Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:59, курсовая работа
Космическое страхование (или страхование космических рисков) является одним из важнейших элементов любого космического проекта в связи с тем, что космическая деятельность характеризуется повышенными рисками утраты или повреждения объектов федеральной и частной собственности.
Страхование ракетно-космических рисков - новая, развивающаяся отрасль страхования, история которой началась в 1965 г., когда был заключен первый договор страхования гражданской ответственности по возмещению убытков, причиненных на этапе предстартовой подготовки космического аппарата.
Космическое страхование (или страхование космических рисков) является одним из важнейших элементов любого космического проекта в связи с тем, что космическая деятельность характеризуется повышенными рисками утраты или повреждения объектов федеральной и частной собственности.
Страхование ракетно-космических рисков - новая, развивающаяся отрасль страхования, история которой началась в 1965 г., когда был заключен первый договор страхования гражданской ответственности по возмещению убытков, причиненных на этапе предстартовой подготовки космического аппарата.
Особенностью первых договоров
по страхованию космических
С 1975 г. страховая практика
изменилась: договоры на запуск
стали оформляться без
В настоящее время уже
Напомним, что страхование космических рисков представляет собой относительно новую сферу страхового бизнеса, особенности которой напрямую обусловлены высокотехнологичным и высокорисковым характером космической отрасли.
Поэтому страхование космических проектов и программ непрерывно развивается и модифицируется в соответствии с потребностями изменяющейся технологии создания изделий ракетно-космической техники и расширением использования космического пространства.
Роль страхования в обеспечении страховой защиты космической деятельности проявляется, во-первых, в полноте и своевременности возмещения ущерба, возникающего в ходе реализации космического проекта, которые способствуют значительному улучшению финансирования воспроизводственных процессов в отрасли. Во-вторых, в достигаемом за счет этого значительном сокращении объема государственных расходов на осуществление космической деятельности при обеспечении соответствующего уровня комплексной страховой защиты. В-третьих, в определенном макроэкономическом эффекте стабильности, обусловленном инвестированием страховыми компаниями средств их резервов.
Как и в других областях страховой деятельности, в этой сфере существует много возможностей обеспечить страховую защиту участников рынка космических услуг, включая как традиционное страхование рисков, связанных с производственной деятельностью предприятий космической промышленности, транспортировкой изделий ракетно-космической техники, компенсациями избытков разнообразного характера и др., так и специфические страховые услуги (страхование процессов выведения космических аппаратов на рабочую орбиту и их эксплуатации).
Достаточно интенсивное развитие страхования космических рисков связано с ростом инвестиций в космическую отрасль и бурным развитием телекоммуникационных космических систем, обусловленных глобальной информатизацией. В отношении страхования космическая отрасль может быть сравнена (и часто сравнивается в специальной литературе) с авиационной, поскольку в обоих случаях речь идет о сложной с технической точки зрения технике, о возможности катастрофических с точки зрения возможных убытков последствий и высокой степени риска; с другой стороны - о высоких возможностях получения значительной прибыли; наконец, об ограниченном числе участников рынка (как страхователей, так и страховщиков, выступающих его постоянными субъектами на регулярной основе).
В связи с этим космические риски первоначально размещались на рынке авиационного страхования, однако их специфика способствовала выделению в отдельный вид.
Основными особенностями космического страхования является то, что:
Космический проект по своей природе является венчурным и характеризуется значительной капиталоемкостью и высокой степенью инвестиционного риска.
Как показывает практика зарубежного страхования космических рисков, еще на этапе бизнес - планирования космического проекта разрабатывается всеобъемлющий план управления риском, в котором особое внимание уделяется организации страховой защиты.
Субъектами
страхового космического рынка являются
все участники страхования
Первую группу составляют собственно субъекты страховой деятельности: страхователи и страховщики космической деятельности.
Вторую группу составляют третьи лица, выгодоприобретатели по договорам страхования, интересы которых защищаются через договора страхования ответственности перед юридическими и физическими лицами в случае нанесения им ущерба в процессе обеспечения и проведения космической деятельности.
Третья
группа включает потребителей услуг
и продукции космической
Страхователем может быть физическое или юридическое лицо, заключившее договор страхования и уплатившее страховую премию.
В качестве страхователей на рынке выступают все основные участники космической деятельности:
1. владельцы космических систем и комплексов, осуществляющие заказ и финансирование разработки и создания новых образцов космической техники и организацию их дальнейшего коммерческого использования;
2. поставщики (производители) космической техники, в качестве которых выступают, как правило, головные организации промышленности (генподрядчики) по разработке и производству космической техники;
3.организации, владеющие средствами выведения и наземной космической инфраструктуры (эксплуатирующие организации, пусковые агентства) и осуществляющие подготовку и проведение пусков ракет-носителей, а также управление космическими аппаратами на орбите;
4. национальные космические агентства, которые могут выступать в роли заказчиков космических проектов, а также владельцев объектов и средств наземной космической инфраструктуры.
Важно отметить, что, несмотря на высокий уровень развития современных технологий производства ракетно-космической техники, вероятность аварии и повреждения изделий ракетно-космической техники сохраняется, особенно на этапах подготовки и проведения пуска ракет космического назначения, ввода в эксплуатацию и летной эксплуатации космических аппаратов.
Страхование космической деятельности, в свою очередь, следует рассматривать как один из существенных факторов, поддерживающих развитие, поскольку страхование обеспечивает финансовые гарантии возмещения случайного ущерба и способствует непрерывности производственного цикла. По разным оценкам, расходы на страхование могут доходить до 20-30% всего бюджета проекта.
Вместе
с тем космические риски
В настоящее время, как показывают статистические данные, наблюдается интенсивный количественный и качественный рост совокупных экономических показателей, характеризующих систему космического страхования за рубежом и в России. Суммарная емкость рынка составляет на сегодняшний день уже порядка $1 млрд. при постоянном увеличении уровня охвата страхового поля и заметном расширении ассортимента и качества страховых продуктов. Непрекращающееся вовлечение в страховой процесс новых страхователей, обусловленное ростом инвестиций в космическую отрасль, дает основание прогнозировать динамичное развитие рынка космического страхования в будущем.
Таким
образом, на сегодняшний день рынок
страхования космических рисков
является одним из наиболее технически
сложных рынков с точки зрения
оценки рисков и организации страховой
защиты, но вместе с тем – и одним из важнейших
сегментов современной экономики.
Под условиями имущественного страхования (в том числе страхования ответственности) понимаются существенные с точки зрения гражданского законодательства (установленные в Гражданском кодексе) условия и дополнительные условия, отражающие специфику взаимоотношений сторон при выполнении договорных обязательств.
Перечень существенных условий страхования включает:
1) Объекты страхования – имущественные интересы страхователя, связанные с владением, распоряжением, пользованием:
При
страховании имущества
- на этапе транспортирования и наземной подготовки – имущественные интересы страхователя, связанные с элементами РКН и РКН, объектами наземной инфраструктуры;
- на этапе пуска РКН - имущественные интересы страхователя, связанные с РКН, объектами наземной инфраструктуры;
- на этапе ввода в летную эксплуатацию - имущественные интересы страхователя, связанные с КА;
- на этапе летной эксплуатации - имущественные интересы страхователя, связанные с КА.
При
страховании ответственности
- на этапе транспортирования и наземной подготовки: имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности и/или имуществу физического или юридического лица, не являющегося участником проекта, в процессе транспортирования изделий РКТ и их наземной подготовки;
- на этапе пуска РКН: имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности и/или имуществу физического или юридического лица, не являющегося участником проекта, в процессе пуска, а также до истечения определенного срока с момента подачи команды на пуск РКН или до истечения определенного срока с момента подачи команды на отделение КА;
- на этапе ввода в летную эксплуатацию (летных испытаний): имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности и/или имуществу физического или юридического лица, не являющегося участником проекта, до истечения определенного срока с момента выдачи команды на отделение КА.
- на этапе летной эксплуатации: имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности и/или имуществу физического или юридического лица, не являющегося участником проекта, до истечения определенного срока с момента ввода в летную эксплуатацию КА или до истечения гарантийного срока летной эксплуатации КА.
2) Периоды страхования (время действия страхового покрытия)
Информация о работе Страхование и перестрахование космических рисков