Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:12, реферат
Политическая борьба составляет содержание политического конфликта. Политическая борьба во многом сходна с другими видами противоборства. Однако отождествление ее с экономической или идеологической борьбой чревато негативными последствиями для экономики и идеологии.
Для анализа структуры политической борьбы можно предложить следующую схему:
субъект — агент: противостоящие политические организации и общественно-политические движения, политические институты
Исторически политики
использовали хитроумные приемы, технологии
политического противоборства. Например,
приемы притворства и лицемерия,
обмана масс относительно политики как
некоего чуда, доступного только богоизбранным
лицам. Веками насаждался миф, что носители
власти выше всяких законов и правил.
Латинский афоризм
зафиксировал реплику императора Сигизмунда
на Констанцском соборе в ответ на замечание
по поводу неправильно произнесенного
слова: «Я римский император, и я выше грамматиков».
О притворстве и
лицемерии политиков писал
Русский писатель Достоевский
Ф. устами своего литературного персонажа
«великого инквизитора» провозглашал:
«Есть три силы, единственные три
силы на земле, могущие навеки победить
и пленить совесть ... слабосильных
бунтовщиков для их счастья, эти
силы: чудо, тайна и авторитет». Чудо
всегда приписывалось политике и
политикам, ибо люди никогда не посвящались
в суть политической власти и тем
более борьбы за власть, которую
представляли как борьбу за справедливость.
Тайна была постоянной спутницей
этой борьбы, авторитет власти —
неотъемлемым ее признаком.
Современные политики
и многие политические партии заимствовали
из исторического багажа политической
борьбы более «демократические»
средства: манипуляцию массами, обман,
подкуп избирателей, элит, лидеров общественно-
Вышесказанное не означает,
что политическая борьба всегда безнравственна,
антигуманна, что в политике не может
быть справедливости и честности. Подлинная
политика борьбы за общие интересы
народа, за прогресс в конечном счете и
нравственна и гуманна, хотя и не проста
до примитивности. «Политика, — справедливо
писал Ленин, — больше похожа на алгебру,
чем на арифметику, и еще больше на высшую
математику, чем на низшую».
Современные формы
политической борьбы — это, как правило,
комплексы разнообразных
Могущественным фактором
политической борьбы ныне выступает
общественное мнение, формируемое политическими
конкурентами. В настоящее время
только наивные люди, выдающие желаемое
за действительное, могут говорить
о свободном, демократически складывающемся
общественном мнении. Еще более четверти
века тому назад Президент Финляндии
Урхо Кекконен говорил: «...на самом деле
... мнение народа представляет собой лишь
эхо вещания, которое распространила небольшая
горстка привилегированных людей, держащих
в своих руках власть и каналы воздействия
на общественное мнение».
Чтобы формировать
желаемое общественное мнение, создается
система масс медиа. Это — совокупность
множества средств массовой информации,
составляющая единое целое, со сложной
структурой, с разнообразными частями
и функциями. В США, например, как пишет
Зиновьев А., в конце 80-х гг. печаталось
1645 ежедневных газет с тиражом 63 млн. экземпляров,
11200 иллюстрированных и периодических
изданий, вещало более 9000 коммерческих
и 1420 некоммерческих радиостанций, функционировало
1440 телевизионных станций (три четверти
из которых коммерческие), 6900 кабельных
систем. В Западной Германии в 1965 г. выпускалось
1253 ежедневные газеты и 6900 журналов; в
1969 г. работало 4,9 млн. радиоаппаратов и
4,2 млн. телевизоров.14 Вся эта огромная
фабрика воздействия на умы и чувства
людей не просто влияет на них, но проявляет
власть, причем власть диктаторскую.
Политическая борьба
в развитых демократических странах
носит конкретный и целенаправленный
характер: она прежде всего связана и подчинена
обеспечению легитимности политических
сил, стоящих у власти, через выборы. Это
— борьба за электорат, ибо он представляет
формальную общность народа, а именно
ту часть, которая определяет один раз
в конституционный срок кому будет принадлежать
политическая власть, кто станет хозяином
в коридорах власти. Только на время выборных
кампаний народ (в виде электората) как
бы возвращается власть имущими из той
«отставки» в которую его обычно «отправляют»
после избрания своих правителей. «В отставке»
народ становится лишь фоном, на котором
совершаются политические действа правящей
элиты, лишь зрителем «театра», где свои
роли играет политическая бюрократия.
Однако и будучи «отправленным» в политическую
«отставку», народ не перестает оставаться
потенциальной силой, способной, хотя
бы косвенно, влиять на динамику политического
конфликта. Поэтому участники последнего
стремятся формировать сознание, чувства
и вкусы огромных масс людей в желаемом
духе, в соответствии со своими политическими
и идеологическими ценностями и интересами.
Политическая борьба
— классовая и за электорат
— породила и специфическую форму
его активности — политическую оппозицию.
Термин «оппозиция» (лат. opposition) обозначает
противодействие партий, парламентских
фракций и других общественно-политических
объединений и организаций интересам,
ценностям, взглядам и целям господствующих
в данной системе сил, имеющих власть.
Политическая оппозиция — необходимый
элемент демократического режима. Ее
наличие — показатель зрелости конфликта,
а также организованности и конкретной
целенаправленности политической борьбы.
Характер оппозиции свидетельствует о
целях, способах и методах борьбы. Так
называемая непримиримая оппозиция может
пойти на применение насильственных методов,
тем более, если ее на то спровоцирует
господствующий в конфликте субъект. Для
оппозиции, интегрированной в политическую
систему, подобные методы неприемлемы;
она «играет» по правилам последней.
Противодействуя целям
и действиям властвующих сил,
оппозиция выступает основным организованным
субъектом, критикующим политику, ущемляющую
интересы тех социальных слоев, которых
власти «не милуют». Она предлагает свое
понимание общественных потребностей
и интересов, а также политику, противоположные
официально одобренным. Критика, контроль
и альтернатива — такова «триада» действий
оппозиции. В горниле оппозиционной борьбы
выявляются и формируются политические
лидеры. Известные вожди революционных
и национально-освободительных движений
воспитывались не в душных коридорах власти,
а проходили суровую школу борьбы народных
масс с реакционными режимами, овладевая
ее стратегией и тактикой.
В арсенале оппозиции
в основном те же технологии, что
присущи другим видам политического
противостояния. Вместе с тем ею
в наибольшей мере используются методы,
способствующие привлечению на свою сторону
масс и достижению легитим-ности альтернативных
программ и практических действий. В предвыборных
баталиях это — главное. Все другие, честные
и бесчестные приемы борьбы подчинены
конечной цели: провести своих кандидатов
во власть. А при благоприятной возможности
— обеспечить себе статус господствующего
субъекта.
В совокупности методов
оппозиционной борьбы на первом месте
— формирование критического общественного
мнения и оценки политики правящей
элиты; информирование общества о проблемах,
не решаемых властями; пропаганда предлагаемых
оппозицией проектов.
Оппозиционная борьба
может приобретать острые формы
и развертываться по шмиттовской формуле:
«друг—враг». В таком виде она не будет
гармонировать с демократическими принципами
системы как ее элемент, а приобретет качество
политического антагонизма внесистемного
характера.
Деятельность оппозиции обременена некоторыми негативными для общества последствиями. По своему существу и природе оппозиция — это отрицание единства политического общества и, следовательно, стабильности. Она в любом варианте выступает в качестве дезинтегрирующего фактора. Дезинтегрирующая роль возрастает по мере обострения конфликта и сопротивления правящих сил своевременному его разрешению. Негативный эффект деятельности оппозиции так же закономерен, как и политический конфликт. Политические оппоненты, а точнее, противники, не могут его избежать, но в силах сократить «муки родов» прогрессивного предмета борьбы.