Социально политические идеи Мо-цзы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:26, реферат

Описание работы

Политические и правовые учения в специальном смысле этого понятия появились в ходе долгого существования раннеклассовых обществ и государств.

В теоретико-познавательном плане генезис политических и правовых теорий проходил в русле постепенной рационализации первоначальных мифических представлений.

У древних египтян, индусов, китайцев, греков, римлян, политико-правовая мысль опирается на мифологические представления.

Древний мыслитель Геродот в своем труде «История» сообщает, что согласно источникам, со времени первого египетского царя до времени геродотовского посещения Египта (V в. до н. э.) прошло 341 поколение верховных жрецов и царей и в течение всего этого времени в Египте правили только смертные люди. До этого в Египте царствовали Боги, которые жили совместно с людьми.

Работа содержит 1 файл

Экзамен по ИПУ. Краткие ответы до Аль Фараби и пр. пидарасов.docx

— 36.77 Кб (Скачать)

13. Августин Блаженный о государстве и праве

 

    Аврелий Августин (354–430 гг.)  – один из видных идеологов христианской церкви и западной патристики. Основный труды: «О граде Божием», «О свободной воле».

    Августин  подчеркивает, что при всем многообразии и различии народов, каждый из которых  жил и живет «по особым уставам  и обычаям», всегда существовало «не  более как два рода человеческого  общения», «два града», состоящих соответственно из людей, живущих по плоти или  также и по духу.

    В этом августиновском различении в рамках человеческого общежития двух противоположных типов общения в специфически христианизированной форме проявляется определенное влияние на него предшествующих концепций, в частности: положения Платона о наличии в каждом государстве, по существу, двух государств (государства богатых и государства бедных), представлений стоиков о двух полисах (отдельном полисе – государстве и мировом, космическом полисе), манихейских идей о борьбе двух начал (дьявольского и божественного).

    По  поводу определения государства  у Цицерона Августин замечает, что  оно больше подходит для определения  церкви: союз людей только тогда  основывается на праве, когда сочетается со справедливостью.

    Формы правления различаются в зависимости  от тех обязанностей, которые возлагаются  на верховную власть.

    Главными  среди них он считает моральные  и религиозные обязанности, в  частности, уважение к богу и уважение к человеку. В противоположность  аристотелевской традиции он не проявляет  интереса к утилитарным преимуществам  или, напротив, неудобствам той или  иной формы.

    Государство, в котором игнорируется право (как  воплощение справедливости) – погибшее государство . Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.

    Несмотря  на появление христианизированных  государств, Августин не отождествляет  христианскую общину и государство, град божий и церковь. Развивая вслед  за своим учителем епископом Амвросием  идею верховенства церкви над государством, Августин, считаясь с политической реальностью своего времени, часто  именует церковь пленницей, которая  вынуждена сносить несовершенство навязываемых ей человеческой властью  законов, но в то же время признает право государства на поддержку церкви и вмешательство в борьбу церкви против еретиков или соперничающих религий. В обязанности христиан по отношению к христианскому правителю вменяется лояльность, а в обязанность церкви – быть наставницей в гражданских добродетелях и в проповеди духа «братства».

    Отношение Августина к праву:

    1) в области человеческих отношений действует вечный нерушимый закон.

    2) естественные, божественные и человеческие законы налагают на человека определенные обязанности, которые следует выполнять;

    3) естественное право возводится к богу и носит теономный характер;

    4) в языческом обществе и у языческих народов, согласно Августину, бог не воздает каждого ему принадлежащего, и там, следовательно, нет ни подлинного права и закона, ни народа как правовой общности;

    5) за избранными право господствования над грешниками и в принципе над всеми своими противниками, которых они в состоянии будут победить в «справедливой войне», ведущейся по всевышнему «дозволению или указанию»;

    6) наказание никогда не является внешним произволом, поскольку справедливое наказание, уже содержится в самой вине и неизбежно вытекает из нее.

    Заметную  роль учение Августина сыграло в  развитии христианско-теологических  концепций этики, политики и права. 

14. Схоластическое толкование политики и права

 

    Философия Средних веков носит название схоластики . Ее характерная особенность заключается в тесной связи с религией.

    Схоластика  имеет своей задачей доказать посредством логических рассуждений  истинность догматов христианской религии, иначе обязано объяснить разумом  то, что предполагает вера.

    Отличительные черты схоластики:

    · служит делу христианской веры;

    · при помощи языческих мыслителей.

    Метод схоластики – это исключительно силлогизм, воспринятый от Аристотеля. Суть его в том что надо было найти основное положение, почерпнутое у авторитетного источника и уже из него, путем дедуктивным, делать ряд выводов, которые в совокупности могли составить целую систему. Большой посылкой служил или догмат или положение признанного писателя.

    В истории схоластики выделяют два  периода, различающиеся по тому, кто  из корифеев языческой философии  является в данный момент признанным авторитетом в деле защиты католической веры против критикующего разума. Первый период с IX в. до конца XII в. – время господства Платона; второй период, главным образом XIII в. – эпоха господства Аристотеля.

    Ф. Аквинский (Аквинат) (1225–1274 гг.)  – основными трудами которого являются: «О правлении властителей», «Сумма теологии».

    Представления Ф. Аквинского о государстве –  первая попытка развить христианская доктрину государства на базе аристотелевской  «Политики».

    В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид удовлетворить в  одиночку свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает  политическая общность (государство). Процедура же утверждения государственности  аналогична процессу сотворения мира богом. При акте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах внутренне расчлененного миропорядка.

    Цель  государственности – «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. По мнению Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сословию – правителям, олицетворяющим собой государство.

    Выделяются  три элемента государственной  власти:

    · сущность государственной власти;

    · формы (происхождения);

    · использования.

    Сущность  власти – это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения.

    Формы правления:

    1) монархия;

    2) аристократия;

    3) олигархия;

    4) демократия;

    5) смешенная форма (аристократия и демократия).

    Согласно  Ф. Аквинскому, все законы связаны  между собой нитями субординации. Пирамиду законов венчает вечный закон – универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной.

    Естественный  закон схоластики понимают как отражение вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (бога) и уважать достоинство людей.

    Предназначение  естественного закона они видели в том, что в нем воплощалась сила и страх принуждать людей (создания по природе несовершенные) избегать зла и достигать добродетели. В отличие от закона естественного человеческий (позитивный) закон – это императив с меняющимся содержанием. Нормы человеческого закона могут быть в разных странах весьма несхожими.

    Право, утверждали представители схоластических учений, есть сфера правды, справедливости. Если уравнивание совершается в соответствии с человеческими установлениями, то имеет место право позитивное. 

15. Возрождение, Реформация и политико-правовые идеалы гуманизма

 

    Возрождение и реформация самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского средневековья, которые представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывающие устои старого, средневекового мира.

    Основное  содержание возрождения  и реформации – разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия.

    Эпоха Возрождения – период кризиса римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, формирование антисхоластического типа мышления, искусства и мировоззрения.

    Реформация  – облеченное в религиозную форму и буржуазное по социальной природе движение против феодального строя, выступление против защищавшего этот строй католицизма, борьба против непомерных притязаний римской курии.

    Основные  признаки Возрождения  и реформации:

    · ломка феодальных и возникновение  раннекапиталистических отношений;

    · усиление авторитета буржуазных прослоек общества;

    · критический пересмотр религиозных  учений, серьезный сдвиг в сторону  секуляризации «обмирщение» общественного  сознания.

    У истоков реформации стоял Мартин Лютер Кинг (1483–1546 гг.).

    Исходный  пункт лютеровского учения – тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед Богом, становясь тут как бы священником самому себе и не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея «всесвященства»).

    В своей концепции государства  М. Лютер предусмотрел, что в сфере  естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Властвует же целесообразно, управляет  только мудрый князь, который употребляет  власть не как привилегию, а отправляет ее как бремя, возложенное на него Богом. Христианский управитель должен считать себя слугой, а не господином народа.

    Т. Мюнцер (1490–1525 гг.) – представитель крестьянско-плебейского лагеря, является лидером реформационного движения и Крестьянской войны в Германии (1524–1526 гг.).

    Во  взглядах Мюнцера есть зачатки республиканских  идей. Отчетливо было сформулировано требование обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самими народными массами.

    Ж. Боден (1530–1596 гг.) , основной труд – «Шесть книг о республике».

    Государство по Ж. Бодену, есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву.

    Ячейкой государства выступает семья (домохозяйство). По своему статусу глава семьи  – прообраз и отражение государственной  власти. Государственность как организация  возникает посредством договора, а высшая ее цель не в том, чтобы  обеспечивать внешнее благоденствие  людей, но чтобы гарантируя мир внутри общности и защищать общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Не должно быть никаких поводов для выступления против государства.

    «Суверенитет, – утверждает Боден, – есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием означающим высшую власть повелевать».

    Абсолютность  суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть не знает  каких-либо ограничений для проявлений своего могущества. Боден выделяет пять признаков суверенитета:

    1) издание законов, адресуемых всем подданным и учреждениям государства;

    2) решение вопросов войны и мира;

    3) назначение должностных лиц;

    4) действие в качестве высшего суда в последней инстанции;

Информация о работе Социально политические идеи Мо-цзы