Структура, функции и типы политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1. Понятие политической системы общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

2. Функции политической системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

3. Основные структурные элементы политической системы. . . . .11

4. Роль средств массовой информации и церкви в политике. .. . . 16

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .20

Список литературы . .

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Религия и политика на протяжении многих веков так или  иначе соприкасались друг с другом. При этом степень и характер воздействия  религиозного фактора на политику различны, но его присутствие в политических действиях и движениях далеко не случайное явление. И это объясняется сущностными характеристиками как религии, так и политики. 

Религия неизменно  опирается на довольно большие массы  своих последователей, это – форма  общественного сознания. В определенные исторические периоды, в тех или иных регионах планеты – это форма сознания, наиболее распространенная в массах, а иногда она довлеет над всеми другими формами общественного сознания. Поэтому во всех случаях, когда речь идет о религии, вопрос касается более или менее значительных людских масс. Политика тоже неизбежно связана с огромными массами населения. Следовательно, эти два явления общественной жизни неизбежно перекрещиваются. 

Можно выделить традиционные каналы переплетения религии  и политики. Во-первых, религия вторгается в социально-политическую жизнь путем влияния на общественные действия своих приверженцев, использования их религиозных чувств. 

Во-вторых, связи  религии и политики обусловлены  также целенаправленными действиями и интересами самого аппарата церкви, самих руководителей религиозных организаций. Если на ранних этапах существования религии это был довольно узкий круг заинтересованных людей, проводящих определенную политику, в этом духе ориентирующих свою паству, то сейчас свою политику осуществляют не только разветвленные церковные учреждения, но и всевозможные религиозные и полурелигиозные партии, различные организации, включая детские, молодежные, женские, профессиональные и иные объединения, которые берут под контроль человека, начиная с рождения, и стремятся осуществлять его в детском саду, школе, вузе, быту, на производстве, в общественно-политической жизни и т. д. Все крупные церкви имеют и всемерно используют подобные клерикальные системы воздействия на политические взгляды и политическое поведение, на политические движения. Такое воздействие может иметь различный политический характер, все зависит от классовой позиции, симпатий и антипатий деятелей церкви, религиозных организаций, настроений и интересов верующих, социально-политической обстановки в данном регионе и в мире в целом. 

В-третьих, политические деятели различных оттенков сегодня  весьма активно используют религию  в сфере и внутренней и внешней  политики, чтобы придать массовым социально-политическим движениям  угодный им характер. Тут применяются  разные средства – и материальные подачки, и подкуп, и апелляция к общим интересам, которые должны быть сохранены совместными усилиями. 

В-четвертых, присутствие  религиозного фактора в политике имеет место в тех случаях, когда в силу конкретных условий  сами верующие, участники массовых социальных движений, обращаются к религии для обоснования своих интересов и надежд. 

Подобные случаи следует отличать от тех, когда участникам массовых движений навязываются религиозные  идеи и лозунги. Результаты вторжения  религиозных деятелей в социально-политические дела, последствия их могут быть разные: в интересах масс или против них. Взять к примеру, такой лозунг ислама, как джихад, или священная война и выступления под этим лозунгом как прогрессивных сил, так и реакции. 

В современном мире, клерикальные концепции утверждают целенаправленную политику, выражают взгляды определенных социальных групп, хотя заявляют при этом о своей позиции защиты всех групп и классов. Примечательна в этом смысле выдвигаемая Ватиканом идея «Новой Европы», стоящей над государствами и сплоченной не столько экономическими или политическими интересами, сколько общими христианскими принципами. На деле церковь претворяет в жизнь лозунг защиты интересов существующих социальных порядков и институтов.

Следует отметить, что сегодня в мире идет поиск более современных, утонченных форм связи религии и политики, позволяющих осуществлять либерально-демократическую политику господствующего класса. Эти поиски носят различный характер. Например, стремление модернизировать христианство, освободив его от некоторых догматических представлений, учитывающим и современные данные науки. Можно наблюдать обращение к различным нетрадиционным культам, мистическим организациям, создание «экологической религии» и т. д. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Итак, в данной работе мы выяснили, что политическая власть функционирует в рамках политической системы. Политическая система – это основополагающая форма организации политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются прежде всего по характеру присущих им политических структур. 

Теория политических систем занимает в науке о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик, поддающихся эмпирическому социологическому исследованию. Освоение теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подхода­ми в понимании нынешних проблем реформирования российского общества. 

Функции политической системы многообразны, что вызвано  сложностью и многослойностью политической жизни. В заключении считаю необходимым еще раз перечислить основные функции политической системы общества: 

1) определение  целей и задач общества;  

2) выработка  программ его жизнедеятельности  в соответствии с интересами  правящих слоев общества;  

3) мобилизация  ресурсов общества в соответствии  с данными интересами;  

4) контроль за  распределением ценностей. Именно  в этой сфере сталкиваются  интересы как социальных групп,  так и социальной целостности.  Потеря контроля над этим узлом,  определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом;  

5) интеграция  общества вокруг общих социально-политических  целей и ценностей. Реализация  этой функции предполагает наличие  развитой способности политической  системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, снимать социальную напряженность. Эффективно и на постоянной основе это можно делать, только осуществляя контроль за сферой распределения социальных ценностей, в которые включаются и материальные ресурсы, и политические при­вилегии, и культурные приоритеты и достижения, и доступность различных форм образования и досуга. Конечно, контроль не должен быть всеобщим, опускаться до мелочей, он ничего общего не имеет с уравнительным распределением, предполагает возможность дифференциации в степени доступности социальных благ для различных ка­тегорий граждан и социальных групп. 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  

1.   Анохин  М.Г. Политические системы: адаптация,  динамика, устойчивость. – М., 1996. 

2.   Аристотель. Политика//Антология мировой философии.  – М., 1969. Т. 1.  

3.   Зеркин  Д.П. Основы политологии: Курс  лекций. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. 

4.   Каменская  Г.В., Родионов А.В. Политические  системы современности. – М., 1994. 

5.   Лефор К. Демократия. 50/50: Опыт словаря нового мышления. – М., 1989.  

6.   Маркс  К. Капитал. Т. 3. 

7.   Маркс  К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1.  

8.   Методология  социологических исследований политической  жизни советского общества. –  М., 1989.  

9.  Политология: учебник для вузов /Под ред. Василика М.А. – М., 1999. 

10.             Политология: учебное пособие  для вузов /Отв. ред. Радугин  А.А. – М.: Центр, 1999. 

11.             Формирование политической системы  России. – М., 1996. 

12.             Шаран П. Политическая система//Политология вчера и сегодня. Вып. 4. – М., 1992.  

13.             Шаран П. Сравнительная политология.  Часть 1. – М., 1992.  

14.             Шварценберг Р.-Ж. Политическая  социология. Ч. I.  

15.             Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. II.  
 

[1] Аристотель. Политика//Антология  мировой философии. – М., 1969. Т. 1. С. 472. 

[2] Шаран П.  Сравнительная политология. Часть  1. – М., 1992. С. 49. 

[3] Методология  социологических исследований Политической  жизни советского общества. – М., 1989. С. 14. 

[4] Лефор К.  Демократия. 50/50: Опыт словаря нового  мышления. – М., 1989. С. 465. 

[5] Шварценберг  Р.-Ж. Политическая социология. Ч. I. С.149-150. 

[6] Шварценберг  Р.-Ж. Указ. соч. С. 149. 

[7] Шаран П.  Политическая система//Политология вчера и сегодня. Вып. 4. – М., 1992. С. 7. 

[8] Маркс К.  Капитал. Т. Ш.//Маркс К., Энгельс  Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1. С. 422. 

[9] Политология:  учебное пособие для вузов  /Отв. ред. Радугин А.А. –  М.: Центр, 1999. C. 80.

Информация о работе Структура, функции и типы политической системы