Становление и развитие гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Исторический опыт развития человеческой цивилизации чётко выявил две тенденции: одни страны в своём развитии пришли к правовому государству, демократии, другие – к тоталитаризму, этакратии. Становление правового государства, демократии тесно связано с развитием гражданского общества. Постараемся же разобраться, что представляет собой гражданское общество, исторические условия формирования гражданского общества, каковы его характерные признаки и функции, на каком уровне развития оно находится, каковы перспективы его формирования и развития.

Содержание

Введение
1.Теоретические и исторические предпосылки формирования гражданского общества и его структура
2.Характерные признаки и функции гражданского общества
3.Гражданское общество в России
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

     Следующий уровень – это социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи. Гражданское общество основывается на многообразной, разветвлённой социальной структуре, отражающей всё богатство и разнообразие интересов множества социальных групп и слоёв, их представителей. Причём это многообразие объективно стремится к постоянным изменениям, находится в динамике, образуя и прерывая вертикальные и горизонтальные связи.

     Верхний слой гражданского общества – это  отношения, связанные с индивидуальным выбором, политическими и культурными  предпочтениями, ценностными ориентациями. Это различные группы по интересам, политические партии, движения, клубы, группы, давления и т.д. Тем самым обеспечивается культурно-политический плюрализм, предполагающий отрицание идеологических стереотипов, обеспечивающий свободное волеизъявление всех граждан. Именно этот слой гражданского общества включает в себя наиболее социально активные институты, тесно соприкасающиеся с государственно-политической системой.

     Таким образом, гражданское общество –  это система обеспечения жизнедеятельности  экономической, социальной, социокультурной  и духовной сфер общественной жизни, их воспроизводства и передачи из поколения в поколение.

     Гражданское право – это организационно – структурированное социальное пространство. Человек как личность имеет определённую систему ценностей, потребностей, интересов. Люди на добровольной основе объединяются в ассоциации. Объединения, оставляющие гражданское общество, отражают широчайшую палитру хозяйственных, семейных, культурных, правовых и других ценностей и интересов граждан. Специфика всех этих ассоциаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государством, а самими гражданами. Эти ассоциации существуют автономно от государства, но, разумеется, в рамках действующих в государстве законов. Составляющие гражданское общество объединения возникают, как правило, спонтанно в связи с возникновением у граждан конкретного интереса и потребности в его реализации. Так возникают различные организации, ассоциации фермеров, благотворительные и иные организации. Какая-то часть этих организаций при удовлетворении потребностей может прекратить своё существование. Однако подавляющая их часть становится постоянно действующей, набирающей со временем силу и авторитет.

     Из  всего выше сказанного можно дать следующее определение: гражданское общество – это негосударственная сфера общественной жизни, совокупность тех межличностных, семейных, общественно-экономических, культурных, религиозных отношений и структур, которые развиваются в обществе на добровольной основе, без непосредственного вмешательства государства и обеспечивают условия для удовлетворения потребностей и самореализации индивидов и коллективов.

     Основная  функция гражданского общества – наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

     1.На  основе законности оно обеспечивает  защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жёсткой регламентации государства и других политических структур.

     2.На  базе ассоциаций гражданского  общества создаются и развиваются  механизмы общественного самоуправления

     3. Гражданское общество является  одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочнению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть не мало средств: активное участие в избирательных компаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникации.

     4.Институты  и организации гражданского общества  призваны обеспечивать реальные  гарантии прав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

     5.Гражданское  общество выполняет также функцию  социального контроля по отношению  к своим членам. Оно независимо  от государства, располагает средствами  и санкциями, с помощью которых  может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

     6.Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны, дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организаций гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства. Классическим примером такой информации являются акции «движения зелёных». Проблемы защиты окружающей среды невозможно решить без широкого участия государства, и «зелёные» добиваются принятия конкретных государственных программ по защите окружающей среды. Но коммуникативная функция гражданского общества не ограничивается только такого рода информацией. Контакты с организациями гражданского общества являются для государственной власти наиболее крупномасштабным источником информации о состоянии общества в целом, об его отношении к господствующей системе, политическому режиму, об общественных настроениях и т.д. В демократических обществах в конечном счёте именно гражданское общество является источником легитимности политической силы, стоящей у власти.

     7.Гражданское  общество выполняет стабилизирующую  функцию своими институтами и  организациями. Оно создаёт прочные  структуры, на которых держится  вся общественная жизнь. В сложные  исторические периоды, когда государство начинает шататься, оно «подставляет своё плечо» - прочные структуры гражданского общества. На эту функцию гражданского общества обратил внимание видный теоретик, итальянский марксист А.Грамши. «На Востоке» (и в России) государство было всем, гражданское общество находилось в первичном, аморфном состоянии. На Западе между государством и гражданским обществом были упорядоченные взаимоотношения, и, если государство начинало шататься, тотчас выступала наружу прочная структура гражданского общества. Государство было лишь передовой границей, позади которой была прочная цепь крепостей и казематов.

     Одной из функций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к  существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т.д.). Ранее эту функцию брали не себя, в основном, кровнородственные, сельские общины, церковные, благотворительные организации, профессиональные общества и др. В развитом демократическом обществе данную задачу взяло на себя государство. Однако в условиях перегрузки современного государства усиливается обратная тенденция, когда структуры гражданского общества больше начинают уделять внимания этой проблеме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.ГРАЖДАНСКОЕ  ОБЩЕСТВО В РОССИИ 

     Следует отметить, что Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее, чем страны Западной Европы и США. До половины ХIХ века в России господствовал феодально-помещичий строй, который препятствовал появлению и развитию институтов и организаций гражданского общества. Первоначальные задатки гражданского общества в России начали закладываться во второй половине ХIХ века в результате отмены крепостного права в 1861 г, а также реформ местного самоуправления и судебной системы, проходивших в период правления Александра II.

     Отмена  крепостного права способствовала развитию капитализма в России. Под  его воздействием начала разрушаться  прежняя сословная социальная структура, происходит интенсивный процесс  социальной стратификации на базе капиталистической частной собственности. С развитием буржуазных частно – собственнических отношений формируются крупные промышленные предприятия, банки и другие субъекты капиталистических общественных отношений. На основе их развития образуются ассоциации промышленников, банкиров, сельскохозяйственных частных производителей. Получают новый импульс к развитию многообразные, образовательные, медицинские и благотворительные организации, которые действуют относительно автономно по отношению к органам государственной власти.

     Значительным  шагом на пути формирования гражданского общества в России явилось образование  относительно самостоятельных от государства, выборных органов местного самоуправления. В соответствии с реформой местного самоуправления (1864 г.) вводились выборные думы в городах и земствах – в территориях (губерниях, уездах). Выборное самоуправление в России существовало давно. В частности, со времён Екатерины II существовали выборные думы в городах. Однако эти думы формировались на сословно – корпоративной основе.

     Принципиально новым подходом Александровских  реформ было то, что эти думы и  земства начали избираться гражданами, а не сословно – корпоративными органами. Участие в выборах принимали все сословия. Таким образом ломалось сословно – корпоративное устройство российского общества и произошла частичная децентрализация государственной власти. Часть прав от государственного аппарата перешла к органам самоуправления. Органы самоуправления ведали делами местного значения, определяли смету доходов и расходов, определяли объекты строительства и ремонта, финансирования образовательных и лечебных заведений и т.д.

     Определённый  вклад в развитие гражданского общества в России внесла судебная реформа. Отныне в России устанавливалось: равенство  всех перед законом, разделение судебной и административной власти, несменяемость судей, независимые органы адвокатуры, гласность и состязательность судебного процесса, суд присяжных.

     Следующим крупным шагом на пути становления  гражданского общества в России является формирование в 1900-1914 годах многопартийной системы. В условиях многопартийности политические партии являются субъектами гражданского общества, поскольку они существуют независимо от государственной власти и стремятся к реализации своих интересов. Многопартийная система в обществе благоприятствует развитию всех других институтов гражданского общества, которые создаются и действуют на общественной инициативе. В этот же период происходит становление профессиональных союзов.

     Уже до Февральской революции 1917 года в России существовали некоторые институты и организации гражданского общества. Однако для развития этих институтов и организаций существовали серьёзные препятствия. Капиталистическая частная собственность и система рыночных отношений сами по себе не могут служить экономической основой для развития институтов гражданского общества. Они нуждаются в соответствующем социальном пространстве, социальной среде, которая в значительной мере формируется на правовой и политической основе. До февраля 1917 года в России не было соответствия между рыночным характером экономики и правовой базой. Деятельность предприятий, акционерных обществ, корпораций и иных субъектов носила не заявительный, а разрешительный характер. Чтобы учредить тот или иной банк предприятию нужно было пройти через все препоны бюрократической государственной машины. Таким образом предпринимательство в дореволюционной России не имело полной свободы. Государство по-прежнему стремилось контролировать большую часть общественной жизни. В России была создана и функционировала огромная система политического сыска, которая надзирала за всем, что происходило в стране.

     Мощный  импульс развитию гражданского общества в России дала Февральская революция 1917 года. В результате её в России начали развиваться демократические институты свободы слова, собраний, организаций. В этот период происходил резкий рост социальной активности масс, развивалось общественное самоуправление и самоорганизация. Однако государственная власть не смогла упорядочить этот процесс, поставить его в правовые рамки. Нависла угроза анархии и саморазрушения государства.

     Октябрьский переворот 1917 года изменил ситуацию в стране. Постепенно устанавливалась  жёсткая централизация власти, авторитарные методы управления экономикой и общественной жизнью, формируется тоталитарный политический режим. Экономической основой тоталитаризма является государственная собственность на средства производства, а политической основой – монополия на власть коммунистической партии, которая превращается в часть государственного аппарата. При тоталитарном политическом режиме внешне, по форме сохраняются многие институты и организации гражданского общества: продолжают действовать профсоюзные, добровольные общества, женские, молодёжные, детские, творческие и иные организации. Но они теряют характер институтов и организаций гражданского общества, поскольку формируются и действуют под строгим политическим и идеологическим государственным контролем. Их функцией становится не удовлетворение потребностей и интересов тех или иных задач, которые ставит перед ними государственная власть.

     С начала 90-х годов, после распада  СССР, начался демонтаж тоталитарного  политического режима, и Россия вновь  стала на путь создания гражданского общества. В результате проведенных  экономических и политических реформ можно выделить следующие основания для формирования гражданского общества в современной России:

     1.Экономический  плюрализм – создание экономического  фундамента гражданского общества  на основе многообразия форм  собственности и рыночной экономики.

     2.Социальный  плюрализм – широкая дифференциация  интересов различных групп и  общностей и связанная с ней  социальная стратификация общества.

     3. Политический плюрализм и основы  правового государства – демократические  права и свободы, многообразие партий и движений, формирование нового типа государственности, базирующейся на приоритете права.

Информация о работе Становление и развитие гражданского общества