Социально-политические конфликты в обществе и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть особенности социальных конфликтов и пути их разрешения.
Основные задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. На основе теоретического анализа изучения проблемы рассмотреть возникновение и основные функции социального конфликта.
3. Рассмотреть сущность и специфику путей разрешения социальных конфликтов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА .......................................................................................................4
1.1 Причины и стадии развития политических конфликтов…………………6
1.2 Типология конфликтов по общественно-политическим признакам …….7
1.3 Типология конфликтов по социально-экономическим признакам……..10
ГЛАВА II. ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ…...............................................................................................13
Заключение…………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………17

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

    Специфика объекта и субъектов политики накладывает отпечаток и на саму специфику политического конфликта. Среди особенностей политического  конфликта представляются наиболее важными следующие: 

    Первое - открытость. Политика - это сфера  легитимированной обществом борьбы, она является способом ослабить социальное напряжение, разрядить эмоции в политическом состязании. Ей присуща обязательная публичность, открытость. 

    Второе  - масштабность. Политический конфликт имеет свойство втягивать большие группы индивидов, для мобилизации которых и требуется публичность. 

    Третье - всеохватность, широта. Политический конфликт сопровождает любые политические действия. Образ мышления политиков заключен в самой манере их поведения. 

    Четвертое - всеобщность значения. Каким бы по масштабности ни был политический конфликт, он всегда завершается принятием  решения на государственном уровне и его разрешение обязательно  дня всех членов общества. 

    Пятое - базирование на принципе "господство - подчинение". Поскольку в любом обществе доминирующей является вертикаль государственной власти, главной целью неизбежно становится установление политического господства определенной стороны политического конфликта. 

    Шестое - возможность прибегать к использованию  силовых ресурсов как к инструменту  разрешения конфликта. Следует помнить, что лишь государство обладает правом легального применения силы. Поэтому  именно за обладание государственной  властью идет борьба в рамках политического конфликта. 

    Если  давать типологию политических конфликтов, можно выделить следующие критерии классификации: 

    · по сфере распространения: внутриполитические и внешнеполитические межгосударственные конфликты; 

    · по типу политической системы: конфликты тоталитарных, командно-бюрократических и демократических политических систем; 

    · по характеру предмета конфликта: конфликты  политических интересов, статусно-ролевые  конфликты, а также конфликты  политических ценностей и политической идентификации.

    В современной политологической литературе принято деление политических систем на четыре группы: либеральные, демократические, авторитарные и тоталитарные. Каждый из вариантов политической системы  опирается на определенные стереотипы политического поведения, которые и составляют основу конфликтного взаимодействия определенного рода. 

    Современная Россия рассматривается как общество переходного типа - при этом имеется  в виду, что переход осуществляется от тоталитаризма к демократии. В  действительности же сейчас наблюдается попятное движение к авторитарной, командно-бюрократической системе. Поэтому политические конфликты, скорее скрытые, чем явные, оказываются все более и более острыми. 

    Конфликты тоталитарных режимов характеризуются  прежде всего статусно-ролевыми моментами, они связаны с близостью или удаленностью от политической власти. Многие реальные политические конфликты становятся скрытыми, подавленными, т.е. приобретают латентный характер. Политические конфликты в тоталитарной системе максимально идеологизированы. Идеология превращается в непререкаемую ценность, не подлежащую никакой критике. Инакомыслие объявляется уголовным преступлением.

    Конфликты демократического общества локализованы в собственно политической сфере: Они  не распространяются на частную жизнь граждан, не подчиняют себе развитие экономики, не стремятся охватить духовную сферу. Конфликтные ситуации характеризуются меньшей напряженностью и рассматриваются в рамках свободной рациональной дискуссии, а не замалчиваются и не подавляются. Необходимо наличие четко отработанных процедур, правил локализации и регулирования политических конфликтов. 

    Можно проследить три аспекта проблем  политической власти в конфликтах российского  общества: 

    · конфликты в самой власти, противоборство между различными политическими  силами за обладание властью;

    · роль власти в конфликтах в других сферах жизни общества, которые как-то влияют на основы существования самой  власти;

    · роль государственной власти в ряде случаев как посредника в конфликтах. 

    Основными конфликтами в сфере власти в  современных условиях выступают: 

    1. конфликты между ветвями власти (законодательной, исполнительной, судебной);
    2. конфликты внутри парламента между Государственной думой и Советом Федерации;
    3. конфликты внутри самих палат Федерального собрания;
    4. конфликты между политическими партиями и движениями;
    5. конфликты между звеньями управленческого аппарата и др.
 
 
 
 

1.3 Типология конфликтов по социально-экономическим признакам 

    С точки зрения социально-экономической наиболее общими являются конфликты потребностей и конфликты интересов. 

    Конфликты потребностей 

    Современная ситуация в мире выдвигает проблему ресурсов или жизненных потребностей на одно из первых мест. Как известно, имеются различные оценки состояния экономических и демографических ресурсов применительно как к миру в целом, так и к его отдельным регионам, странам и народам. Эти оценки распадаются, как правило, на две крайние группы - пессимистические и оптимистические. 

    Конфликты по поводу потребностей могут быть подразделены на два типа: во-первых, конфликты из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; во-вторых, из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей.

    Исследование  конфликта в сфере удовлетворения потребностей людей (питание, жилье, медицинское обслуживание, соотношение заработной платы и цен, пенсионное обслуживание, семейная политика, решение экологических проблем) предполагает пересмотр нормативистского подхода, все еще доминирующего при разработке основных проблем социальной политики. Суть этого подхода состоит в определении некоторого среднедушевого показателя обеспечения жизненных потребностей (например, "научно обоснованного" метража жилой площади на человека или "научно обоснованных" нормативов потребления мяса, овощей и т.д.) и сравнения с этим показателем достигнутого на этот год показателя реального потребления опять же в среднедушевом измерении. 

    Этот  подход, по сути, исходит из уравнительной  трактовки потребностей. Он не учитывает  реальных механизмов распределения и потребления. Иногда этот подход программирует отставание России от развитых и цивилизованных стран мира по принципу "навсегда". Достаточно сказать, что в настоящее время в странах Западной Европы активно обсуждается вопрос о необходимости введения всеобщего обязательного высшего образования, с самым активным участием в этом процессе государства. В это же самое время в России по-прежнему узаконена количественная норма потребности страны в гражданах с высшим образованием всего... в 1,7% населения (170 человек на 10000 человек населения). И эта норма считается социально и экономически, т.е. научно обоснованной. 

    Не  случайно теоретическая модель удовлетворения потребностей населения и реальный процесс находились и находятся  до сих пор в вопиющем противоречии друг с другом, что провоцирует протестное поведение населения в рамках этих конфликтов. 

    Конфликты интересов  

    Общее между потребностями и интересами состоит в том, что в обоих  случаях мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими на их социальное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей на обладание теми благами, которые оказываются жизненно необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности человека, то интересы - это те стимулы действия, которые проистекают из взаимного отношения людей друг к другу. 

    Непосредственный  предмет социального интереса - это  не само благо как таковое, а те позиции индивида или социального  слоя, которые обеспечивают возможность  получения этого блага. А поскольку эти позиции неравны, постольку интересы в определенном смысле более конфликто-генны, чем потребности. Как в повседневном общении, так и в теоретическом анализе интересы гораздо чаще соединяются с социальным положением, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставляемых действующему лицу обществом. Именно социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы. Через возможное и в принципе доступное оно воздействует и на формирование реалистических желаний и стремлений. 

    Со  стороны общества на формирование интересов  оказывают наибольшее воздействие  институты и системы распределения  жизненных благ, сложившиеся в  нем. Так или иначе через системы  распределения решается задача организации любой социальной общности: соотнесения результата деятельности и признания этого результата через вознаграждение. В качестве вознаграждения может использоваться весьма широкий спектр не только имущественных, но и духовных благ, предоставление которых означает повышение престижа вознаграждаемого лица или социальной группы за то, что считается или признается полезным для общества. В рамках бюрократической системы гораздо большее значение в качестве средства вознаграждения имеют, например, продвижение по службе, всевозможные льготы и привилегии для чиновников. Поскольку последние противопоставлены широким слоям населения, постольку этот факт является постоянно действующим источником конфликтов в обществе. 

    На  Западе в социальных конфликтах фигурирует противоречие между системой благосостояния и системой труда. В России же раздел борьбы идет не только по линии "работники - предприниматели", но и по линиям "трудовые коллективы - правительство" и "граждане - чиновники". Наряду с требованиями о повышении зарплаты, уровня жизни, ликвидации задолженностей неуклонно растут требования коллективов, связанные с отстаиванием своего права на имущество предприятий. Поскольку основным субъектом перераспределения собственности являются органы государственной власти, а сама собственность сосредоточена в их руках, то социально-экономические выступления своим острием направлены против политики правительства в центре и на местах. Точно также обстоит дело с противостоянием граждан и чиновников в контексте системы льгот и привилегий. 

    Серьезные предпосылки к конфликтам содержат в себе социально-экономические  отношения между средними и мелкими  предпринимателями, с одной стороны, и властными структурами - с другой. Причины: абсолютная незаинтересованность бюрократии в наличии даже относительной независимости от нее мелкого, не говоря уже о среднем, бизнеса. Тотальная зависимость от бюрократии производства и потребления - форма и способ ее существования, которые она воспроизводит всеми доступными ей методами, далее - коррупция, неопределенность функций многих государственных служащих, неоднозначность толкования законов. Возрастает значение характера отношений по линии "предприниматели - основная масса населения". Фактором, способствующим обострению ситуации, является многократное различие расходов между самыми богатыми и самыми бедными. 

    Если  попытаться классифицировать конфликты  в социально-экономической сфере, то типология неизбежно коснется основных социальных сфер современного российского общества. В частности, это будут конфликты в сфере образования, медицинского обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, жилищного строительства, галопирующего роста цен (ценовая политика осуществляется государством), материнства и детства, занятости, оплаты труда, пенсионного обеспечения; социального вспоможения инвалидам и др. 
 
 
 
 

  ГЛАВА II. Пути разрешения социально-политических конфликтов 

    Предупреждение  и разрешение конфликтов находится, и это совершенно очевидно, в распоряжении власть имущих. Любая политическая инстанция, обладающая монополией на законное принуждение (насилие), порождена необходимостью справляться с конфликтами. Для этого она наделена властью, финансами, силовыми структурами. Власть, не справившаяся с конфликтами, неизбежно терпит поражение.  

    Сдерживающими факторами конфликтов в политической области, средством их предупреждения является высокий уровень социально-экономического развития и политической культуры общества, а также доверие к власти и закону. 

    Важно отметить и искусство политического  маневрирования как средство предупреждения конфликта. В свое время английский философ Ф. Бэкон писал: “В самом деле искусно и ловко тешить народ надеждами, вести людей от одной надежды к другой, есть одно из лучших противоядий против недовольства. Поистине, мудро то правительство, которое умеет убаюкивать людей надеждами, когда оно не может удовлетворить их нужды, и ведет дело таким образом, чтобы любое зло смягчено было надеждой: а это не так уж трудно, ибо, как отдельные лица, так и целые партии, весьма склонны тешить себя надеждами или хотя бы заявлять о них вслух, если сами уж не верят”[2].  

Информация о работе Социально-политические конфликты в обществе и пути их разрешения