Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:43, курсовая работа
Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.
Введение
Лидерство. Политическое лидерство
Лидер : понятие и типология
Политический лидер к определению понятия
Политический лидер в современно России
Заключение
Список литературы
Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой - унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.
Номенклатурное прошлое, усугубляемое отсутствием социального контроля, ярко проявляется у посткоммунистических российских лидеров, которые воспроизводят некоторые формы и методы деятельности номенклатурной системы. В этом отношении российские политические лидеры ближе к номенклатурному, чем к западному типу лидерства.
Особенностью современных российских
лидеров является и то, что они зачастую
совмещают роль владельца средств производства, выполняющего
функции организатора производства, и
роль политика, выполняющего функции организатора
политической жизни. Согласно региональному
законодательству, запрет на совмещение
депутатского мандата с предпринимательской
деятельностью распространяется только
на депутатов, работающих на постоянной
основе, чем активно пользуются представители
крупного бизнеса. Стоит отметить, что
в странах Западной Европы большинство
политических лидеров являются профессиональными
политиками, а в США политические лидеры
зачастую совмещают роль собственника
и политика.
Еще одна особенность заключается в том, что децентрализация государственной власти, перенос центра политического, экономического и культурного влияния в горизонтальные структуры регионов способствовало значительному возрастанию роли региональных политических лидеров. Региональные лидеры до 2005 г. выдвигались населением, поэтому старались завоевать их доверие. Так, к концу правления Б.Ельцина региональные политические лидеры ощущали себя полновластными хозяевами «своих» субъектов федерации.
Политические реформы В.В.Путина способствовали ослаблению негативного влияния региональных политических лидеров на экономическую и политическую ситуацию в стране, поставили их в зависимость от федерального центра.
Можно отметить следующие особенности политического лидерства в современной России: лидеры не выполняют свои обязанности, т.к. не разработана стратегия развития, не происходит интеграции масс вокруг общих целей и ценностей, общество не защищено от беззакония и самоуправства бюрократии; политические лидеры посткоммунистического типа приспосабливаются к новым условиям деятельности, формируются «политические мутанты», соединяющие в себе черты различных стилей; политико-культурная ориентация лидеров на власть характеризует их как эгоцентричных политиков, что проявляется в приоритетном удовлетворении личных потребностей.
Одной из проблем российского общества
является выявление номинального и фактического
политического лидерства. Значительную
роль и при демократических режимах в
формировании государственной политики
нередко играют неофициальные советники
высших должностных лиц, которых часто
называют «серыми кардиналами». Среди
них люди, не занимающие официальных постов,
но имеющие доступ к ключевым политическим
фигурам; а также действительные политические
лидеры, которые по своему влиянию могут
превосходить иных министров и других
официальных лиц. Поэтому при выделении
из среды политических деятелей тех, кого
можно считать политическими лидерами,
необходимо, в первую очередь, учитывать
степень их реального воздействия на политику.
Эта степень далеко не во всех случаях
соответствует должностному положению
того или иного человека, хотя, конечно,
от уровня должности в государственном
аппарате или партийном руководстве прямо
зависит тот или иной объем властных полномочий.
Вместе с тем расстановка сил в правящих
кругах может сложиться таким образом,
что даже глава государства в значительной
мере оказывается номинальным политическим
лидером (как это было с Б.Ельциным во второй
половине 1990-х гг.), а фактическая власть
сосредоточивается в руках других политических
лиц.
В российском обществе в настоящее время складывается новая политическая ситуация. С одной стороны, продолжают существовать немало руководителей, не обладающих качествами политических лидеров. Часть из них была «рекрутирована» еще в дореформенное время, часть позднее, по старой технологии. Сосредоточив в своих руках власть на разных уровнях, эти люди не пользуются у граждан политическим авторитетом. С другой стороны, в руководстве на первые позиции выдвинулись люди, обладающие качествами лидеров. Наконец, демократизация общества привела к появлению новой плеяды политических лидеров, вышедших на арену политической борьбы иными методами (альтернативные выборы, участие в массовых демократических движениях, митингах). Особенность этого процесса состоит в том, что он позволил выйти на политическую сцену лидерам-интеллектуалам, а не аппаратчикам.
Испытание властью - тяжелейшее испытание.
Важно, чтобы современные политические
лидеры концентрировали внимание не столько
на использовании ее как таковой, сколько
на формировании с ее помощью мотивов
активной деятельности людей, здоровой
общественной атмосферы, направленной
на раскрытие потенциала личности. Незнание
или деформации содержания и методов политического
руководства служат показателем некомпетентности
лидеров.
Заключение
Политику нужно научиться адекватно, оценивать себя, чтобы суметь эффективнее действовать в мире политики. Для этого он должен ответить на вопросы: кто для него наиболее значимое лицо или группа лиц, мнение которых ему необходимо знать, чтобы сформулировать отношение к себе. Почему их мнение для него столь уж значимо? Может ли он определиться в самоотношении независимо от них? Знать мнение других людей о себе важно, но нужно уметь самому оценивать себя, свои личностные достоинства и недостатки, качество исполнения политических ролей.
Анализируя другого политика, необходимо иметь информацию о различных личностных характеристиках и их взаимодействии. Важно установить, как эти личностные характеристики сформировались. Поэтому при анализе личности оппонента или партнера по политическому взаимодействию необходимо знать биографические данные, начиная с раннего детства, иметь информацию о его взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи. Крайне важна информация о системе и формах наказаний и поощрений, имевшей место в семье, когда он был ребенком.
Политический
лидер со сложной и заниженной самооценкой
будет наиболее восприимчив к критике
и сумеет лучше других изменить свое политическое
поведение.