Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:38, курсовая работа
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Понятие политической системы общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Функции политической системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
3. Основные структурные элементы политической системы. . . . .11
4. Роль средств массовой информации и церкви в политике. .. . . 16
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Список литературы . .
Религия и политика
на протяжении многих веков так или
иначе соприкасались друг с другом.
При этом степень и характер воздействия
религиозного фактора на политику различны,
но его присутствие в политических
действиях и движениях далеко
не случайное явление. И это объясняется
сущностными характеристиками как религии,
так и политики.
Религия неизменно
опирается на довольно большие массы
своих последователей, это – форма
общественного сознания. В определенные
исторические периоды, в тех или
иных регионах планеты – это форма сознания,
наиболее распространенная в массах, а
иногда она довлеет над всеми другими
формами общественного сознания. Поэтому
во всех случаях, когда речь идет о религии,
вопрос касается более или менее значительных
людских масс. Политика тоже неизбежно
связана с огромными массами населения.
Следовательно, эти два явления общественной
жизни неизбежно перекрещиваются.
Можно выделить
традиционные каналы переплетения религии
и политики. Во-первых, религия вторгается
в социально-политическую жизнь путем
влияния на общественные действия своих
приверженцев, использования их религиозных
чувств.
Во-вторых, связи
религии и политики обусловлены
также целенаправленными
В-третьих, политические
деятели различных оттенков сегодня
весьма активно используют религию
в сфере и внутренней и внешней
политики, чтобы придать массовым
социально-политическим движениям
угодный им характер. Тут применяются
разные средства – и материальные подачки,
и подкуп, и апелляция к общим интересам,
которые должны быть сохранены совместными
усилиями.
В-четвертых, присутствие
религиозного фактора в политике
имеет место в тех случаях,
когда в силу конкретных условий
сами верующие, участники массовых социальных
движений, обращаются к религии для обоснования
своих интересов и надежд.
Подобные случаи
следует отличать от тех, когда участникам
массовых движений навязываются религиозные
идеи и лозунги. Результаты вторжения
религиозных деятелей в социально-политические
дела, последствия их могут быть разные:
в интересах масс или против них. Взять
к примеру, такой лозунг ислама, как джихад,
или священная война и выступления под
этим лозунгом как прогрессивных сил,
так и реакции.
В современном мире, клерикальные концепции утверждают целенаправленную политику, выражают взгляды определенных социальных групп, хотя заявляют при этом о своей позиции защиты всех групп и классов. Примечательна в этом смысле выдвигаемая Ватиканом идея «Новой Европы», стоящей над государствами и сплоченной не столько экономическими или политическими интересами, сколько общими христианскими принципами. На деле церковь претворяет в жизнь лозунг защиты интересов существующих социальных порядков и институтов.
Следует отметить,
что сегодня в мире идет поиск более современных,
утонченных форм связи религии и политики,
позволяющих осуществлять либерально-демократическую
политику господствующего класса. Эти
поиски носят различный характер. Например,
стремление модернизировать христианство,
освободив его от некоторых догматических
представлений, учитывающим и современные
данные науки. Можно наблюдать обращение
к различным нетрадиционным культам, мистическим
организациям, создание «экологической
религии» и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в данной работе
мы выяснили, что политическая власть
функционирует в рамках политической
системы. Политическая система – это основополагающая
форма организации политической, да и
всех других сфер жизни современного общества.
Разнообразные общественные системы,
ныне существующие в многочисленных странах
мира, различаются прежде всего по характеру
присущих им политических структур.
Теория политических
систем занимает в науке о политике
одно из главных мест. Анализ политической
системы дает возможность продвигаться
по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных
компонентов политики как социальной
реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические
формы и способы реализации политических
интересов и лежащих в их основе политических
отношений. Изучение политической системы
обеспечивает переход от теоретического
рассмотрения различных сторон политической
жизни к разработке понятий и характеристик,
поддающихся эмпирическому социологическому
исследованию. Освоение теории политических
систем имеет важное методологическое
и практическое значение для подготовки
управленческих кадров, поскольку вооружает
их научными подходами в понимании нынешних
проблем реформирования российского общества.
Функции политической
системы многообразны, что вызвано
сложностью и многослойностью политической
жизни. В заключении считаю необходимым
еще раз перечислить основные функции
политической системы общества:
1) определение
целей и задач общества;
2) выработка
программ его
3) мобилизация
ресурсов общества в
4) контроль за
распределением ценностей.
5) интеграция
общества вокруг общих
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анохин
М.Г. Политические системы:
2. Аристотель.
Политика//Антология мировой
3. Зеркин
Д.П. Основы политологии: Курс
лекций. – Ростов-на-Дону: «Феникс»,
1998.
4. Каменская
Г.В., Родионов А.В. Политические
системы современности. – М., 1994.
5. Лефор К.
Демократия. 50/50: Опыт словаря нового мышления.
– М., 1989.
6. Маркс
К. Капитал. Т. 3.
7. Маркс
К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1.
8. Методология
социологических исследований
9. Политология:
учебник для вузов /Под ред. Василика М.А.
– М., 1999.
10.
Политология: учебное пособие
для вузов /Отв. ред. Радугин
А.А. – М.: Центр, 1999.
11.
Формирование политической
12.
Шаран П. Политическая система//Политология
вчера и сегодня. Вып. 4. – М., 1992.
13.
Шаран П. Сравнительная
14.
Шварценберг Р.-Ж.
15.
Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология.
Ч. II.
[1] Аристотель. Политика//Антология
мировой философии. – М., 1969. Т.
1. С. 472.
[2] Шаран П.
Сравнительная политология.
[3] Методология
социологических исследований
[4] Лефор К.
Демократия. 50/50: Опыт словаря нового
мышления. – М., 1989. С. 465.
[5] Шварценберг
Р.-Ж. Политическая социология. Ч.
I. С.149-150.
[6] Шварценберг
Р.-Ж. Указ. соч. С. 149.
[7] Шаран П.
Политическая система//
[8] Маркс К.
Капитал. Т. Ш.//Маркс К., Энгельс
Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1. С. 422.
[9] Политология: учебное пособие для вузов /Отв. ред. Радугин А.А. – М.: Центр, 1999. C. 80.
Информация о работе Структура, функции и типы политической системы