Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:18, контрольная работа
Цель исследования – рассмотреть особенности социальных конфликтов и пути их разрешения.
Основные задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. На основе теоретического анализа изучения проблемы рассмотреть возникновение и основные функции социального конфликта.
3. Рассмотреть сущность и специфику путей разрешения социальных конфликтов.
Введение………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА .......................................................................................................4
1.1 Причины и стадии развития политических конфликтов…………………6
1.2 Типология конфликтов по общественно-политическим признакам …….7
1.3 Типология конфликтов по социально-экономическим признакам……..10
ГЛАВА II. ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ…...............................................................................................13
Заключение…………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………17
Специфика
объекта и субъектов политики
накладывает отпечаток и на саму
специфику политического
Первое
- открытость. Политика - это сфера
легитимированной обществом борьбы,
она является способом ослабить социальное
напряжение, разрядить эмоции в политическом
состязании. Ей присуща обязательная
публичность, открытость.
Второе
- масштабность. Политический конфликт
имеет свойство втягивать большие группы
индивидов, для мобилизации которых и
требуется публичность.
Третье
- всеохватность, широта. Политический
конфликт сопровождает любые политические
действия. Образ мышления политиков
заключен в самой манере их поведения.
Четвертое
- всеобщность значения. Каким бы
по масштабности ни был политический
конфликт, он всегда завершается принятием
решения на государственном уровне
и его разрешение обязательно
дня всех членов общества.
Пятое
- базирование на принципе "господство
- подчинение". Поскольку в любом обществе
доминирующей является вертикаль государственной
власти, главной целью неизбежно становится
установление политического господства
определенной стороны политического конфликта.
Шестое
- возможность прибегать к
Если
давать типологию политических конфликтов,
можно выделить следующие критерии
классификации:
·
по сфере распространения: внутриполитические
и внешнеполитические межгосударственные
конфликты;
·
по типу политической системы: конфликты
тоталитарных, командно-бюрократических
и демократических политических систем;
· по характеру предмета конфликта: конфликты политических интересов, статусно-ролевые конфликты, а также конфликты политических ценностей и политической идентификации.
В
современной политологической литературе
принято деление политических систем
на четыре группы: либеральные, демократические,
авторитарные и тоталитарные. Каждый
из вариантов политической системы
опирается на определенные стереотипы
политического поведения, которые и
составляют основу конфликтного взаимодействия
определенного рода.
Современная
Россия рассматривается как общество
переходного типа - при этом имеется
в виду, что переход осуществляется
от тоталитаризма к демократии. В
действительности же сейчас наблюдается
попятное движение к авторитарной, командно-бюрократической
системе. Поэтому политические конфликты,
скорее скрытые, чем явные, оказываются
все более и более острыми.
Конфликты тоталитарных режимов характеризуются прежде всего статусно-ролевыми моментами, они связаны с близостью или удаленностью от политической власти. Многие реальные политические конфликты становятся скрытыми, подавленными, т.е. приобретают латентный характер. Политические конфликты в тоталитарной системе максимально идеологизированы. Идеология превращается в непререкаемую ценность, не подлежащую никакой критике. Инакомыслие объявляется уголовным преступлением.
Конфликты
демократического общества локализованы
в собственно политической сфере: Они
не распространяются на частную жизнь
граждан, не подчиняют себе развитие экономики,
не стремятся охватить духовную сферу.
Конфликтные ситуации характеризуются
меньшей напряженностью и рассматриваются
в рамках свободной рациональной дискуссии,
а не замалчиваются и не подавляются. Необходимо
наличие четко отработанных процедур,
правил локализации и регулирования политических
конфликтов.
Можно
проследить три аспекта проблем
политической власти в конфликтах российского
общества:
· конфликты в самой власти, противоборство между различными политическими силами за обладание властью;
· роль власти в конфликтах в других сферах жизни общества, которые как-то влияют на основы существования самой власти;
·
роль государственной власти в ряде
случаев как посредника в конфликтах.
Основными
конфликтами в сфере власти в
современных условиях выступают:
1.3 Типология
конфликтов по социально-экономическим
признакам
С
точки зрения социально-экономической
наиболее общими являются конфликты потребностей
и конфликты интересов.
Конфликты
потребностей
Современная
ситуация в мире выдвигает проблему
ресурсов или жизненных потребностей
на одно из первых мест. Как известно,
имеются различные оценки состояния
экономических и демографических ресурсов
применительно как к миру в целом, так
и к его отдельным регионам, странам и
народам. Эти оценки распадаются, как правило,
на две крайние группы - пессимистические
и оптимистические.
Конфликты по поводу потребностей могут быть подразделены на два типа: во-первых, конфликты из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; во-вторых, из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей.
Исследование
конфликта в сфере
Этот
подход, по сути, исходит из уравнительной
трактовки потребностей. Он не учитывает
реальных механизмов распределения и
потребления. Иногда этот подход программирует
отставание России от развитых и цивилизованных
стран мира по принципу "навсегда".
Достаточно сказать, что в настоящее время
в странах Западной Европы активно обсуждается
вопрос о необходимости введения всеобщего
обязательного высшего образования, с
самым активным участием в этом процессе
государства. В это же самое время в России
по-прежнему узаконена количественная
норма потребности страны в гражданах
с высшим образованием всего... в 1,7% населения
(170 человек на 10000 человек населения). И
эта норма считается социально и экономически,
т.е. научно обоснованной.
Не
случайно теоретическая модель удовлетворения
потребностей населения и реальный
процесс находились и находятся
до сих пор в вопиющем противоречии
друг с другом, что провоцирует протестное
поведение населения в рамках этих конфликтов.
Конфликты
интересов
Общее
между потребностями и
Непосредственный
предмет социального интереса - это
не само благо как таковое, а те
позиции индивида или социального
слоя, которые обеспечивают возможность
получения этого блага. А поскольку эти
позиции неравны, постольку интересы в
определенном смысле более конфликто-генны,
чем потребности. Как в повседневном общении,
так и в теоретическом анализе интересы
гораздо чаще соединяются с социальным
положением, которое фиксирует на определенное
время совокупность возможностей, предоставляемых
действующему лицу обществом. Именно социальное
положение очерчивает границы доступного
и возможного для индивида и социальной
группы. Через возможное и в принципе доступное
оно воздействует и на формирование реалистических
желаний и стремлений.
Со
стороны общества на формирование интересов
оказывают наибольшее воздействие
институты и системы
На
Западе в социальных конфликтах фигурирует
противоречие между системой благосостояния
и системой труда. В России же раздел борьбы
идет не только по линии "работники
- предприниматели", но и по линиям "трудовые
коллективы - правительство" и "граждане
- чиновники". Наряду с требованиями
о повышении зарплаты, уровня жизни, ликвидации
задолженностей неуклонно растут требования
коллективов, связанные с отстаиванием
своего права на имущество предприятий.
Поскольку основным субъектом перераспределения
собственности являются органы государственной
власти, а сама собственность сосредоточена
в их руках, то социально-экономические
выступления своим острием направлены
против политики правительства в центре
и на местах. Точно также обстоит дело
с противостоянием граждан и чиновников
в контексте системы льгот и привилегий.
Серьезные
предпосылки к конфликтам содержат
в себе социально-экономические
отношения между средними и мелкими
предпринимателями, с одной стороны,
и властными структурами - с другой.
Причины: абсолютная незаинтересованность
бюрократии в наличии даже относительной
независимости от нее мелкого, не говоря
уже о среднем, бизнеса. Тотальная зависимость
от бюрократии производства и потребления
- форма и способ ее существования, которые
она воспроизводит всеми доступными ей
методами, далее - коррупция, неопределенность
функций многих государственных служащих,
неоднозначность толкования законов.
Возрастает значение характера отношений
по линии "предприниматели - основная
масса населения". Фактором, способствующим
обострению ситуации, является многократное
различие расходов между самыми богатыми
и самыми бедными.
Если
попытаться классифицировать конфликты
в социально-экономической
ГЛАВА II. Пути разрешения
социально-политических
конфликтов
Предупреждение
и разрешение конфликтов находится,
и это совершенно очевидно, в распоряжении
власть имущих. Любая политическая
инстанция, обладающая монополией на законное
принуждение (насилие), порождена необходимостью
справляться с конфликтами. Для этого
она наделена властью, финансами, силовыми
структурами. Власть, не справившаяся
с конфликтами, неизбежно терпит поражение.
Сдерживающими
факторами конфликтов в политической
области, средством их предупреждения
является высокий уровень социально-экономического
развития и политической культуры общества,
а также доверие к власти и закону.
Важно
отметить и искусство политического
маневрирования как средство предупреждения
конфликта. В свое время английский философ
Ф. Бэкон писал: “В самом деле искусно
и ловко тешить народ надеждами, вести
людей от одной надежды к другой, есть
одно из лучших противоядий против недовольства.
Поистине, мудро то правительство, которое
умеет убаюкивать людей надеждами, когда
оно не может удовлетворить их нужды, и
ведет дело таким образом, чтобы любое
зло смягчено было надеждой: а это не так
уж трудно, ибо, как отдельные лица, так
и целые партии, весьма склонны тешить
себя надеждами или хотя бы заявлять о
них вслух, если сами уж не верят”[2].
Информация о работе Социально-политические конфликты в обществе и пути их разрешения