Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:59, контрольная работа
Духовная жизнь общества состоит из многих слагаемых. Главное в ней – это отношение по поводу культуры, религии и духовных благ между членами общества, общественными объединениями и государством.
В демократическом обществе к числу различных сторон духовной жизни общества могут быть отнесены: идеологический и культурный плюрализм, свобода мысли, свобода научной и художественной деятельности, свобода совести, религии и атеизма. Многие из этих положений неразрывно связаны с правами личности.
Свобода совести, как социальный феномен, затрагивающий духовную жизнь общества, обладает высокой степенью абстракции. Для того чтобы наиболее полно раскрыть тему моей работы данный институт я рассмотрю в нескольких аспектах: философском, конкретно-историческом, международно-правовом, социальном.
Введение
1. Понятие и сущность института свободы совести и свободы вероисповедания...............................................................................стр.4
2. Место и роль института свободы совести и свободы вероисповедания в системе Российского права...........................стр.8
3. Концептуальные подходы к совершенствованию правового регулирования........................................................................стр.10
Заключение
Список использованных источников
Место и роль института свободы совести и свободы вероисповедания в системе Российского права.
В
научном мире вопрос о месте и
роли института свободы совести
и свободы вероисповедания
Статья 2 Конституции РФ гласит:
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Следовательно, налицо тот факт, что рассматриваемый институт занимает ключевое место в системе правовых институтов. А также немаловажное место среди личных прав человека.
У общества есть открытая возможность свободно изъявлять свои религиозные или атеистические взгляды.
Существует
ряд специальностей и профессий,
где учитывается
C
1 сентября 2006 года в ряде регионов
было введено изучение
При православных церквях работают воскресные школы. Так же производиться обучение детей других конфессий.
Сегодня существуют многочисленные детские и молодежные лагеря христианского направления, где дети и подростки не только поправляют здоровье, но и активно усваивают современные ценности православия.
Кроме того, в современном туризме имеют место и пользуются достаточно большим спросом паломнические поездки по святым местам. Они включают в себя не только осмотр святынь (храмов, монастырей), но и приобщение к культовым обрядам, как, например, купание в святых источниках, поклонение чудодейственным (мироточащим) иконам, участие в крестных ходах и т.п.
Таким образом, церковь влияет на убеждения и мировоззрение людей, не относящих себя к категории верующих.
Необходимо
также отметить, что основополагающим
гарантом свободы совести является провозглашение
РФ светским государством. (статья 14
Конституции РФ).
Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Наличие в многонациональной России различных конфессий, религиозных верований делает эту конституционную норму наиболее значимой для человека.
Хочется также отметить, отношения государства и церкви. Например, при вступлении в должность Президента Российской Федерации присутствовали главы наиболее распространенных конфессий России. Патриарх Московский и Всея Руси от имени всех выступил с поздравлениями президенту и пожеланиями ему успешной работы.
Это свидетельствует не только о высоком авторитете религий, но и о конструктивных отношениях церковных иерархов с руководством государства.
Безусловно,
институт свободы совести и
Исследовав и проанализировав различные концепции, посвященные институту свободы совести, его месту и роли в системе права, на мой взгляд, наиболее комплексным, точным и обобщающим будет следующее определение.
Институт свободы совести и вероисповедания – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере права человека принимать или не принимать, свободно менять, распространять и выражать любые мировоззренческие системы, не подвергаясь дискриминации и преследованиям со стороны государства и общества.
Концептуальные
подходы к совершенствованию
правового регулирования
В
настоящее время в России законодательство
в области свободы совести
и религий не далеко не совершенно.
Cуществует потребность в
По мнению профессора Н.А. Придворова, необходимыми требованиями, которым должно соответствовать законодательство, является согласование и соответствие:
Так, нуждаются в правовом регулировании вопросы ограничения публичного освещения с средствах массовой информации участие высших должностных лиц государства в религиозных обрядах, реализация свободы совести осужденных, военослужащих и других категорий граждан.
Необходимо
совершенствование механизма
При
проведенном в работе анализе
законодательства я столкнулась
с некоторыми противоречиями. Коллизии
в законодательстве, во многом ущемляют
права граждан, сказываются на эффективности
правового регулирования, состоянии
законности и правопорядка, общественном
сознании, правосознании, правовой культуре
общества.
22
мая 2002 года в Москве зарегистрирован
Институт свободы совести. Задача этого
научного учреждения разработка системы
правовых гарантий свободы совести, что
должно, по мысли его организаторов способствовать
созданию атмосферы толерантности и согласия
в обществе, предотвращению социальных,
национальных и этноконфессиональных
конфликтов.
Главным
побуждением для создания института
явилось, по мнению учредителей, отсутствие
в России каких-либо серьезных подвижек
в реализации права граждан на свободу
совести. В сочетании с неразвитостью
конституционных принципов такое положение
приводит к тому, что российское законотворчество
в этой сфере сосредоточено исключительно
на деятельности религиозных объединений.
Понятие "свобода совести" в науке
и законотворчестве трактуется у нас зачастую
как синоним религиозной свободы. Конституционное
право граждан на свободу совести, упоминается
при этом лишь в качестве декларации, что
отвечает специальным интересам власти
и конфессиональной бюрократии, но не
общества в целом.
Авторы
концепции института ставят перед
собой задачу вывести исследование
проблемы свободы совести за рамки
узкого круга юристов и религиоведов,
"приватизировавших, - как отмечают
учредители, - цех свободы совести",
сделать изучение этой проблемы достоянием
и заботой общества в целом.
Институт
намерен заниматься научно-исследовательской,
учебно-просветительской и издательской
деятельностью, взаимодействовать с российскими
и международными научными и общественными,
государственными и негосударственными
организациями. В этом направлении учредителями
уже проделана определенная работа: отслежены
тенденции российского законотворчества
в области свободы совести, проведена
правовая экспертиза документов, призванных
регулировать государственно-церковные
отношения, и проекта Федерального закона
"О традиционных религиозных организациях
в Российской Федерации". Результаты
исследований опубликованы в научной
печати. Позитивным итогом этой работы
авторы считают то, что благодаря ней была
приостановлена реализация некоторых
законодательных инициатив, являющихся,
по их убеждению, антиконституционными.
В
научно-консультативный совет
По
мнению авторитетных современных исследователей
этой области права, законодательство
является достаточно противоречивым и
пробельным, что требует его дальнейшего
совершенствования.
Оценивая
перспективы применения различных
категорий норм, упомянутых в части
4 статьи 15, следует иметь в виду,
что традиционно вопрос установления
наличия и точного нормативного
содержания «общепризнанных принципов
и норм международного права» вызывает
многочисленные споры среди специалистов
конституционного и международного права110.
Список
использованных источников
Информация о работе Свобода совести и религий. российское законодательство