Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:26, реферат
Политические и правовые учения в специальном смысле этого понятия появились в ходе долгого существования раннеклассовых обществ и государств.
В теоретико-познавательном плане генезис политических и правовых теорий проходил в русле постепенной рационализации первоначальных мифических представлений.
У древних египтян, индусов, китайцев, греков, римлян, политико-правовая мысль опирается на мифологические представления.
Древний мыслитель Геродот в своем труде «История» сообщает, что согласно источникам, со времени первого египетского царя до времени геродотовского посещения Египта (V в. до н. э.) прошло 341 поколение верховных жрецов и царей и в течение всего этого времени в Египте правили только смертные люди. До этого в Египте царствовали Боги, которые жили совместно с людьми.
Аврелий Августин (354–430 гг.) – один из видных идеологов христианской церкви и западной патристики. Основный труды: «О граде Божием», «О свободной воле».
Августин подчеркивает, что при всем многообразии и различии народов, каждый из которых жил и живет «по особым уставам и обычаям», всегда существовало «не более как два рода человеческого общения», «два града», состоящих соответственно из людей, живущих по плоти или также и по духу.
В этом августиновском различении в рамках человеческого общежития двух противоположных типов общения в специфически христианизированной форме проявляется определенное влияние на него предшествующих концепций, в частности: положения Платона о наличии в каждом государстве, по существу, двух государств (государства богатых и государства бедных), представлений стоиков о двух полисах (отдельном полисе – государстве и мировом, космическом полисе), манихейских идей о борьбе двух начал (дьявольского и божественного).
По поводу определения государства у Цицерона Августин замечает, что оно больше подходит для определения церкви: союз людей только тогда основывается на праве, когда сочетается со справедливостью.
Формы
правления различаются в
Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности, уважение к богу и уважение к человеку. В противоположность аристотелевской традиции он не проявляет интереса к утилитарным преимуществам или, напротив, неудобствам той или иной формы.
Государство, в котором игнорируется право (как воплощение справедливости) – погибшее государство . Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.
Несмотря
на появление христианизированных
государств, Августин не отождествляет
христианскую общину и государство,
град божий и церковь. Развивая вслед
за своим учителем епископом Амвросием
идею верховенства церкви над государством,
Августин, считаясь с политической
реальностью своего времени, часто
именует церковь пленницей, которая
вынуждена сносить
Отношение Августина к праву:
1) в области человеческих отношений действует вечный нерушимый закон.
2) естественные, божественные и человеческие законы налагают на человека определенные обязанности, которые следует выполнять;
3) естественное право возводится к богу и носит теономный характер;
4) в языческом обществе и у языческих народов, согласно Августину, бог не воздает каждого ему принадлежащего, и там, следовательно, нет ни подлинного права и закона, ни народа как правовой общности;
5) за избранными право господствования над грешниками и в принципе над всеми своими противниками, которых они в состоянии будут победить в «справедливой войне», ведущейся по всевышнему «дозволению или указанию»;
6) наказание никогда не является внешним произволом, поскольку справедливое наказание, уже содержится в самой вине и неизбежно вытекает из нее.
Заметную
роль учение Августина сыграло в
развитии христианско-теологических
концепций этики, политики и права.
Философия Средних веков носит название схоластики . Ее характерная особенность заключается в тесной связи с религией.
Схоластика
имеет своей задачей доказать
посредством логических рассуждений
истинность догматов христианской религии,
иначе обязано объяснить
Отличительные черты схоластики:
· служит делу христианской веры;
· при помощи языческих мыслителей.
Метод схоластики – это исключительно силлогизм, воспринятый от Аристотеля. Суть его в том что надо было найти основное положение, почерпнутое у авторитетного источника и уже из него, путем дедуктивным, делать ряд выводов, которые в совокупности могли составить целую систему. Большой посылкой служил или догмат или положение признанного писателя.
В истории схоластики выделяют два периода, различающиеся по тому, кто из корифеев языческой философии является в данный момент признанным авторитетом в деле защиты католической веры против критикующего разума. Первый период с IX в. до конца XII в. – время господства Платона; второй период, главным образом XIII в. – эпоха господства Аристотеля.
Ф. Аквинский (Аквинат) (1225–1274 гг.) – основными трудами которого являются: «О правлении властителей», «Сумма теологии».
Представления Ф. Аквинского о государстве – первая попытка развить христианская доктрину государства на базе аристотелевской «Политики».
В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид удовлетворить в одиночку свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура же утверждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. При акте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах внутренне расчлененного миропорядка.
Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. По мнению Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сословию – правителям, олицетворяющим собой государство.
Выделяются три элемента государственной власти:
· сущность государственной власти;
· формы (происхождения);
· использования.
Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения.
Формы правления:
1) монархия;
2) аристократия;
3) олигархия;
4) демократия;
5) смешенная форма (аристократия и демократия).
Согласно Ф. Аквинскому, все законы связаны между собой нитями субординации. Пирамиду законов венчает вечный закон – универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной.
Естественный закон схоластики понимают как отражение вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (бога) и уважать достоинство людей.
Предназначение естественного закона они видели в том, что в нем воплощалась сила и страх принуждать людей (создания по природе несовершенные) избегать зла и достигать добродетели. В отличие от закона естественного человеческий (позитивный) закон – это императив с меняющимся содержанием. Нормы человеческого закона могут быть в разных странах весьма несхожими.
Право,
утверждали представители схоластических
учений, есть сфера правды, справедливости.
Если уравнивание совершается в соответствии
с человеческими установлениями, то имеет
место право позитивное.
Возрождение и реформация – самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского средневековья, которые представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывающие устои старого, средневекового мира.
Основное содержание возрождения и реформации – разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия.
Эпоха Возрождения – период кризиса римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, формирование антисхоластического типа мышления, искусства и мировоззрения.
Реформация – облеченное в религиозную форму и буржуазное по социальной природе движение против феодального строя, выступление против защищавшего этот строй католицизма, борьба против непомерных притязаний римской курии.
Основные признаки Возрождения и реформации:
· ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений;
· усиление авторитета буржуазных прослоек общества;
·
критический пересмотр
У истоков реформации стоял Мартин Лютер Кинг (1483–1546 гг.).
Исходный пункт лютеровского учения – тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед Богом, становясь тут как бы священником самому себе и не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея «всесвященства»).
В
своей концепции государства
М. Лютер предусмотрел, что в сфере
естественного права, в границах
мирских отношений светской власти
следует руководствоваться
Т. Мюнцер (1490–1525 гг.) – представитель крестьянско-плебейского лагеря, является лидером реформационного движения и Крестьянской войны в Германии (1524–1526 гг.).
Во взглядах Мюнцера есть зачатки республиканских идей. Отчетливо было сформулировано требование обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самими народными массами.
Ж. Боден (1530–1596 гг.) , основной труд – «Шесть книг о республике».
Государство по Ж. Бодену, есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву.
Ячейкой
государства выступает семья (домохозяйство).
По своему статусу глава семьи
– прообраз и отражение государственной
власти. Государственность как
«Суверенитет, – утверждает Боден, – есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием означающим высшую власть повелевать».
Абсолютность суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества. Боден выделяет пять признаков суверенитета:
1) издание законов, адресуемых всем подданным и учреждениям государства;
2) решение вопросов войны и мира;
3) назначение должностных лиц;
4) действие в качестве высшего суда в последней инстанции;