уяснение основных принципов
возникновения, существования
-
во-вторых, анализ способов управления
обществом, механизмов
-
в-третьих, анализ
Что
подразумевается
под термином «политическая
элита».
Слово "элита" в переводе с французского означает "лучшее", "отборное", "избранное". В повседневном языке оно имеет два значения. Первое из них отражает обладание какими-то интенсивно, четко и максимально выраженными чертами, наивысшими по той или иной шкале измерений. Во втором значении слово "элита" относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми качествами управлять ими. Такое понимание слова отражало реальности рабовладельческого и феодального общества, элитой которого выступала аристократия.
Вот какое определение дает энциклопедический словарь «Политология»: Политическая элита - понятие, отражающее особую роль верхушки господствующего класса, прежде всего той его части, которая непосредственно осуществляет политическое руководство обществом, стоит у руля государственного управления.
Первоначально в политической науке французский термин "элита" получил распространение в начале XX в. благодаря трудам Сореля и Парето, хотя идеи политического элитизма возникли вне Франции в глубокой древности. Еще во времена разложения родового строя появляются взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Однако такого рода элитарные теории сколь-нибудь серьезного социологического обоснования еще не получили. Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX — начале XX в. Они связаны с именами Гаэтано Моска, Вильфредо Парето и Роберта Михельса.
Правящая
и неправящая элиты
Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное неравенство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя элита.
Парето различает два вида элиты: правящую, т. е. принимающую участие в осуществлении политической власти, и неправящую. В целом социальная стратификация изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита («высший слой»), а остальную часть - основная масса населения («низший слой»). Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления.
В качестве синонимов этого термина Парето использует термины «правящий класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой», это просто объективно «лучшие» в определенной области деятельности. Проблема, однако, остается: как определить «лучших», наиболее компетентных и т.п.? Парето, по существу, игнорировал относительность «элитарных» качеств и их тесную связь с определенными социальными системами, каждая из которых вырабатывает свои специфические критерии оценки этих качеств.
Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень самообладания; умение улавливать и использовать для своих целей слабые места других людей; способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции; способность применять силу, когда это необходимо. Последние две способности носят взаимоисключающий характер, и управление происходит либо посредством сипы, либо посредством убеждения. Если элита неспособна применить то или иное из этих качеств, она сходит со сцены и уступает место другой элите, способной убедить или применить силу. Отсюда тезис Парето: «История - это кладбище аристократий».
Как
правило, между элитой и остальной
массой населения постоянно происходит
обмен: часть элиты перемещается
в низший слой, а наиболее способная
часть последнего пополняет состав
элиты. Процесс обновления высшего
слоя Парето называет циркуляцией
элит. Благодаря циркуляции элита находится
в состоянии постепенной и непрерывной
трансформации.
Циркуляция
элит
Циркуляция элит функционально необходима для поддержания социального равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для управления качествами. Но если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и ее упадку. В то же время в низшем слое растет число индивидов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счет представителей низшего слоя.
Согласно
теории Парето, политические
революции происходят
вследствие того, что
либо из-за замедления
циркуляции элиты, либо
по другой причине элементы
низкого качества накапливаются
в высших слоях. Революция выступает
как своего рода альтернатива, компенсация
и дополнение циркуляции элит. В известном
смысле сущность революции
и состоит в резкой и
насильственной смене
состава правящей элиты. При этом, как
правило, в ходе революции индивиды из
низших слоев управляются индивидами
из высших, так как последние обладают
необходимыми для сражения интеллектуальными
качествами и лишены тех качеств, которыми
обладают как раз индивиды из низших слоев.
Типы
элиты
Итак,
в историческом развитии постоянно
наблюдаются циклы подъема и
упадка элит. Их чередование, смена - закон
существования человеческого
Первый тип элиты, в котором преобладает «инстинкт комбинаций», управляет путем использования убеждения, подкупа, обмана, прямого одурачивания масс. Усиление «осадков» первого класса и ослабление «осадков» второго приводят к тому, что правящая элита больше заботится о настоящем и меньше - о будущем. С течением времени «инстинкт комбинаций» в правящем классе усиливается, в то время как в управляемом классе, напротив, усиливается инстинкт «настойчивости в сохранении агрегатов». Когда расхождение становится достаточно значительным, происходит революция, и к власти приходит другой тип элиты с преобладанием «осадков» второго класса. Для этой категории элиты характерны агрессивность, авторитарность, упорство, непримиримость, подозрительность к маневрированию и компромиссам.
Первый тип правящей элиты Парето называет «лисами», второй - львами»". В сфере экономики этим двум типам соответствуют категории "спекулянтов" и "рантье": в первой из них преобладают «осадки» первого класса, во второй - второго. «Спекулянты», обладая хорошими способностями в области экономических комбинаций, не довольствуются фиксированным доходом, часто незначительным, и стремятся заработать больше. Каждая из двух категорий выполняет в обществе особую полезную функцию. «Спекулянты» часто «служат причиной изменений и экономического и социального прогресса». Рантье, наоборот, составляют мощный фактор стабильности. Общество, в котором почти исключительно преобладают «рантье», остается неподвижным и склонно к застою и загниванию; общество, в котором доминируют «спекулянты», лишено стабильности; оно находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко может быть нарушено изнутри или извне.
Главная
заслуга Моска — вычленение элиты как
специального объекта исследования, анализ
ее структуры, законов функционирования,
прихода к власти, причин вырождения и
упадка, смены ее контрэлитой. Понятию
«элита» Моска предпочитал термины
«правящий класс» и
«политический класс», употребляя
их как синонимы. Впоследствии он вынужден
был внести коррективы, отметив, что политический
класс является как бы базой для правящего
класса.
Социологическая
теория политического
класса
Содержание используемого Моска понятия «класс» не совпадает с марксистской трактовкой, поскольку за основу берется не экономический признак, но положение, занимаемое в иерархии власти. Факт наличия отношений между управляющими и управляемыми не требует каких-либо доказательств. Эти две группы людей существовали и существуют в любом обществе с начала цивилизации, причем численно правящий класс всегда значительно меньше управляемого им большинства. Именно с этих очевидных положений Моска начинал свое исследование. Он исключил системы, при которых «все в равной мере были бы подчинены только одному человеку, или же в равной мере и без всякой иерархии ведали бы политическими делами». «...Даже если мы предположим, что недовольная масса может свергнуть с престола правящий класс, то тогда внутри нее самой неизбежно появится новое организованное меньшинство, которое станет выполнять функции вышеназванного класса. Иначе бы разрушились любая организация и любое общество».
Моска выдвигал следующее положение: меньшинство властвует потому, что оно организованно, а большинство не имеет власти и не способно на самоорганизацию, так как оно — большинство. Превосходство организованного меньшинства над неорганизованным большинством рассматривалось Моска как некий неизменный и вечный исторический закон, что вполне отвечает методологии позитивизма, критикуемого им во многих других отношениях.
Кроме
преимущества в организации, представители
правящего класса отличаются от управляемой
массы и определенными
В
своих «Элементах
политической науки»
Моска выделил два типа
политических организаций. При феодальном
типе общество состоит из множества мелких,
способных быть самодостаточными, социальных
общностей («агрегатов»), а управленческие
функции не разделены или почти не разделены.
Так, средневековый феодал являлся одновременно
земельным собственником, командиром
вооруженного отряда, судьей и управляющим
в своем феоде. Бюрократическому типу
свойственны централизация власти, наличие
особого управленческого аппарата (штат
оплачиваемых чиновников), детальное разделение
функций и обязанностей. Но между богатством
и властью существует взаимозависимость,
и «как политическая власть создает богатства,
так и богатства создают власть». Эту связь
не нарушает развитие демократического
процесса.
Теория
правящего класса
у Моска
Правящие классы стремятся не только к приобретению и сохранению богатства, но и претендуют на ключевые позиции в распространении и использовании научных знаний, к господству в духовной сфере. Несмотря на определенную демократичность церкви, и в ней образуется особый класс «священнической аристократии». В любом обществе действует тенденция к образованию «наследственных каст» правящего класса. Но чем можно объяснить деградацию господствующего класса и появление на его месте нового? Основные причины потери господствующего положения любым классом состоят, с точки зрения Моска, либо в утрате качеств, благодаря которым он пришел к власти, либо в их неадекватности новой социальной среде.
Моска, вдохновленный работами Н. Макиавелли и И. Тэна, считал генеральной линией развития общества борьбу двух тенденций: стремления господствующего класса удержать и передать по наследству власть и стремления нового класса изменить соотношение сил. Чередование в обществе тенденций к стабилизации и обновлению создает некое ритмическое развертывание исторического процесса.
Информация о работе Теория элит Вильфредо Паредо и Гаэтано Моска