Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:58, реферат
Социальная защита населения является неотъемлемой функцией любого ориентированного государства. Система социальной защиты поддерживает социальную стабильность в обществе, способствует сохранению его устойчивости в периоды ускоренного развития или трансформации от одной системы к другой.
В нашей республике в системе социальной защиты можно выделить систему мер по государственному социальному страхованию и систему адресной социальной поддержки социально уязвимых слоев населения.
Однако из-за отсутствия средств такая помощь практически не оказывается, поэтому создание Общенационального фонда по поддержке малообеспеченных граждан даст возмож-ность оказывать реальную помощь малообеспеченным граж-данам. Постановлением правительства "О мерах по созданию Общенационального фонда по поддержке малообеспеченных граждан" определены основные направления деятельности фонда:
- предоставление малообеспеченным гражданам материальных и финансовых ресурсов;
- оказание услуг (проведение работ) малообеспеченным гражданам, содействие в реализации социальных программ;
- координация и контроль за деятельностью региональных фондов по поддержке малообеспеченных граждан.
Основной задачей при реформировании системы социальной поддержки населения является повышение ее эффективности. Поэтому в условиях ограниченности ресурсов стоит задача повышения эффективности действующих программ с учетом изменений в обществе и усиления адресности социальной поддержки населения. Первостепенное значение приобретает совершенствование действующей системы, поиск нетрадиционных подходов и разнообразных форм в целях повышения эффективности использования имеющихся ресурсов, пересмотр распределения бюджетных ассигнований, поиск новых источников финансирования и возможности большего участия частного сектора.
В целях повышения эффективности системы адресной социальной поддержки населения предполагается прежде всего изменение процедуры оказания адресной социальной помощи нуждающимся без изменения критериев выбора контингента для оказания помощи до 2001 года и затем переход к поэтапному доведению доходов малообеспеченных слоев населения до прожиточного минимума.
Вышеуказанные направления совершенствования адресной социальной поддержки населения предусматривают три этапа в соответствии со стратегией социального развития до 2030 года.
Первый этап реформирования системы социальной защиты населения в Республике Казахстан — организационный — необходимо начать в 1998 году с организационной перестройки системы оказания социальной помощи нуждающимся в связи с постепенным изменением функций органов социальной защиты населения в ходе реформирования системы обеспечения.
Организационная перестройка системы оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам требует необходимости создания единых Центров социальной помощи населению во всех областных и районных звеньях на базе Центров жилищных пособий с передачей им соответствующих функций назначения пособий семьям, имеющим детей, от предприятий и организаций (по работающим гражданам) и от комиссий по назначению пособий неработающим гражданам при городских и районных органах по труду и социальной защите населения.
Единые Центры должны быть наделены функциями консультативного, психологического, реабилитационного и непосредственно выплатного характера и обладать широкими полномочиями в вопросах предоставления социальной поддержки малообеспеченным слоям населения.
В целях унификации помощи, оказываемой государством по содержанию жилья и оплате коммунальных услуг, будет 1 изменен порядок компенсации расходов на содержание жилища, за коммунальные услуги и топливо отдельным категориям малообеспеченных граждан, т.е. вместо компенсации будут выплачиваться жилищные пособия.
Для улучшения оказания социальной помощи малоимущему населению в территориальных центрах социального обслуживания пенсионеров и инвалидов и в отделениях социальной помощи на дому одиноким престарелым и нетрудоспособным гражданам будет разработан механизм привлечения средств благотворительных фондов и Международного Красного Креста.
Реформирование системы социальной защиты населения связано с необходимостью обеспечения реализации социальных программ, облегчающих положение беднейшей части населения. При этом предполагается направление имеющихся ресурсов на улучшение материального положения нуждающихся посредством усиления адресной системы социальной защиты населения в республике и более эффективного использования бюджетных средств, направляемых на социальную защиту.
Уде на первом этапе реформирования нужно внедрить систему обеспечения школьников из малообеспеченных семей необходимым набором одежды, учебников и канцелярских принадлежностей в связи со сложным материальным положением малообеспеченных семей и высокими ценами на школьные товары (по Национальному отчету человеческого развития к 1997 году доля детей в возрасте 6-13 лет, не посещающих школу, достигла 14 %).
Реформирование системы социальной поддержки для адресного предоставления ее наиболее нуждающимся семьям и сохранения при этом стимулов к труду требует разработки нового механизма оказания адресной социальной помощи, объединив их в один вид — доплату до черты бедности. Это предполагается начать осуществлять на втором этапе. Черта бедности должна быть установлена на уровне, обеспечивающем прожиточный минимум. Но до 2001 года критерием для оказания социальной поддержки населению должен остаться двукратный размер расчетного показателя. С 2001 года можно перейти к поэтапному доведению доходов малообеспеченных слоев населения до прожиточного минимума, который к этому времени по нашей оценке превысит 4 тыс. тенге.
Размер пособия будет дифференцироваться в зависимости от материального положения семьи и ее размера и состава через механизм доплат до прожиточного минимума.
Исходя из этого, необходима такая система социальной помощи бедным слоям населения, которая, с одной стороны, поддерживала бы их на определенном уровне, и, с другой стороны, не снижала определенные стимулы к труду. Этого можно достичь, придав такой системе доплатной характер, т.е. обеспечить каждой семье, относящейся к категории нуждающихся, минимально допустимый уровень дохода (черту бедности), к которому стремится, но не способна самостоятельно достичь наиболее экономически уязвимая часть населения (пенсионеры и инвалиды, многодетные, неполные и опекунские семьи).
Таким образом, размер пособия мог бы дифференцироваться в зависимости от социально-экономического положения семьи и ее состава.
На втором этапе необходимо внедрить также и пособие матерям "Роды — оплачиваемая работа".
Учитывая обострение демографической обстановки в республике, перед нашей страной стоит задача разработки и осуществления -государственной политики в области народонаселения, адекватной новой ситуации.
На третьем этапе 2010-2030 годы для достижения целей, поставленных в стратегическом плане развития республики на 2000-2030 годы, в вопросах численности населения в нашей республике необходимо внести изменения в систему социальной защиты населения. Необходимо изменение политики в помощи семьям с детьми в целях стимулирования рождения первых четверых детей при соблюдении интервала рождения между ними в 3 года.
Также целесообразно создание государственных и содействие в организации частных служб по оказанию помощи семье в воспитании и уходе за детьми, создание центров социальной адаптации для женщин, подростков и детей, ушедших из дома, вернувшихся из мест заключения, после принудительного лечения в наркодиспансерах, подвергшихся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающих социально обусловленными заболеваниями, детей из числа беженцев, а также находящихся в колониях различного типа. В центрах будет оказываться как психологическая помощь, так и помощь в получении профессии и в поиске работы.
Необходимо открытие центров по оказанию помощи в дневном содержании престарелых членов семьи, нуждающихся в постороннем уходе, безработным на период поиска ими работы или обучения профессии.
Целью реформирования системы социальной защиты в целом и, в частности, системы социальной поддержки социально-уязвимых слоев населения является необходимость повышения эффективности последней.