Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:18, реферат
Целью административной реформы было провозглашено повышение эффективности управления с помощью перехода от прямого административного контроля к косвенному контролю и макрорегулированию.
Совершенствование деятельности государственного аппарата сосредоточено на поиске оптимальных административных структур, которые должны обеспечить развитие и высокую эффективность проводимых преобразований.
Современные административные реформы в Китае
Китай имеет укорененные
традиции патримониальной бюрократии,
основные признаки которой составляют:
размытость функций, личная зависимость
чиновников от начальства, нерегламентированный
характер их деятельности, низкий профессионализм
кадров. Распространенность коррупции
в среде патримониальной
Китайские исследователи подчеркивают, что административные реформы начались в 1992 г. на XIV съезде Коммунистической партии Китая (КПК), где было принято решение о построении в стране социалистической рыночной экономики, что, в свою очередь, предполагало проведение серьезной реформы государственного управления. Целью административной реформы было провозглашено повышение эффективности управления с помощью перехода от прямого административного контроля к косвенному контролю и макрорегулированию [1].
Руководством КПК был
разработан трехлетний план мероприятий
по упорядочению деятельности правительства
и ликвидации устаревших функций
аппарата, которые тормозили работу
государственных предприятий в
условиях рынка. Этот план был утвержден
в 1993 г., а несколько позже —
в 1996 г. была принята долгосрочная Программа
реформы госаппарата, предусматривавшая
переход к новой
Современную административную систему возглавляет Госсовет, который вырабатывает общие стратегические направления развития страны и отвечает за координацию деятельности министерств и ведомств. Госсовет контролирует также деятельность государственного планового комитета, министерства финансов, Народного банка Китая. В этих административных структурах занято примерно 70% служащих всех министерств, ведомств и объединений центрального уровня.
Сокращение функций и некоторых структур Госсовета связано прежде всего с постепенным сокращением государственных заказов, которые устанавливал государственный плановый комитет. В течение 90-х годов количество госзаказов в наименованиях продукции было уменьшено с 2 тыс. до 400, что привело к значительному сокращению аппарата Госсовета и ликвидации некоторых министерств и ведомств. Количество органов центрального подчинения в середине 90-х годов было сокращено с 86 до 59.
Всего в Госсовете КНР
после проведения реорганизации
в 1998 г. было оставлено 29 ведомств, имеющих
статус министерств (до реорганизации
их было 42). Еще большие изменения
коснулись министерского звена:
из 29 министерств были сокращены 12 (министерства
угольной, металлургической, машиностроительной,
электронной промышленности, внутренней
торговли и др.). Вместе с тем в
обновленной структуре
К числу рабочих органов Госсовета относятся канцелярии по делам Сянгана и Аомэня, по делам зарубежных китайцев, по внешним делам, по правовым вопросам, по реформе экономической системы. Из состава этой категории органов выведены канцелярии по специальным экономическим зонам, по вопросам информации, по делам Тайваня. Отчасти изменения в составе рабочих органов Госсовета можно объяснить утратой прежней степени важности отдельных направлений в работе правительства.
Одновременно увеличилось (с 11 до 18) количество органов управления, напрямую подчиненных правительству: главное управление по радиовещанию, кинематографии и телевидению; главное таможенное управление; управление гражданской авиации Китая; главное государственное налоговое управление; государственное управление по защите окружающей среды; государственное управление по делам религий и др.
Увеличилось также (с 8 до 10) количество организаций правительственного подчинения: Академия наук, Академия общественных наук, управления по метеорологии и сейсмологии, агентство Синьхуа и отделение агентства Синьхуа в Сянгане, патентное управление.
После реформы госаппарата в 1998 г. в ведении Госсовета было оставлено 17 крупных объединений, которые хорошо зарекомендовали себя в предыдущие годы и в настоящее время добились успеха на внутреннем и международном рынках: Китайская корпорация авиационной промышленности, Китайская корпорация ядерной промышленности, Китайская генеральная корпорация по производству вооружений, Всекитайская угольная корпорация, Всекитайская нефтяная корпорация, Всекитайская корпорация по производству табачных изделий, Китайская корпорация электронной промышленности, Китайская государственная корпорация судостроительной промышленности, Китайская энергетическая корпорация и др.
Заметно уменьшилась и
штатная численность
Таким образом, основным направлением совершенствования кадровой политики стало сокращение избыточного количества служащих в управленческих звеньях различного уровня и акцент на оптимальное и эффективное использование специалистов и управленцев.
Однако некоторые
Важная особенность
Была создана так называемая "вертикаль ответственности" нижестоящих структур перед вышестоящими, а также перед ВСНП и Госсоветом. При этом административные власти напрямую не распоряжались собственностью: они делегировали это право предприятиям, фирмам, компаниям, непосредственно работавшим с госсобственностью. По существу, контроль осуществлялся только за тем, чтобы операции с собственностью проводились строго в пределах законов и определенных государством правил.
На местном уровне действовала трехзвенная система участия государства в управлении государственной собственностью: первое звено включало в себя провинциальную или городскую комиссию государственной собственности, которая представляла интересы государства на уровне конкретной административной единицы; второе звено состояло из генеральных отраслевых объединений, которые выполняли функции распорядителей государственной собственностью; третье звено представляли отдельные фирмы и компании, которым второе звено передавало право непосредственно оперировать госсобственостью.
XV съезд КПК достаточно
критично оценил деятельность
этих структур, подчеркнув, что они
не сумели в полной мере
реализовать возлагавшиеся на
них надежды, что приводило
к многочисленным
Важным направлением реформы
явилась некоторая
Образование отраслевых объединений поощрялось китайским руководством вплоть до XV съезда КПК (1998 г.). Это связано с целым рядом причин: необходимо было трудоустроить значительное количество кадровых работников, которые подпадали под сокращение в результате реформ, и обеспечить нормальное функционирование экономики в новых условиях, когда демонтировались структуры в министерствах, а рынок еще недостаточно сформировался, чтобы эффективно регулировать экономические процессы на низовом уровне. Поэтому отраслевые управления должны были выполнять наполовину административные функции, наполовину — коммерческие. При этом они имели доступ к государственным финансовым средствам и материалам, что вполне устраивало управленцев, которые взамен утраты административных постов в руководстве приобретали возможность зарабатывать большие деньги, переместившись на руководящие должности в экономических структурах.
Российские исследователи Л. Гудошников и К. Кокарев считают, что для устойчивости политического режима КНР на этапе его реформирования позитивное значение отраслевых объединений было очевидным. Они гарантировали стабильность правительственного аппарата в центре и на местах, поскольку способствовали относительному урегулированию проблемы занятости кадров в процессе реформ. Сохранение занятости сопровождалось и сохранением привилегий, материальных выгод, которыми всегда обладали управленцы. Создание отраслевых объединений стимулировало активность рыночных отношений, так как объединения только в течение трех лет с момента своего возникновения находились на бюджетном финансировании, а затем полностью входили в рыночные отношения. К концу 1992 г. в стране уже насчитывалось 486700 государственных отраслевых объединений. При этом 10% из них были организованы партийными и правительственными чиновниками [5].
Китайские исследователи обращают внимание на то, что практика использования отраслевых объединений была далеко не безупречной: использовалась финансовая "дань" предприятий, которую те передавали в распоряжение отраслевых объединений, что вело к иждивенческому положению отраслевых объединений и вносило напряженность в отношения между ними и подведомственными предприятиями. Имели место и другие финансовые злоупотребления, а также факты откровенного вмешательства объединений в рыночный процесс — непосредственно в производственные и торговые операции предприятий, что наносило серьезный ущерб развитию экономики. Другими словами, создание отраслевых объединений вело к усилению регионализма и появлению отраслевых монополистов в разных отраслях экономики [3].
После XV съезда КПК китайское
руководство постепенно начало пересматривать
отношение к отраслевым объединениям,
часть из них была ликвидирована,
особенно это коснулось легкой промышленности,
текстильной промышленности и некоторых
других промышленных объединений. Сегодня
важную роль в деятельности китайского
правительства в центре и на местах
играют координирующие и временные
органы, подчиненные Госсовету. Они
создаются и расформировываются
в зависимости от текущих политических
и экономических задач и
В ходе реформы на местном
уровне образовались новые структуры:
генеральные акционерные
Провинциальные и городские
правительства заключали с
Информация о работе Современные административные реформы в Китае